Может ли кружок робототехники стать бизнесом?

Share Button

В марте Евгений Миронов опубликовал статью «Как сложившаяся Экономика победит зарождающуюся Робототехнику», которая вызвала большой отклик в соцсетях. Сегодня Евгений отвечает на комментарии.

Mironov-sheme

О шкуре неубитого медведя

Анализируя отклики на вышеуказанную статью, три раза начинал писать эту и каждый раз понимал, что начинаю не с того. Наконец понял, что более всего меня не устраивает в комментариях, — очевидное желание оппонентов «перетянуть одеяло на себя». А что мы, собственно, делим? Уже есть отрасль и мы оттягиваем часть рынка? Или разбираем наших потребителей заранее, когда они еще даже не знают, что должны будут завтра заплатить деньги за обучение своих детей робототехнике.

Вопрос первый: будут ли в стране рабочие места, куда обученные Робототехнике студенты выйдут на работу?

По поводу робототехники существует миф: «Промышленный робот заменит человека на крупных производствах для того, чтобы улучшить качество работы человека, убрать человека с опасных и тяжелых операций».

Нет, исходя из законов рыночной экономики, робот заменит человека только там, где совокупность затрат на покупку и обслуживание роботизированной линии даст серьезную экономию по сравнению с затратами на содержание человеческого персонала и соответствующего техпроцессу оборудования. И это высказывание совершенно не противоречит тезису про опасные операции: платить за увечье в нормальной стране гораздо дороже, чем смонтировать простейший манипулятор.

В 1990 году я начал свою трудовую деятельность на Волжском автомобильном заводе на роботизированной линии сварки дверей восьмой модели Лады производства итальянской фирмы «Fata» (думаю, что скорее всего это была инжиниринговая фирма). О, это было знатное зрелище! На огороженном сетчатым забором участке не менее тридцати пяти тележек-роботов принимали после прессов черновые панели дверей и везли их по всем постам, на каждом из которых выполнялась одна операция — сварка по точкам роботами Бета, запрессовка верхней и нижней панелей, приварка петель двери. На выходе с линии почти готовые «черные двери» снимались работниками цеха 42-1 и увозились на тележках на следующие операции производственного цикла: рихтовку, покраску…

На линию приводили все экскурсии по заводу, линия была очень эффектной, но малоэффективной. Треть тележек (из 54-х) всегда находились в ремонтном боксе, бригады слесарей и электриков сменяли друг друга в три смены, готовые быстро отремонтировать остановившуюся из-за сбоя линию. Периодически к работе подключались инженеры из специального отдела, линия требовала дорогостоящих запчастей… Я думаю, что она так никогда и не окупилась. Позднее, на новых моделях ее заменили на автоматическую линию, где уже не было ни сварочных роботов, ни робототележек.

Была ли у нас в стране робототехника как отрасль? Да, была! Но даже в плановой экономике социализма, которую, собственно, проще назвать производственно-распределительной системой, и где деятельность оценивалась не прибылью, а соответствием плановым показателям, промышленная робототехника втискивалась в производственные процессы тяжело.

Тольятти и в постперестроечные времена оставался единственным городом в стране, в котором до 2015 года проектировали и производили автоматические линии с применением промышленных манипуляторов собственной разработки. Отрасль закончилась в конце прошлого года, когда Волжский механический завод стал банкротом. Об истории роботостроения в Тольятти (читай: в стране) лучше развернуто написать в более серьезной статье.

Вернемся к сегодняшней ситуации. Спрос на роботов отечественного производства в связи с ростом курса мог бы поднять отрасль, но для этого нужно, чтобы оставшиеся специалисты-носители компетенций нашли применение в новых проектах.

Сейчас огромные усилия общественных организаций — АСИ, НТИ, энтузиастов-преподавателей, предпринимателей, да и просто людей, которым не безразлично будущее страны и судьба следующего поколения, направлены на формирование рынка компетенций. Получается, что, с одной стороны, мы массово втягиваем учащихся и студентов в наработку простейших знаний, умений и навыков по робототехнике, а с другой — позволяем уничтожить существующие гораздо более сложные компетенции по разработке и внедрению робототехнических систем. Отсюда:

Вопрос второй: как перенаправить часть усилий АСИ, НТИ с разработки планов по формированию новых рынков на спасение того, что есть?

И даже если мы рассматриваем Образовательную Робототехнику как отдельную отрасль, никак не связанную с промышленным производством, неплохо бы пока участникам дискуссий воздержаться от «перетягивания одеяла». Давайте считать, что судьей в данном вопросе выступит рынок.

И о терминологии, чтобы не спорить об одном и том же много раз.

О понятийной среде

Предложено «…разделять:

  • коммерческие детские кружки (упор, в основном, на досуг);
  • кружки линейки НТИ (у них статус может несколько отличаться);
  • программы по робототехнике в системе общего образования;
  • профессиональное образование;
  • дополнительное образование.»

Первым пунктом списка идет коммерческий детский кружок. А в нем действительно абсолютно без разницы: можно и в ЛЕГО играть, можно и роботов из картона клеить. Имеет ли отношение такой кружок к робототехнике как отрасли? Нет! Эксплуатируется только приятная, раскрученная детской индустрией тема роботов. Но никто не сможет запретить называть эту деятельность кружком робототехники.

И никто не сможет точно сказать, как повлияла на способность постановки и решения взрослым специалистом технических задач его игра в ЛЕГО, склеивание роботов, вырезание деревянных пистолетов и прочих «мастерилок» тогда, когда он был ребенком.

А вот если в кружке есть курсы электроники, программирования и (страшное дело :-)), механики, такой кружок уже по праву можно отнести к образовательной робототехнике. Почему? Да потому, что промышленная робототехника – это как раз система знаний, умений и навыков по разработке и обслуживанию автоматизированных промышленных линий, где применяются именно электроника, механика и программирование.

Теперь от общего к частному.

Если долго мучиться

Получится ли из кружка Робототехники вырастить настоящее предприятие? Может получиться, если изначально строить его по всем правилам. Ничего не буду придумывать, повторю Джоша Кауфмана (Джош Кауфман. Сам себе МВА. М., 2013. С. 37-38):

Бизнес…, когда:

1) создается и доставляется потребителю некая ценность,

2) в которой потребители нуждаются или которую они хотят приобрести…

С этим как раз все хорошо. Преподавателями кружка ребенку доставляются уникальные знания, умения и навыки инженерного дела, а его родителям помощь в ранней профориентации, осознание полезно потраченного времени и удовлетворенное тщеславие от побед и достижений отпрыска. О тщеславии родителей я писал в статье «Если бы я умел рисовать драконов…».

3) по той цене, которую они согласятся заплатить,

«Все эти расчеты умиляют своими: «допустим…». А с чего мы допустили, что такой кружок должен стоить в месяц 2000 рублей? Потому что это примерная сумма, которую готовы платить родители за досуг (кружок) своего чада? Почему? Потому что на эти 2000 есть куча и других хобби? Можно и кружок робототехники сделать за 2000, можно и бесплатным сделать — если получить из бюджета субсидию и укладываться в нее, а зарабатывать на коммерческих конкурсах, соревнованиях и еще чем-то… так и живут те самые кружки, которые по 2000″, — пишет один из участников обсуждения.

Цену всегда определяет только рынок. И если в Москве, как написали коллеги в комментариях, можно рассчитывать на гораздо больший средний чек, то в Тольятти «невидимая рука рынка» прижимает месячную цену за занятия к двум тысячам рублей. Ну а бесплатное – долго не живет.

4) способом, отвечающим их потребностям и ожиданиям…

Здесь можно только добавить, что удобное внешкольное время, удаленность от дома и транспортная доступность становятся для большого города чуть ли не основными критериями популярности кружка на начальном этапе.

5) с тем, чтобы бизнес приносил владельцам доход, достаточный для того, чтобы они считали целесообразным работать дальше.

Как раз расчету этой целесообразности и была посвящена статья «Как Экономика победит Робототехнику». «Для того, чтобы кружок Робототехники, образованный как самостоятельное предприятие (не на базе образовательного учреждения), успешно существовал и развивался, выручка от родительских денег должна покрывать оплату преподавателей, аренду помещений, наборы оборудования и расходы на продвижение информации целевой группе. И, конечно, если это коммерческий проект, должна оставаться небольшая прибыль для предпринимателя.»

Школароботов.рф – не первый наш проект. Для себя мы уже давно выработали систему финансового планирования (бюджетирования), которая в простой форме в excel позволяет осуществить план-фактное представление как проекта, так и отработанного бизнес-процесса.

В комментариях несколько раз упоминали о примитивности моих расчетов и тезисов. Не спорю: примитивно. Покажите сложные и красивые схемы, по которым можно жить и работать, я первый скажу автору спасибо!

С точки зрения предпринимателя в отлаженном процессе выручка должна быть максимальной, а операционные затраты минимальными. А вот размер инвестиционных затрат определяет: быть проекту или не быть. Если предприниматель планирует свою деятельность всерьез и надолго, в нашем случае к затратам на оборудование и сайт должна обязательно добавиться сумма на получение лицензии на дополнительное образование. Не могу не процитировать длинный комментарий:

«А кто-нибудь говорит о лицензионных проблемах кружков в том числе? Кто-нибудь занимается законодательной базой, связанной с заключением договора аренды? В инвестиционные расходы надо бы, по-хорошему, добавить еще и расходы на получение лицензии от надзорного органа, иначе образовательная деятельность с детьми может довести инициатора работы кружка до штрафа в 1 млн. рублей за работу без лицензии.

Для получения лицензии договор об аренде помещений должен быть зарегистрирован в ФРС. Если организация арендует помещения в госшколе — это не менее полугода работы по заключению договора, работе с районной пожарной инспекцией, Роспотребнадзором (одна только сумма к оплате за измерения свето-и звуковых характеристик помещения, которое уже и так используется в дневное время в школе — около 20 тысяч за те же 2-3 кабинета, не говоря уже о лицензировании компьютерного класса — там совсем другие расценки). Затем еще не менее 20-30 тысяч расходов по различным квитанциям. Это все без учета ужаса от абсурдности бумажек, нужных для работы в уже функционирующих помещениях. Если использовать помещения не в госшколе, все немного проще. Но зато в госшколе кружок гарантированно получит в вечернее время учеников. И даже, скорее всего, все необходимые для рентабельности 70 человек.

В любом случае, если делать все по-честному — не менее 40-50 тысяч без учета работы сотрудника и не менее 6 месяцев хождения по инстанциям. Юрконторы в СПб 3 года назад предлагали заключить договор и подготовить документы к получению лицензии не менее чем за 120 тысяч и не менее чем за 4 месяца. Сегодняшних цен не знаю. 

Для подтверждения лицензии кроме оборудования и помещений необходимо, чтобы сотрудники в обязательном порядке посетили 72-часовые курсы повышения квалификации, были бы аттестованы на соответствующую должность, их образование соответствовало бы кодификатору профессии. Иначе надзорные органы деятельность обязаны запретить.

В любом случае необходимо менять законодательство. И разрешать работать в госшколе, заключая договор напрямую с директором без всех сумасшедших согласований. В этом случае лицензию получить будет достаточно просто.»

Огромное спасибо автору комментария за подробный разбор ситуации с лицензированием. Тот, кто-то хочет попробовать пройти эту процедуру, опишите потом, нам всем будет очень интересно.

Тяжелый выбор

По всему выходит, что выжить и развиться сейчас кружку как коммерческому предприятию, можно в два этапа. На первом этапе работать под лицензией образовательного учреждения. На втором, наработав технологии, — создавать новую организационно-правовую форму (в том числе не запрещено и общество с ограниченной ответственностью) и получать лицензию.

Эти этапы выживания совершенно не способствуют развитию таких затратных форм работы как подготовка к соревнованиям, в том числе и по стандартам WorldSkills. Но тут организаторам кружка уже приходится выбирать: выживать, медленно нарабатывая базу клиентов, или заниматься подготовкой к соревнованиям.

Спасибо коллегам, в дискуссии подсказали мне вполне разумную модель частно-государственного партнерства. Будем пробовать все варианты.

Что удалось узнать о бюджетных инвестициях

Деньги на развитие робототехники школам и ВУЗам выделялись. Оборудование закуплено, где-то на несколько десятков тысяч, где-то на миллионы. Как всегда, забыли о самом главном: о том, кто будет доносить до детей разумное, доброе и вечное. Как были ставки для преподавателей малы, так и остались. Пойдет взрослый мужчина, обладающий двумя компетенциями: инженера и педагога, на такие ставки в бюджетное учреждение? Нет.

Есть ли сверхзадача?

Да, такая задача есть. Она показана на рисунке в начале статьи: со временем стать мультикорпоративным университетом – производственно-образовательным предприятием нового типа.

Вот и все, дорогие коллеги, что с небольшим опозданием хотелось бы добавить к комментариям к статье.

Об авторе:

Евгений МироновЕвгений Миронов — основатель «Школы робототехники» в Тольятти, директор компании «Сто линий» — производителя и поставщика различных услуг в сфере информационных технологий.

Share Button

8 комментариев к статье “Может ли кружок робототехники стать бизнесом?”

  1. Евгений

    07.05.2016

    > Будут ли в стране рабочие места, куда обученные Робототехнике студенты выйдут на работу?

    1. Если не будет — то России просто исчезнет с карты мира в XXI веке. Нас совсем не миллиард.
    2. Робототехника это не только промышленные роботы. Сейчас она подошла к той степени зрелости, к которому ЭВМ подошли в 8х годы прошлого столетия. Т.е. уже готово по частям всё — осталось собрать вместе и придумать зачем это надо, как Стив Джобс и Возняк с ПЭВМ. Супер профи уже поделили рынок промышленных и научных роботов. Но главный приз достанется тому, кто соберет дешевое устройство, и убедит людей, как оно им нужно.

    Ответить на этот комментарий
  2. Игорь

    07.05.2016

    Не может по определению

    Ответить на этот комментарий
  3. Дмитрий

    08.05.2016

    Хорошая статья, правильное направление мысли.

    Ответить на этот комментарий
  4. Наталья

    09.05.2016

    у нас 48 учеников, 2000 / мес, дети 7-12 лет, lego Mindstorms, команды — призеры и победители роботетехнических состязаний, направление не единственное, ИП, патент, Хабаровск — не вижу сложностей для того, чтобы начать. «Ну не ужас-ужас» )))

    Ответить на этот комментарий
  5. Владимир

    17.05.2016

    Набор детей с 5 до 8 лет Lego Wedo 2 занятия по выходным с 10 утра до 18 вечера.
    На первом занятии ребенок соберет своего первого робота и сделает несколько экспериментов.
    Время ознакомительного занятия 1,5 часа.

    Ответить на этот комментарий
  6. Сергей

    11.09.2016

    Только сегодня общался с автором статьи и прочитав, теперь уже сделаю несколько комментариев.
    Робототехника как бизнес — возможна и это видно на примере хорошо развивающихся компаний, в основном взявших за базу легостроение. Хороший интерес детей и родителей, раскрученный бренд делают свое дело — дают коммерциализацию. Если смотреть шире, — то здесь все гораздо сложнее. Я вспомнил эти робототизированные тележки на Автовазе, о которых говорит автор, поскольку я принимал активное участие в обслуживании их начинки — программирование и ремонт. Это были одни из первых опытов по программированию в далеком 89году на Ассемблере, и удалось уже тогда разобраться в ньюансах программы и внести в них коррективы для локальной диагностики системы. О чем я — о том, что это промышленные роботы, и я профессионально занимался их настройкой и программированием. Какие роботы будут создавать или обслуживать ребята получившие диплом о курсе робототехники — мне сложно сказать, но такая вероятность есть. И эта вероятность будет больше если помимо программирования и тупой сборки ребята будут получать знания из области механики, приводов, электроники, биоэнергетики и т.п.
    Проблема с лицензирование — увы, огромная, если переводить кружок в допобразование.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх