Эссе как форма олимпиады по робототехнике
Минобрнауки утвердило 9 сентября перечень и уровни олимпиад школьников на 2015/16 учебный год. Среди них есть и робототехника.
В Перечне представлены олимпиады, дающие льготы при поступлении в вузы в текущем году. Всего в списке 71 олимпиада, причем каждая включает от 1 до 22 направлений. Суммарно около 200 строк в таблице-перечене.
Робототехника представлена одной строкой — направлением в рамках Олимпиады школьников «Ломоносов». Организаторы олимпиады — МГУ, Дальневосточный федеральный университет, Департамент образования Москвы, Центр педагогического мастерства (Москва).
Согласно документу результаты олимпиады учитываются при поступлении на специальности, связанные с фундаментальными математикой, механикой и информатикой, робототехникой.
Ожидания не оправдались
Если посмотреть аналогичные перечни прошлых лет, то по направлению Робототехника ничего не изменилось — в 2013-14 и 2014-15 гг. она также шла одной строкой в рамках олимпиады «Ломоносов».
Вместе с тем, робототехника неоднократно звучала в документах и речах руководства страны последние пару лет.
Так, в июне Председатель Правительства Дмитрий Медведев посетил Всероссийскую робототехническую олимпиаду в Иннополисе. Однако, Всероссийский робототехническая олимпиада и российский этап WRO, проходящий в ее рамках, в перечень не вошли.
В 2014 в Сочи проходила Всемирная олимпиада роботов, где тоже звучали лозунги и обещания. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил:
Минобрнауки России прорабатывает вопрос о включения робототехники в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в инженерные вузы.
Сайт Минобра сообщил тогда, что
уже в следующем году ожидается появление в перечне целого ряда новых олимпиад по инженерному научно-техническому творчеству, в том числе, и по робототехнике.
Не появилось. Никаких значимых робототехнических соревнований в перечне нет. Ни WRO, ни РобоФеста.
UPD 18.09.2015: В январе 2015 года проходит встреча Дмитрия Медведева с предпринимателями в сфере образования и подготовки квалифицированных кадров (стенограмма). По итогам встречи Медведевым даются поручения, в том числе по проведению финального этапа олимпиады по робототехнике на площадке всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест». В апреле в отчете Минобра читаем об этой олимпиаде:
Министерство считает возможным проработать вопрос о ее включении в перечень олимпиад школьников, по итогам которых учащиеся имеют льготы при поступлении в образовательные организации высшего образования.
Робототехника как эссе
Олимпиада школьников «Ломоносов» по робототехнике явно не на слуху у робототехнического сообщества. Поэтому пара слов об особенностях ее проведения. Регламенты и результаты 2014-15 не выложены на сайте олимпиады, поэтому будем анализировать доступные 2013-14 год и 2012-13 годы.
Олимпиада проходит в два тура.
Первый, заочный тур 2013-14 года включал одно задание — эссе о роли роботов, направлениях робототехники и достижениях автора. Ученикам 10-11 класса также необходимо было в рамках эссе описать устройство экзоскелета (для 5-9 класса такой пункт отсутствовал).
«Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмет» (Википедия). Для состязаний по робототехнике это весьма странная и нетипичная форма. Кроме того, описание на трех страницах 5 малосвязанных проблем вообще с трудом укладывается в формат эссе.
Задание отборочного этапа 2013-13 года отличалось тем, что можно было выбрать один из трех вариантов — доклад на заданную тему, задачу по механике или написание программного кода. Почему на следующий год отказались от механики и программирования в пользу литературного жанра — не понятно.
Очный этап Олимпиады школьников «Ломоносов» по робототехнике тоже не похож на традиционные робототехнические соревнования, где предполагается сборка и программирование робота для решения заданной задачи.
В очном «Ломоносове» надо решить ряд задач по математике и механике, а также защитить доклад (одинаково в обоих анализируемых годах). Тема доклада — произвольная, связанная с роботами. Причем за задачи дается 40 баллов, за доклад — 60.
Фрагмент требований к докладу:
Ребята могут поделиться своим опытом или теоретическими знаниями в создании мобильных систем, рассказать об особенностях конструирования роботов и своих успехах в этой области, продемонстрировать сконструированные модели и созданных ими роботов.
Пример задачи очного тура для 5-11 (!) класса:
На Юпитере состоялась встреча делегаций роботов с Марса и Земли, прилетевших туда на четырех звездолетах, в каждом из которых может разместиться не более пяти роботов. Каждый из «землян» пожал «руку» четырем «марсианам», а каждый «марсианин» – трем «землянам». Определите численность каждой делегации, если известно, что 11 роботов на этой встрече были на гусеничном ходу.
Причем тут робототехника? Как причем, во-первых, задача про роботов, во-вторых, без математики робототехникам никак. И с последним действительно не поспоришь. Только, может, тогда и не нужна отдельная олимпиада по робототехнике? Задача, кстати, универсальная. Для олимпиады по астрономии тоже подойдет.
Некоторые мнения о робототехнических эссе можно прочитать тут.
UPD 09.11.2015: Продолжение истории в статье «Российская робототехническая олимпиада и Робофест позволят поступить в вузы без сдачи ЕГЭ»
UPD 27.03.2016: Справедливости ради, надо отметить, что уже в 2014-15 году задания по робототехнике на Ломоносове были изменены, но на момент публикации статьи они еще не были доступны на сайте олимпиады. Поэтому разбор делался на основе заданий 2013-14 года. В текущем, 2015-16 году задания были достаточно типичными для робототехнических мероприятий и не вызывали вопросов.
Сергей Игнатьев
17.09.2015
ну ладно задания странные, но кто вообще про эту олимпиаду слышал?
Андрей
17.09.2015
Либо такая олимпиада делается с каким то умыслом, либо составляющие считают детей, не теми облить которые должны заниматься робототехникой. И как тут не всплывут мысли о всемирном заговоре- большая часть людей( 90%) потребители и рабочая сила, остальные….: -)
Занимательная робототехника
18.09.2015
Скопируем из фейсбука комментарий Дмитрия Пескова, директора направления «Молодые профессионалы» «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:
Олег Кривенко
22.09.2015
Почему вы не допускаете, что эта форма имеет право на существование? Диплом в вузе- тоже самое эссе и никто не возражает.