Кружок технического творчества как бизнес: история Академии Робототехники

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Размышляете о том, как начать учить созданию роботов? Основатели Академии Робототехники — Сергей Христолюбов и Михаил Мерзляков рассказывают историю первого в Перми коммерческого кружка робототехники.

PermAcademyRobot

С чего все начиналось?

В 2011 году мы открыли в Перми “Академию робототехники”. За три года работы из кружка в местном Дворце творчества она выросла в полноценный образовательный проект, обзавелась собственным филиалом в городе Глазов и Полазне, вышла на самоокупаемость. Учениками Академии ежегодно становятся около 100 человек, занимающихся техническим творчеством по авторским программам.

Мы убеждены, что подобная “Академия робототехники” может появиться и успешно работать в любом городе, принося детям новые знания и радость, а организаторам — не только удовлетворение, но и прибыль. Поэтому хотим поделиться своим опытом.

Какие ресурсы нужны для старта?

Изначально мы могли рассчитывать на один ресурс — интеллектуальный. У каждого из нас были техническое образование и желание развивать робототехнику в Перми. Для того, чтобы начать, нам требовались помещение в центре города, лицензия на оказание образовательных услуг, компьютеры и наборы роботов Lego Mindstorms.

Если проще, нам нужно было найти деньги на приобретение техники и установить партнерские отношения с каким-нибудь образовательным учреждением. Мы стали ходить по школам, дворцам творчества и предлагать открыть кружок робототехники. Мы получили около 10 отказов, прежде чем нашли то, что нужно. Все говорили нам, что идея интересна, но не были готовы вложиться.

Нас услышали только во Дворце детского (юношеского) творчества. Его директор Надежда Рослякова поддержала нас, выделила помещение, помогла закупить стартовый набор для обустройства класса и обеспечила нам методическую поддержку. Дело в том, что никто из нас не имел педагогического образования, поэтому помощь специалистов Дворца была полезной: мы написали первую простейшую программу для обучения детей, которую совершенствовали в дальнейшем.

Так в Перми появился кружок робототехники, его первыми учениками стали 20 ребят.

Учреждения дополнительного образования, школы — выгодные партнеры. У них есть все, что поможет вам на старте — ваша целевая аудитория, помещения, специалисты с педагогическим стажем.

Как и чему учить?

Во-первых, ответить на эти вопросы нам помогли курсы по программе “Робототехника. Инженерно-технические кадры России” фонда “Вольное дело” Олега Дерипаски. Мы несколько раз ездили на обучение в Москву, где нам рассказывали, как строить отношения с детьми, какие инструменты использовать, какие проводятся соревнования и как в них поучаствовать.

Во-вторых, мы опирались на собственные представления. Мы хотели отличаться от скучных кружков, нам было неинтересно собирать роботов по инструкции, мы хотели, чтобы дети развивались, и получали удовольствие от того, что делают. Чтобы все было именно так, мы придерживались собственных правил:

  • Давать знания из разных сфер. На наших занятиях ребята получали знания по программированию, робототехнике, конструированию, а те, кто постарше – физике, механике, математике.
  • Некогда скучать! Детям нужна постоянная смена деятельности, поэтому каждое занятие было жестко разбито на части, мы писали планы на каждые 15 минут.
  • Учить детей должны специалисты. Мы набирали для работы выпускников, аспирантов технических специальностей. Они должны знать все на высоком уровне, и программирование, и механику, и обязательно сами собирать роботов.
  • Педагог должен “улетать” по робототехнике. Каждый, кто вел занятия в Академии, воплощал свой проект – собирал собственного робота. Если педагог увлечен робототехникой, то он и детям поможет полюбить ее.
  • Не учитель, а крутой друг. Нельзя дать задание и уйти, нужно участвовать в процессе наравне с ребенком.
  • Решать практические задачи. Собирать роботов по инструкции скучно. Интереснее решать конкретные задачи, например, попробовать создать робота, который поднимается по ступенькам.
  • Превратить учебу в игру. За выполнение заданий ребята получали баллы, таким образом «прокачивая» разные навыки (программирование, конструирование и т.д.). Накопив определенное количество баллов, дети могли получить право на выполнение более сложных заданий.
  • Обучение должно быть платным. Бесплатное обучение расхолаживает всех. Плата подразумевает ответственность. Мы не можем расслабиться, потому что несем ответственность за деньги. Родители вложили свои средства, поэтому требуют от ребенка серьезного отношения, интересуются тем, что он делает.

Проектный подход – самая продуктивная стратегия для изучения робототехники. Ребенок вместе с преподавателем задумывает большой проект, а для его реализации посещает секции математики, программирования, электротехники, которые необходимы для решения задачи. Таким образом, ученик академии изначально заинтересован почерпнуть из опыта преподавателей максимальную пользу, чтобы успешно выполнить проект, который он сам же и придумал.

Как найти учеников?

Каждый раз, как только появлялась возможность, мы доставали роботов и показывали всё, что можно. Проводится большая образовательная выставка — значит мы придем и проведем соревнования роботов, покажем, что это такое. Хорошая погода? Мы выйдем в городской парк, договоримся, поставим стол и будем показывать, какими бывают роботы.

PermAcademyRobot2

Команда преподавателей Академии Робототехники

Мы старались из любого маленького события сделать представление, а, чтобы зацепить будущих учеников, раздавали визитки, буклеты.

Используйте любую возможность, чтобы рассказать о себе. Вы можете показать роботов — найдите организации, мероприятия, людей, которым это может быть интересно.

Как начать зарабатывать?

Академия робототехники превратилась в прибыльный бизнес, когда количество учеников стало больше 40. Именно это количество покрывало у нас аренду помещений и зарплаты педагогов. Зарплата педагогов напрямую зависела от количества детей, посетивших его занятия. После каждого урока преподаватель заносил в базу фамилии детей, пришедших на занятия и успехи каждого ученика. По каждому уроку заполнялась табличка: Дата, Группа, Преподаватель, Ученик, Задание, результат, Оценка.

Эта информация попадала в общую базу данных Академии. Это очень походит на ведение школьного журнала и добавляет важнейшие конкурентные преимущества Академии Робототехники:

  1. Индивидуальный подход к ученику. По каждому ученику мы могли получить его успеваемость. При запросе родителя “чем занимается мой ребенок?”, мы делали выгрузку из базы по ученику и все сразу становилось понятным.
  2. Организация работы. Ведение журнала максимально способствовало управлению Академией. Для наполнения данных использовался интернет и преподаватель мог заполнить данные где бы он не находился. Данные поступали оперативно и помогали вовремя реагировать на любые изменения. Если преподаватель начинал “холявить” мы это сразу видели по отсутствию данных в журнале или отхождения заданий для учеников от намеченного плана.
  3. Зарплата преподавателя. Наиболее важный аспект. В конце месяца мы делали фильтрацию журнала по преподавателям и видели количество записей — учеников побывавших на занятиях. Умножая эту цифру на стоимость одного обучения ученика в группе, получали зарплату оплату преподавателя. Если журнал к этому моменту не был заполнен — за эти занятия оплата не производилась.
  4. Оплата услуг академии. Гораздо проще решать вопросы с оплатой услуги, когда под рукой есть журнал с подробным описанием результатов и оценок учеников.
  5. Геймификация. Оценки, которые ставил преподаватель суммировались и выдавали общий уровень ученика. В зависимости от его уровня ему были доступны различные задания. Для каждого задания был прописан свой максимальный бал и уровень с которого он доступен. Так ученик мог заниматься больше конструированием и быть уровнем не хуже тех, кто обожал программировать. Это требовало большой подготовки и работало не во всех группах.

Требовалась большая внутренняя работа организаторов академии. Именно идеи, организация и максимальная эффективность позволили вывести кружок на окупаемость.

Но чтобы начать по-настоящему зарабатывать, нам пришлось покинуть Дворец творчества, не разделивший с нами коммерческий подход к образованию. Кружок там остался работать в прежнем режиме, со всем оборудованием и частью педагогов, а мы отправились искать новые возможности.

Кстати, зарабатывать можно не только обучением детей. Набравшись опыта, мы стали предлагать услуги по обучению педагогов и открытию филиалов. Так появились кружок робототехники в Полазне (Пермский край) и городе Глазов (республика Удмуртия).

И какой был следующий шаг?

Предложений было уже довольно много, но люди по-прежнему не готовы были вкладываться в покупку дорогостоящего оборудования.

Робототехника – круто! Давайте делать. Э, за это надо деньги платить? Ну, нет,

— слышали мы. Однако нам вновь удалось найти подходящего партнера – им стала Пермская научно-производственная приборостроительная компания (ПНППК).

У этой организации свой интерес – подготовить инженерные кадры, заниматься профориентацией школьников и студентов, у нас свой – увлечь техническим творчеством детей и зарабатывать деньги. Используя новые возможности и накопленный опыт, мы смогли открыть уже не кружок, а Академию робототехники, в которой ежегодно обучаются более ста ребят самого разного возраста. И это была изначально хорошая история.

В этом режиме Академия Робототехники проработала под нашим руководством целый год.

Что можно сказать в итоге по организации коммерческого кружка по робототехнике?

Создать коммерческий кружок и сделать из него бизнес — реальная и интересная задача. Для этого необходимо:

  • помещение,
  • набор роботов и ноутбуков,
  • отличная образовательная программа,
  • система геймификации учеников и преподавателей,
  • крутой организатор и сильная команда педагогов,
  • поставленная система продвижения и поиска клиентов.

Стоит отметить, что коммерческий кружок должен быть ориентирован на количество детей, а не на воспитание уникумов. Хотя не смотря на это команды Академии несколько раз становились призерами всероссийских соревнований.

Частное образование было востребовано всегда. Родители готовы и хотят вкладывать в образование своих детей. В Перми 150 тыс. детей подходящего возраста, из которых требуется всего 100 детей для успешной работы кружка. Пробуйте и у вас все получится.

Что было после Академии?

shturmovikМы изменились и стали делать новый бизнес.

Благодаря успехам Академии, нам стали предлагать проекты в области реальной робототехники по автоматизации заводов. Создание больших систем и умных станков всегда было нам интересно и в итоге мы решили полностью сосредоточится на этой теме. Так появилась компания “Штурмовик”.

Но основным нашим направлением сегодня является платформа сбора данных GetReport.

getreportКогда мы работали в системе департамента образования, то с интересом наблюдали как все школы и садики сваливают тысячи файлов Excel на почту аналитикам, а те потом пыжатся и делают из этого отчеты для начальников. Подобные примеры привели нас к созданию нового универсального сервиса для сбора данных GetReport.

У компаний с большим количеством филиалов существует острая проблема оперативного сбора данных. Процесс часто превращается в настоящую головную боль: файлы теряются в почте, возникает путаница с версиями файлов, сложно проводить контроль поступления данных, процесс формирования сводных отчётов неудобен и трудоёмок. В итоге информация до руководства доходит с ошибками, не в полном объеме и с запозданием. Кроме того, тратится много ресурсов на свод в единые информационные таблицы данных, полученных от разных сотрудников и подразделений.

Наша цель — избавить компании от сбора данных через Excel-файлы.

И мы считаем GetReport.pro лучшим решением этой проблемы.

Подробнее о нашем сервисе можно почитать здесь.

Аккаунт Сергея Христолюбова в сервисе «Мой круг».

Share Button

3 комментария к статье “Кружок технического творчества как бизнес: история Академии Робототехники”

  1. Соколова

    18.12.2015

    Класс! Мы вас давно заметили и хотели бы тоже под вашим началом кружок открыть, но видимо уже поздно. А по сути вы все правильно сделали, в каждом слове — шаг к изменению всей системы дополнительного образования. И дело не в педобразовании педагога, а в самом желании работать и развиваться не только ради денег. Молодцы!

    Ответить на этот комментарий
  2. Александр

    21.12.2015

    А мы работаем так же на основе социального предпринимательства уже третий год, у нас в этом учебном году более 120 детей занимается робототехникой! Считаю, что это и есть наиболее эффективный способ развивать техническое творчество — ведь никаких ресурсов на это государство не тратит, а у организаторов и педагогов есть сильная мотивация работать качественно — ведь от этого будет зависеть и их заработок.
    Было бы здорово создать некую ассоциацию, объединяющую тех, кто работает таким образом. Ведь есть много интересной информации, подводных камней, методических наработок.

    Ответить на этот комментарий
  3. Альфия

    16.08.2017

    Мне очень интересна тема Робототехники.Я бы тоже хотела открыть кружок робототехники у себя в городе.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх