Робототехника для девочек: результаты опроса и немного размышлений

Share Button

Мы проводили в нашей группе Вконтакте опрос о «девочковой» робототехнике. Анализируем его результаты и сопоставляем с тем, что происходит в мире.

D3tIaxZ-gek

Вопрос звучал следующим образом: Какие мысли вызывает у вас словосочетание «Робототехника для девочек»? 

На момент написания статьи проголосовали 2844 человека (голосование открыто, вы можете проголосовать, если у вас есть аккаунт Вконтакте). Опрос проводился в 2014-2016 гг, но большая часть ответов относится к сентябрю 2015 года.

Голоса распределились следующим образом (можно выбрать только один вариант ответа, если подходят несколько, то наиболее релевантный):

  • А какая разница, девочка или мальчик? Учиться могут одинаково те и другие — 44,4 %.
  • Нужно мотивировать девочек и их родителей на занятия робототехникой, чтоб сломать миф о том, что роботы – это для мальчиков — 26 %.
  • Такая формулировка не корректна, т.к. в ней уже заложены неравные способности девочек и мальчиков — 24,9 %.
  • Ну нет, робототехника – это скорее для мальчиков — 2,8 %.
  • Да, хорошо бы ввести отдельные программы, ориентированные на девочек, с упрощенными или более «девочковыми» моделями роботов — 1.9 %.
Робототехника для девочек, результаты опроса

Робототехника для девочек, результаты опроса

Проблемы не существует?

Важная деталь — из 2844 человек, принявших участие в опросе, 2255 женщин и всего 589 мужчин. И это при том, что опрос проводился в основном в нашей группе Вконтакте, где около 60 % мужчины. Это косвенно свидетельствует о том, что проблема девочковых ИТ-программ, значительно больше волнует женскую половину населения. Вот один из типичных комментариев от Алексея Клячина, преподавателя робототехники из Екатеринбурга:

Робототехника — это не мальчики/девочки — это инженеры, точно также, как и, например, врачи :)

По первому варианту ответа — А какая разница девочка или мальчик? Учиться могут одинаково те и другие — можно заметить еще две интересных закономерности.  Этот вариант выбрали 48 % мужчин (при среднем показателе 44 %). И этот показатель уменьшается при увеличении возраста, так, среди респондентов старше 35 лет его выбрали только 40 %.

DSC_0027

Гендерные ИТ-мифы и гипотезы

В существование мифа, что роботы – это для мальчиков, и необходимость мотивировать девочек и их родителей верят 27 % опрошенных женщин и 20 % мужчин.

Несмотря на достаточно большое количество девочек в кружках и на соревнованиях по робототехнике, вряд ли кто-то всерьез будет отрицать распространенность мифа об «особой» роли женщин в обществе. Вот достаточно типичный комментарий к одному из перепостов в фейсбуке нашего интервью о раздельном обучении:

Каждая девочка — будущая женщина. Возможность для женщины стать успешной: это возможность создания крепкой здоровой семьи. Если целью обучения является неудовлетворённая одинокая эмансипированная женщина истерящая в окружении гаек и болтов, таки да — надо с рождения вручить ей гаечный ключ. Успех для женщины, это совершенно другое, нежели для мужчины.

Огромное количество примеров и списков успешных женщин программистов, кажется, не только не опровергают миф, а скорее доказывают его существование (признайтесь, видели ли вы когда-нибудь список успешных мужчин-робототехников?).

Здесь интересна еще одна статистика. На графике изображен процент девушек на некоторых специальностях в США в 1960-2010 гг. (источник):

Доля женщин в различных сферах деятельности

Доля женщин в различных вузовских программах.

Среди пионеров информатики было действительно много женщин — Ада Лавлейс, Грейс Хоппер, Хэди Ламмар, Маргарет Гамильтон. Но это были совсем не единичные случаи. Как видно на графике, в 60-х — начале 70-х гг. прошлого века в США доля женщин в Computer Science была близка к проценту женщин-физиков и превышала аналогичные цифры для медицины и особенно юриспруденции.

В течение нескольких десятилетий число девушек, изучающих информатику, устойчиво росло. Но в 1984 году что-то изменилось. Доля женщин в информатике начала снижаться, в то время как для других профессиональных областей она продолжала расти. Среди сегодняшних студентов-медиков почти половина женщин, а среди информатиков — их менее 20 %.

Одно из возможных объяснений — доля женщин в Computer Science начала падать примерно в то же время, когда в домах в США в значительных количествах начали появляться персональные компьютеры. И эти первые компьютеры позиционировались и продавались почти полностью как товары для мальчиков и мужчин. Это привело к тому, что при поступлении в колледж на ИТ-специальности уровень девушек уступал уровню юношей, соответственно они были в худших условиях. До этого времени все приходили одинаково неподготовленными. Появляющиеся в это время художественные фильмы также способствовали идее компьютеры для мальчиков. 

С конца 80-х годов по сегодняшний день практически все ИТ-лидеры — мужчины. Кто вам первый приходит на ум? Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Сергей Брин. Сможете ли вы без помощи гугла вспомнить имена кого-то из женщин в этой области? Ну, кроме Мариссы Майер и своей учительницы информатики.

Сегодня в сфере создания программных продуктов мы имеем серьезный перегиб и превалирование чисто «мужского» взгляда на вещи,

говорит Мария Зильберман, учитель информатики и ИКТ, автор курса «Программирование для девочек».

Корректные и не очень постановки вопроса

25 % респондентов видят саму постановку вопроса о «девочковой» робототехнике некорректной и сексистской. Признаюсь, к этой группе с некоторой натяжкой отношусь и я. Хотя и понимаю, что простое замалчивание в сложившейся ситуации только усугубляет проблему.

Наше интервью с Марией Зильберман и Ириной Котеговой было достаточно жестко встречено в одной из феминистических групп Вконтакте. Вот типичный комментарий:

Применительно к программированию у девочек другой javaScript? Вот уж не знала.

pogar

Я уже говорила, что за статью по робототехнике для девочек бралась несколько раз. В один из них (сентябрь 2015 г.) мы получили достаточно интересный комментарий Павла Фролова, продюсера проекта ScratchDuino:

Основное отличие между мальчиками и девочками в обучении робототехнике состоит в том, что эта сфера у нас традиционно, как и все точные науки, считается мальчиковой, а не девчачьей.

Например, во время последнего занятия с детьми я задал вопрос. Все молчат. Какая-то девочка тихо, почти про себя, правильно ответила, стеснялась. Наверное, боялась показаться умнее, чем остальные. И так происходит почти всегда.

В России, как в достаточно патриархальном обществе, еще очень сильны гендерные стереотипы: мальчики – это обязательно инженеры, технари, а место девочки у плиты, это домохозяйка, на ней семья. Такой традиционный подход создает определенные проблемы не только в обучении робототехнике, но и в популяризации высоких технологий среди девочек вообще: сколько девочек у нас идут в ИТ-сферу? Единицы. Недавно на Techcrunch был опубликован рейтинг «30 самых влиятельных женщин в ИТ» — россиянок там всего две и далеко не на первых позициях. На западе процентная составляющая студенток на технических специальностях около 20%.

Строго говоря, в сфере образования вообще не должно быть гендерного различия: мальчик, девочка, какая разница? Это будущий специалист, и с принятием этого у нас, конечно, есть проблемы. В Финляндии, например, когда мы занимались с детьми и нам нужен был мальчик в группу, получился чуть ли не международный скандал: там никакой разницы в подходах между мальчиками и девочками в обучении нет, и просить себе в группу ученика по гендерному признаку — неуместно.

STEM-программы и курсы по робототехнике для девочек

Хотя процент респондентов, считающих уместным и необходимым вводить специальные программы по робототехнике для девочек, не достиг и 2 %, именно такой путь выбирают многие эксперты в этой области.

Если вы уже прочитали упоминаемое выше интервью про раздельное обучение, то там есть отличные примеры от Марии Зильберман. Сегодня в мире реализуется достаточно много STEM-программ для девочек. Так, американский National Girls Collaborative Project содействует сотрудничеству 18800 организаций, в программы которых вовлечены более 11 миллионов девочек.

Робототехника для девочек

Позволю себе еще один комментарий из группы «Школа феминизма», Тома Борисова:

Я не думаю, что есть что-то плохое в создании учебных групп только для девочек, особенно по предметам, которые не считаются «девчачьими». Потому что приступая к какому-то занятию, дети еще не знают, действительно ли оно их привлекает, и насколько? И давление со стороны сверстников может на этой развилке сказаться как отрицательный фактор. Учитель может сколько угодно раз попросить мальчиков не смеяться над девочкой из-за ошибки, но факт уже совершился — она ошиблась, и ей указали на то, что она, как девочка, полезла не туда, куда надо (в то время как, если мальчик ошибается — все нормально, он просто учится, ну или на худой конец, он не хорош в этой области, но сам по себе, а не потому что мальчик). Это может вызвать отторжение к предмету. Нет ничего плохого, если маленькие девочки будут знакомиться с некоторыми вещами в безопасных пространствах — потом, когда страсть уже зажжется в их сердцах, насмешками их будет не остановить.

Меня в подобных программах, как учебных курсах, так и просто социальной рекламе по теме смущает три вещи.

Во-первых, многие из них идут «от противного». Цитата из описания одного курса: «Есть мнение, что программирование — это удел суровых мужчин с математическим образованием, необщительных и недружелюбных». Ведь к моменту изучения курса, девочка могла и не знать о существовании такого мнения. Ну, по крайней мере, чем реже мы сами будем об этом напоминать, тем лучше.

Во-вторых, гендерное разделение контента. Я категорически не согласна, когда девочкам предлагают сделать умную одежду или танцующего робота, а мальчикам — танк. Как только мы ставим типичные гендерные интересы выше индивидуальных, мы и становимся главным адептом гендерных ИТ-мифов. В таком случае, на мой взгляд, меньшим злом будет общая сборка танка или робота-футболиста. В конце концов, почему на уроках физики и химии нет необходимости в «девочковых» экспериментах? Или я что-то пропустила, и здесь тоже изучают скорость высыхания лака на ногтях или реакцию обесцвечивания волос?

В-третьих, меня задевают все эти флешмобы с хештегами типа . Хочется в ответ спросить у тысяч девушек: «Ты только выглядишь как инженер или ты на самом деле инженер?» Звучит почти как «женщина — тоже человек».

girls1Хочется как-то по-другому. Например, так:

Фигурки женщин-ученых из набора Lego Research Institute

Фигурки женщин-ученых из набора Lego Research Institute

Фото: Занимательная робототехника.

Share Button

3 комментария к статье “Робототехника для девочек: результаты опроса и немного размышлений”

  1. Дарья

    08.03.2016

    Приятно видеть, что кто-то обращает внимание на сложившуюся в образовательной робототехнике ситуацию. В нашей секции практически нет девочек, хотя на выставках возле наших стендов заинтересованных девочек достаточно много.

    Ответить на этот комментарий
  2. LastResort

    08.11.2016

    Сдается мне, сама по себе постановка вопроса о том, что девушкам следует как-то особенно помогать в обучении точным наукам и зачем-то (?) стремиться довести соотношение до 50/50 — одно это уже выглядит как гендерная дискриминация.

    Ответить на этот комментарий
    • Watarik

      10.03.2017

      Фигня вам какая-то сдаётся.
      «Я ни разу не сталкивался с проблемой, поэтому её нет».
      Помощь нужна в преодолении гендерных стереотипов типа «хочешь собирать роботов? Глупости, иди варить борщ!»
      А стереотипы действительно есть и общество постоянно напоминает женщине о них. Вчера в кафе, где мы с мужем свадьбу праздновали, покупаю обед. Кассирша решила проявить дружелюбие: «как семья, скоро ли детишечки?» Пришлось отшучиваться, мол, не отстреливаться же детьми как из пулемёта! Так нет, настырная баба кинулась заливать про биологические часы, пока я не отшила её уже в грубой форме.
      Мужа вот о такой фигне почти не спрашивают. Спрашивают о здоровьице и «как работа?».

      Вполне конкретным категориям граждан как-то невдомёк, что у женщины мечты не обязаны быть связаны с «цветами жизни». Нет, это не означает отказа от размножения. Но дети не должны превращаться в крест на мечтах и жизненных планах человека.

      Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх