Секрет побед на соревнованиях FIRST в США. Интервью с Василисой Гаврилец

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Руководитель Центра робототехники «ARBUZIKI-TEAM», тренер сборной России по робототехнике Василиса Гаврилец (Лукьяница) рассказывает о чемпионатах FIRST, спортивной робототехнике, востребованности кружков, математической подготовке при разработке роботов и отличиях российских школьников от американских. 

GavrilezVasilisa2

Александр Гагарин: В 2014 году ваша команда заняла третье место на мировом первенстве FIRST LEGO League. Это первый случай победы юных российских робототехников на соревнованиях в США. Расскажите об истории этой победы.

Василиса Гаврилец: Это была уже не первая поездка команды «ARBUZIKI-TEAM» в Сент-Луис на Чемпионат. Система FIRST такова, что команде сначала необходимо выиграть отборочные (региональные) соревнования, потом Всероссийский фестиваль РобоФест – причем в общем зачете, только тогда можно попасть на международный этап. Победить на РобоФест-Центр, где соревновались всего 6 команд, Арбузикам не составило труда. А вот на большом РобоФесте-2014 была настоящая борьба, а там надо было выиграть по сумме баллов – не только показать высокие результаты на поле, но и создать и защитить проект, который покажется жюри наиболее интересным.

Читайте также: FIRST в науке и технике

Читайте также: FIRST в науке и технике

Поскольку тема сезона FLL была “Nature’s Fury», надо было придумать новый способ борьбы с природными катаклизмами. Проводя исследования, ребята обнаружили, что 11 апреля 1908 года Москва-река вышла из берегов, поднявшись аж на 9 метров – так, что Кремль был затоплен на 2 метра. Это и послужило толчком к проекту – был создан Водозащитный комплекс «Арбузики», который боролся с наводнением при помощи воды, а именно накачивал воду из реки в резиновые бортики, таким образом создавая защитный барьер. Этот рабочий макет произвел фурор и возле стенда России постоянно была толпа тех, кто не верил, что дети смогут такое реализовать. А дети только и успевали ведрами таскать воду, чтобы запускать проект снова и снова.

arbuziki-team-robot

Основной секрет успеха – вся команда работала над проектом и роботом 7 дней в неделю по пару часов в день. Вот и весь секрет.

Вы неоднократно участвовали в международных соревнованиях FIRST. Чем отличаются «наши» и «их» участники?

Наши участники более воспитаны и при этом более закомплексованы. Они считают (так уж нас воспитывали), что влезть без очереди, подойти к судье, хлопнуть его по плечу со словами «Hey, guy!» – это не правильно, так наши дети не делают. Американцы же наоборот создают на этих соревнованиях полнейшую расслабленность. Их основной девиз «Мы весело провели время» – они постоянно орут, ходят в розовых пачках или сумасшедших тапках, могут прийти на защиту, жуя сникерс. Для нас это все же несколько дико.
А так – дети, они везде дети. «Наши» и «их» даже с плохим уровнем английского быстро начинают играть вместе, смеются, дарят друг другу подарки, фотографируются. Все же атмосфера праздника, которая создается на FIRST, заражает всех.

Основной секрет успеха – вся команда работала над проектом и роботом 7 дней в неделю по пару часов в день.

Твитнуть цитату

Одним из девизов FIRST является «Sport for the Mind». Что общего у робототехники и спорта?

Любые соревнования – это спорт – будь то робототехника или легкая атлетика. Должен побеждать тот, кто сильнее, смелее, лучше, более психически устойчив. Но также, как на Олимпиаде в Сочи были случайности, когда явные фавориты просто не справлялись с нервным напряжением, так и на робототехнических олимпиадах бывают случайности, но я в них не очень-то верю, скорее верю в «терпение и труд».

Робототехника для детей в вашем центре – это досуг, хобби, спорт или подготовка к профессиональной деятельности?

В Центре робототехники «ARBUZIKI-TEAM» есть очень разные группы. Мы проводим занятия для деток с 5-6 лет, когда еще не может быть речи о профессиональных навыках. Есть группы для тех, кто просто хочет поучиться строить роботов, есть специальные проектные группы. А есть и серьезные соревновательные, в которые, конечно, мы берем не всех. Но мы несколько раз в год устраиваем внутренние соревнования ARBUZIKI-TEAM, с настолько разнообразными видами испытаний, что в них участвуют даже самые новички.

Дети, которые планируют участвовать в FLL, занимаются в отдельной группе? Это самые способные ребята? Или это те, кто выбрал «спортивный» путь?

Безусловно, эти дети занимаются отдельно. Сказать, что это самые способные ребята, – не сказала бы. Основное требование – быть готовым не менее 3 раз в неделю часа по 2 «вкалывать» и при этом работать в команде. То есть это самые активисты. По опыту занятий FLL (наша команда трехкратный чемпион России в этом направлении, несмотря на то, что члены команды каждый год немного менялись), дети очень сильно растут во всем – начинают лучше учиться, становятся более уверенными в себе, учатся организовывать свою работу, распределять роли в команде. А это полезно не только в кружке, но и во всей жизни.

Арбузики, FIRST FLL 2014

Должна ли стать робототехника обязательным предметом в школе? Востребованы ли тогда будут коммерческие кружки?

Несколько странный вопрос для Москвы, где робототехника есть в 80% школ. Примерно у половины наших детей есть робототехника в школе, но она на таком низком и скучном уровне, что приходят к нам. Поэтому хорошие кружки будут востребованы всегда. Тут как с музыкой и рисованием – в школе они тоже есть, только те, кто хочет результатов идут в специализированные учреждения.

У половины наших детей есть робототехника в школе, но она на таком низком и скучном уровне, что приходят к нам.

Твитнуть цитату

Часто ли бывает, что ученики бросают робототехнику после нескольких лет занятий?

Безусловно, бывает. Самая частая причина – загруженность в школе подготовкой ко всяким там ЕГЭ. Или родителям надоедает возить, а ребенка одного не отпускают. А кто-то просто решает заняться музыкой или шахматами. Почему нет? Мы свой вклад в развитие каждого ребенка видим невооруженным взглядом. Значит – полезное дело.

У меня есть ученик – Валерий Васильев, который занимается со мной с 2008 года. И ему совсем не надоедает. В Робошколе на Байкале для тренеров всей России он был преподавателем-стажером, преподавал взрослым учителям FTC. И все его с радостью слушали. А еще мы с этого года ввели наставничество – «выпускники» той звездной команды FLL в этом году помогают новой команде уже в качестве тренеров.

Самый забавный детский робо-проект в вашем кружке?

Крестики-нолики! Робот, который никого не оставляет равнодушным! Идея родилась спонтанно – ломали голову над развивающим проектом и мной была пущена реплика «да сделайте хотя бы робота, который в крестики-нолики играет». Кто же тогда мог подумать, что нам будут звонить и звать нашего робота на выставки? Робот играет с человеком, при этом в худшем случае он сводит игру вничью, чем вызывает восторг и взрослых, и детей. Ведь казалось бы, что может быть проще?!

arbuziki-team-krestiki

Робототехника сегодня развивается стремительно, чтобы успевать адаптировать образовательный процесс, нужно «бежать» очень быстро. Расскажите о ваших последних изменениях, новых учебных программах.

Во-первых, с этого года в каждом из своих направлений мы сделали разделение на специализации: проектная работа, индивидуальные соревнования, большой командный робоспорт. Это позволило сделать занятия максимально индивидуализированными для наших учеников, при этом полностью сохранена учебная составляющая каждого курса в полном объеме.

Во-вторых, мы запустили кружки по олимпиадной математике для всех возрастов. К сожалению, сейчас далеко не во всех школах этому разделу уделяется достаточно внимания, детей учат считать и выполнять тесты, а не логически мыслить, что крайне негативно сказывается на подготовке ребят, с которой они к нам приходят. Мы же настроены на высокие результаты в робототехнике, а, как показывает практика, со школьным уровнем математики решить задачи, которые мы ставим перед ребятами, им совсем не под силу. Так что теперь мы будем практиковать более комплексный подход.

В-третьих, мы наладили контакт с производителями Arduino-комплектующих, которые заинтересованы в популяризации школьной робототехники. Совместно мы разрабатываем и запускаем программы для детей с семи лет. Теперь ребята в своих проектах смогут применять не только игрушечные LEGO-компоненты, но и вполне взрослые датчики и устройства.

Фото предоставлены Василисой Гаврилец.

Share Button

Один комментарий к статье “Секрет побед на соревнованиях FIRST в США. Интервью с Василисой Гаврилец”

  1. Дмитрий Овсяниницкий

    10.05.2016

    Молодцы! И ребята и тренеры!

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено.
Наверх
Яндекс.Метрика