Робототехника для детей с особенностями развития: мнения экспертов

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Сегодня в рубрике «Особенная робототехника» специфика изучения робототехники детьми с ограниченными возможностями. Опытом группового, инклюзивного и индивидуального обучения делятся Софья Розенблюм, Валентина Любимова, Алексей Подройкин и Дарья Абрамова. Они и врач Альбина Нурдинова рассуждают о том, есть ли особые возможности у робототехники.

Софья Розенблюм, Гимназия 1540, Москва

rozenblum1Школа-гимназия № 1540 (Московская технологическая школа ОРТ), основана в 1994 году, входит в структуру World ORT — международной организации, специализирующейся в области технологического образования. Гимназия работает по принципам инклюзии — особенные дети учатся в обычных классах. Робототехника изучается в школе с первого класса. О гимназии и опыте инклюзивного обучения робототехнике рассказывает Софья Розенблюм — руководитель психологической службы, координатор инклюзивного образования: 

Наша школа существует уже 20 лет, она создавалась как школа с углубленным изучением информатики и технологии, соответственно, с самого начала, когда этого еще почти ни у кого не было, у нас изучали программирование, конструирование и сочетание программирования и конструирования – робототехнику. Таким образом, на уроках технологии дети учились конструировать модели, а на уроках информатики писали для них программы. Этот принцип сохранился и по сей день, среда Лего-Лого развивалась, и мы развивались с ней, переходя на более продвинутые версии. Базовый курс включен в обычные уроки, которые длятся 45 минут, класс делится на две подгруппы. Те, кто хотят изучать углубленно и готовиться к соревнованиям, делают это в рамках факультативной работы. Зная такую особенность нашей учебной программы, родители детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) старались приводить своих детей в нашу школу, справедливо полагая, что знание программирования и робототехники могут дать их детям дополнительный шанс в жизни, возможность профессиональной самореализации. Десять лет назад мы попробовали перестроить нашу работу так, чтобы оказывать таким детям помощь и профессионально сопровождать их в учебном процессе.

1540

Сейчас у нас кроме детей с РАС учатся дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, есть те, кто уже закончили школу, институт и выбрали профессию именно в этой области.

Наша работа основана на принципах инклюзии, т.е. особые дети занимаются в обычном классе, но от учителя требуется учет их особенностей.

Дети с РАС часто отвергаются одноклассниками,
тогда мы создаем такую учебную ситуацию,
когда одноклассники вынуждены
обращаться к ним как к экспертам

На уроках работа с конструктором предполагает работу в паре, мы подбираем эти пары так, чтобы дети были совместимы. Иногда ребенку с РАС приходится работать одному, пока мы постепенно не сможем создать такую учебную ситуацию, когда он будет вынужден обратиться за помощью к одноклассникам. В силу своих особенностей дети с РАС часто отвергаются одноклассниками, при этом они бывают успешны именно в программировании, тогда мы создаем такую учебную ситуацию, когда одноклассники вынуждены обращаться к ним как к экспертам, видят в них ресурс для достижения успеха в командной работе.

При работе над каким-то проектом создаются уже группы большего размера, там особому ребенку отводится та роль, которая будет для него наиболее успешна, кто-то силен в создании презентации, кто-то в программировании, кто-то в конструировании. Учитель должен распределить функции так, чтобы особый ребенок был необходимым членом общей группы.

1540_1

Наши дети участвуют в международных соревнованиях, в основном, в международной сети школ ОРТ, к которой принадлежит и наша школа. Туда едут старшеклассники, там это уже не Роболаб и среда Лего-Лого, а промышленные контроллеры и интеллектуальные автомобили. Наша команда успешно выступает, получает призовые места в разных номинациях. У нас есть опыт участия наших особых детей в таких соревнованиях, но мы их тщательно готовим психологически, посылаем только тех, кто сможет выдержать эмоциональную нагрузку.

Конечно, можно говорить о том, что работа с мелкими деталями влияет на развитие моторики, а программирование роботов развивает алгоритмическое мышление, но, на наш взгляд, важнее опыт взаимодействия в малой группе, ощущение успеха и веры в собственные силы. Учитель должен понимать, что главное – это то, что особый ребенок находится и развивается в среде других детей, такой опыт и обычным детям очень полезен в плане воспитания. Робототехника – это просто та среда, которая создает для этой работы дополнительные возможности.

Валентина Любимова, Лига роботов, Новосибирск

lubimovaЛига роботов — это инженерное сообщество, которое функционирует в Новосибирске, Москве, Томске, Симферополе, Рязани и других городах. Проект стартовал в 2011 году. Лига роботов учит детей, успешно участвует в соревнованиях, готовит педагогов и организует летний лагерь по робототехнике. Об опыте обучения детей с особенностями развития рассказывает Валентина Любимова, исполнительный директор Лиги роботов:

Лига роботов имеет многолетний опыт работы с особенными детьми. Мы предлагаем как групповые, так и индивидуальные программы, и с успехом их реализуем – довольными остаются и дети, и их родители. В наших образовательных группах вместе с остальными учениками занимаются и особенные дети, например, слабослышащие и гиперактивные дети. Преподаватели всегда наблюдают прогресс в их навыках и умениях. Эти ученики демонстрируют высокие результаты того же уровня, что и другие учащиеся, и, что не менее важно, легко находят общий язык с группой. Наши занятия построены таким образом, чтобы любой ребенок чувствовал себя комфортно. Дети помогают друг другу в освоении новых программ и курсов, а преподаватели уделяют каждому равное внимание и оказывают всем ученикам необходимую помощь и поддержку.

ligarobotov

Лига роботов практикует и индивидуальные занятия с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать групповые классы. Например, один из наших особенных учащихся, успешно занимавшийся в группе, перешел на индивидуальную форму обучения. С ним и с детьми, испытывающими схожие проблемы, наши преподаватели готовят индивидуальные проекты, работают по специально рассчитанным планам нагрузки и графикам занятий, чтобы учащиеся ясно видели свои успехи и получали дополнительную мотивацию для дальнейшего развития. Мы считаем, что возможности каждого ребенка неограниченны, и делаем все, чтобы развить таланты и способности каждого нашего учащегося.

Ребята с ограниченными возможностями
с успехом занимаются у нас и участвуют в соревнованиях.
Особых побед пока еще нет.
Мы это связываем в большей степени с психологическим фактором
.

Индивидуальное обучение проходит на нашей территории. Это обусловлено рядом моментов. Дети так дисциплинируются. В случае необходимости дополнительного оборудования оно всегда под рукой, нет многих отвлекающих факторов, которые бывают дома. В прошлом году мы разрабатывали дистанционный курс, рассчитанный на работу с детьми из удаленных мест жительства, которые не имеют возможности заниматься робототехникой. К сожалению, воплотить и апробировать данную методику не получилось, т.к. идея не получила поддержки ни на местном уровне, ни грантовой на всероссийских конкурсах.

Для полноценного воплощения такой идеи требуется создание Ресурсно-методического центра развития компетенций по робототехнике, имеющего сильный методический отдел и хорошую ресурсную базу. В Лиге роботов этот вопрос прорабатывается второй год. Наработана хорошая методическая база по многим направлениям. Вся проблема только в достаточном финансировании. К сожалению, без поддержки государства открытие такого центра пока невозможно, соответственно, для достаточно большого количества детей (имеющих ограниченные возможности или живущих в отдаленных селах и деревнях) занятия робототехникой останутся мечтой. Как показывает наш опыт, дети из глубинок зачастую более активны, сообразительны, смекалисты. И возможно, имей они возможность в дистанционном обучении по высокотехнологическим дисциплинам, они стали бы талантливыми инженерами.

ligarobotob

Ребята с ограниченными возможностями с успехом занимаются у нас и участвуют в соревнованиях. Особых побед пока еще нет. Мы это связываем в большей степени с психологическим фактором. И поэтому сейчас рассматриваем вопрос о возможности включения работы спортивного психолога в учебную подготовку всех детей, особенно участвующих в соревнованиях.

Дарья Абрамова, Школа Кодабра, Москва

abramovaВ Школе цифрового творчества Кодабра детей обучают созданию компьютерных игр и мультиков, музыки, геймдизайну, компьютерной графике, биоинформатике и программированию роботов. Команда Кодабры работает в том числе со школами и детскими домами, а также проводит занятия для детей с РАС. В 2015 году проект получил грант Google RISE, который выдается лучшим инициативам в области продвижения IT-образования. О работе с особенными детьми рассказывает сооснователь Кодабры Дарья Абрамова:

Начну рассказ с реальной истории с наших занятий. Мы проводили семейный воркшоп, где родители с детьми работали над одним проектом — создавали игры, ребенок при этом руководил проектом, а родители ассистировали. Дети весело реагировали, заставляляя бегать как сумасшедшего своего героя по экрану, а родители внимательно слушали и искали нужные кнопки и команды в программе. В конце мероприятия к нам подошла одна из мам и очень эмоционально благодарила, рассказала, что ее ребенок на самом деле особенный (с РАС), но сегодня он, меняя команды, управляя своим героем на экране, был эмоционально счастлив, приветлив и раскрылся для нее самой с новой стороны. Так мы начали работать с детьми с РАС.

Еще на первом нашем занятии мы узнаем, что эти дети уже что-либо создают сами дома: один пишет книгу, другой рисует, третий делает фотографии, а кто-то строит замки и роботов из конструкторов. Когда мы сообщаем им, что то же самое они могут создать в цифровой среде, они впечатляются и готовы сразу приняться за дело, но вначале все же предлагаем создать простую игру или мультик, чтобы понять сам процесс создания, а после пробуем программировать роботов.

Фото: Даша Абрамова

Приходя к нам ребята сразу же подбегают к компьютерам, включают, открывают всевозможные окна, у них в этот момент какое-то свое общение происходит “один на один”. Наши занятия мы начинаем с общения и интересуемся планами каждого на этот урок. Для них это волнующий момент, их воодушевляет возможность запрограммировать свою идею и увидеть результат в конце занятия. Не все дети могут сформулировать, но они всегда пытаются, им очень хочется поделиться идеей истории или игры, которую они придумали, и эти идеи потрясают оригинальностью и глубиной воображения. Дальше мы вместе на большом экране решаем задания, дети по очереди выходят и обдумывают, какая должна быть следующая команда, чтобы персонаж дошел до нужной точки. Мы стараемся, чтобы каждый включился в совместный процесс. Здесь бывают свои сложности: долгое ожидание и своеобразное поведение ребенка, необходимость оказать поддержу и направить, но когда все-таки решение приходит и при пробном запуске герой двигается верно, вся аудитория хлопает, а ребенок очень радуется. И уже следующий этап — это личный проект за компьютером с подсказками педагогов. В этом процессе одни уделяют много времени созданию героя, другие экспериментируют с кодом, третьим важно научить героя на экране или робота выполнять задуманное, а четвертые создают мультик по своей книге. Каждый ребенок погружается в своего героя, проявляет эмпатию к нему, и это видно и слышно по эмоциям. Здесь главное отслеживать их реакцию и вовремя прийти на помощь, если что-то не получается и обязательно вселить надежду в успех. Поэтому очень важно присутствие родителей и наставников рядом с ними.

Им очень хочется поделиться идеей истории или игры,
которую они придумали, и эти идеи потрясают
оригинальностью и глубиной воображения.

Все без исключения любят играть в игры или роботов, которых сами только что запрограммировали, в этот момент становится очень шумно. Они изменяют скорости, цвета, размеры и снова играют, а потом появляется желание добавить нового героя, научить его стрелять, добавить жизни, и чтобы поиграла мама и обязательно показать дома брату. Хорошо то, что многие инструменты доступны онлайн и дети могут вне занятий продолжать творить в цифровой среде. В основном мы используем Scratch как среду для программирования и Raspberry Pi, которая позволяет создавать роботов, зажигать светодиоды и делать из этого картины. Программируется она также на Scratch, что очень удобно для детей: не приходится привыкать к новому языку.

Фото: Даша Абрамова

В завершение мы обязательно играем всей командой перед экраном, это что-то вроде Kinect, но прежде совместно пишем небольшой код, чтобы объект, например, мяч, при касании с предметами (с нами) отбивался и летел в сторону движения руки или тела. Это позволяет нам всем вместе играть в волейбол перед вебкамерой, стоя по разные стороны. Это потрясающе влияет на детей и эмоционально разряжает их.

Длительность занятий — 60-90 минут — оптимальна для того, чтобы ребенок к концу занятия получил определенный результат и не утомился, к тому же дети с родителями могут выходить и отдыхать во время занятий.

Раньше у нашей команды не было опыта работы с такими детьми, поэтому, когда мы пришли на первое занятие, просто начали с ними общаться, как общаемся со всеми детьми, и проводили занятие по нашей обычной программе, давая немного больше времени на совместные этапы. Ситуацию контролировали тьюторы и родители. В конце занятия мы получили положительный фидбек от взрослых, поэтому с тех пор так и проводим наши занятия.

В Москве и регионах много учебных заведений, где учатся дети с особенностями, поэтому сейчас мы ищем неравнодушных и активных ребят, которые готовы вместе с нами обучать цифровому и техническому творчеству этих детей. Возможно, мы раскроем в них то, что поможет им в будущем обрести прогрессивную профессию.

Алексей Подройкин, Школа-интернат 28, Ростов-на-Дону

unnamed (2)Центр дистанционного образования на базе санаторной школы-интерната № 28 Ростова-на-Дону был создан в 2009 году. С 2011 года в учебный процесс введен спецкурс «Робототехника». Среди прочих видов центр осуществляет индивидуальное дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Именно в этом Центре обучается Игорь — герой нашей прошлой «Особенной робототехники». О курсе робототехники рассказывает Алексей Подройкин, преподаватель Центра и учитель Игоря: 

В нашем Центре дистанционного образования обучаются дети с различными образовательными способностями и возможностями, которым требуется крайне индивидуальный подход и различная методическая работа. Дистанционная форма обучения накладывает ряд сложностей для ведения учебного процесса, однако является единственной доступной средой для обучения детей с ограниченными возможностями. Но постепенно мы научились преодолевать все трудности, исходя из собственного опыта и опыта коллег, и получаем в результате нашей учебной деятельности массу положительных эмоций, ярких моментов и, самое главное, собственного робота, сделанного своими руками. Самый большой вклад в наши победы вносят сами учащиеся благодаря своему терпению, целеустремленности и воле к победе. Наши дети — настоящие бойцы, так как каждый из них сражается со своей болезнью. И они обязательно одержат победу.

IMG_2543

При совместной работе педагогов и методистов была разработана программа «Робототехника для детей с ограниченными возможностями». Цель программы — создание условий для гармоничного развития личности и интеллекта учащихся Центра при помощи конструкторской деятельности. Для реализации задач программы курс был обеспечен материально-технической базой: конструкторами Lego Mindstorms, компьютерами и программным обеспечением. В качестве последнего используется графическая среда программирования Mindstorms NXT-G, так как графический пользовательский интерфейс прост в обращении и интуитивно понятен. Важным достоинством Lego Mindstorms является компьютерный контроллер NXT с широким кругом периферийного оборудования, управляемый программно, а также включающий в себя Bluetooth-модуль для возможности удаленного управления роботом в реальном времени с помощью компьютера или мобильного телефона.

Наши дети — настоящие бойцы,
так как каждый из них сражается со своей болезнью.
И они обязательно одержат победу.

Конструкторы Lego Mindstorms являются не только развлекательным и развивающим, но и мощным образовательным средством, его функциональные возможности позволяют использовать собранную модель робота на уроках биологии, химии, физики или информатики.

Давно доказана связь развития мелкой моторики с умственным развитием ребенка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому, сам процесс сборки конструктора, не только приятен и весел, но и полезен для развития учащихся.

На занятиях по робототехнике у ребенка появляется возможность реализовать свой умственный и физический потенциал, а также возможность самоконтроля, самовыражения и экспериментирования. Специалисты-психологи и медики рекомендуют эти конструкторы, ведь пользу от игры получит ребенок любого возраста.

IMG_2470

Курс «Робототехника» — это прежде всего общение детей между собой на занятиях и соревнованиях. Соревнования благодаря своей зрелищности оставляют ряд положительных эмоций, впечатлений и новых друзей, а победы поднимают настроение и самооценку детей.

Альбина Нурдинова, врач восстановительной медицины, Пермь

gJkHCNVNVokПричин ограничения возможностей великое множество, кому-то проблематично передвижение, кому-то — общение из-за речевой, психической или умственной задержки развития, нарушения слуха, зрения и т.д. Медицинский аспект реабилитации детей с ограниченными возможностями реализуется в достаточной мере, их школьное обучение осуществляется по индивидуальным программам, часто в специализированных школах, социальная же адаптация, как правило, зависит от активности родителей и общественных организаций. Обычно круг общения этих детей ограничен именно рамками специализированного детского сада, школы, санатория, если повезет, то кружка при доме детского творчества.

Приобщение к робототехнике для детей с различными проблемами здоровья помогает решать множество задач по развитию моторики (мелкой и крупной), речевых навыков, умственного развития, освоения образовательных программ, социализации и, главное, дает возможность ощутить себя успешным, значимым, поверить в свои силы и вести, по мере возможностей, к выздоровлению. Обучение робототехнике можно адаптировать под различные заболевания и возрастные группы, проводить дистанционно и очно, групповым и индивидуальным методом. Имея в виду перспективу выхода на соревнования различного масштаба.

 Тактильный контакт с предметами разной формы
способствует формированию нейронных связей
между зрительным и двигательным анализаторами

Самый простой пример. Ребенок с ДЦП может быть ограничен в разной степени в передвижении, имеет проблемы с мелкой моторикой и речью. Занятия с мелкими деталями, сам тактильный контакт с предметами разной формы стимулирует зоны коры головного мозга, ответственные за развитие речи, тренирует точность движений, способствует формированию нейронных связей между зрительным и двигательным анализаторами, мотивирует на дальнейшее совершенствование. При продолжении обучения у ребенка в эффективной форме идет освоение школьной программы по самым разным предметам — от письма до иностранных языков, математики, физики, информатики, программирования, химии и биологии.

Повышение самооценки, активное участие в творчестве в коллективе сверстников, яркий и полезный досуг — все это вносит весомый вклад в социальную и физическую реабилитацию детей.

Фото предоставлены Софьей Розенблюм, Дарьей Абрамовой, Валентиной Любимовой, Алексеем Подройкиным.

Share Button

2 комментария к статье “Робототехника для детей с особенностями развития: мнения экспертов”

  1. Andry

    08.09.2015

    Был в школе-гимназии № 1540 (Московской технологической школы ОРТ) во время проведения III Всероссийской научно-практическую конференции «Методика преподавания основ робототехники школьникам в общем и дополнительном образовании» «STEM и образовательная робототехника в общем и дополнительном образовании». Заявлена интересная методика преподавания. Методично выверена и насыщенная работа видел и слышал сам.

    Ответить на этот комментарий
  2. cxvxcv

    07.01.2016

    не существует одного, самого правильно варианта.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх