Игорь Воронин о стартапах, ВРО и Лего

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Еще один взгляд на всероссийскую робототехническую олимпиаду роботов от Игоря Воронина, разработчика российского конструктора УМКИ. Про Лего, Иннополис и стартапы.

Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016

Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016

Как вы знаете, с 24 по 26 июня в IT городе Иннополис, что в 40 км от Казани, прошла уже третья олимпиада ВРО-2016. Что хотелось бы отметить – так это безусловно высокую организованность мероприятия. Очень четко отработали все участники и организаторы этого процесса. Сам я жил в  Казани, поскольку нужно было встречаться с заинтересованными людьми – так проблемы с транспортом не существовало. Строго по расписанию подходили большие комфортабельные автобусы, и когда один наполнялся, то сразу же прибывал следующий, чтобы увести всех желающих от Иннополиса до Казани и наоборот. В каждой такой поездке соседом в автобусе всегда оказывался интересный попутчик, с которым можно было обсудить проблемы образовательной робототехники в разных регионах нашей страны.

По окончании мероприятия состоялся сбор рабочей группы по образовательной робототехнике. Каждый выступающий предложил свое обоснование аспектов развития, на которые следует обратить внимание. А в финале этой встречи образовалась живая дискуссия поиска путей решения обозначенных проблем.

Александр Гагарин, Игорь Воронин, Сергей Масягин, Павел Фролов

Александр Гагарин, Игорь Воронин, Сергей Масягин, Павел Фролов. ВРО 2016

На страницах данного издания постараюсь это сделать и я.

Целью и главным успехом технологического процветания страны можно считать организацию множества стартапов. Как известно, стартап – это небольшая компания размером в «две пиццы». Такое условное измерение пришло из Силиконовой долины и подразумевает, что в компании, занимающийся многомиллионным серьезным делом, задействовано совсем немного сотрудников – столько, что их всех можно накормить в обед парой пицц – это порядка 8-12 человек. Признаком стартапа также является и кратный рост: в два, в три, а возможно что и в десять раз за год. Форма деятельности такой компании – обязательно Global Value Chain – «Мировая цепочка добавленной стоимости». Это значит, что компания делает настолько важный и полезный продукт, что им пользуются в разных точках мира, при этом она сама открытая и использует другие такие же инновационные технологии.

Опыт показывает, что для успешного старта, как правило, должны присутствовать, кроме инженеров по механике, электронике, программированию как ядра проекта, также еще и  экономисты, которые отвечают за расчет экономической эффективности и могут выстроить финансовые потоки, и маркетологи, которые умеет подать товар лицом.

Получается, что современный университет, например, такой как Иннополис, должен не просто вложить в головы своих студентов набор академических знаний, передать им технические навыки, но и сформировать за время учебы умение объединяться в команды, находить пути решения организационных и финансовых проблем.

Понятно, что для более качественной подготовки выпускников на выходе, на входе в Университет должен быть качественный абитуриентский состав.

Из этой логики следует прямой вывод. Для того, чтоб в достаточном количестве в Иннополис и другие технические вузы пришло нужное количество молодых ребят, их надо готовить с как можно раннего возраста. Воронка задействованных в НТТМ школьников приведена на рисунке. Как известно, в старшей школе ученик – это уже сформированная личность, и его переубеждать, что нужно заниматься, например, не юриспруденцией, а программированием – бесполезно, поэтому начинать надо со средней или с младшей школы, а, может, даже и с дошкольных занятий.

voronka

Воронка, оценивающая необходимое количество вовлечения детей в НТТМ для получения прибыльных стартапов

Получается, чтобы отобрать к старшей школе достаточное количество заинтересованных ребят, кружки робототехники нужно организовывать уже в младшей школе или даже в дошкольных учреждениях. При условии, что эти занятия увлекают ребят так, что они с интересом погружаются в творческую среду созидания и управления.

Мы должны понимать, что сейчас нужно не просто научить конструировать и изобретать, а еще и научить работать слаженно в команде – социализироваться. Чтобы ребята смогли договариваться, делегировать друг другу какие-то полномочия, распределять обязанности между собой и потом сумели их выполнять – причем не за счет, а дополняя друг друга. И чем раньше по возрасту они станут это делать, тем легче им будет адаптироваться к требованиям инновационной экономики и в будущем запустить свой стартап, быть может, уже на старших курсах института или сразу по окоченении его.

Отсюда следует, что нужны такие педагогические методики, которые позволяют в увлекательной игровой форме предоставлять ребятам возможность вместе, слаженно делать полезные вещи – такие, которые могут быть востребованы другими людьми. Известное выражение «Ремесло проверяется торжищем», из которого становится понятным нужно ли то, что ты делаешь другим людям. Поскольку рост компании – это многократное увеличение объемов продаж изготавливаемой продукции.

Игорь Воронин проводит мастер-класс по конструктору УМКИ на ВРО 2016

Игорь Воронин проводит мастер-класс по конструктору УМКИ на ВРО 2016

К сожалению, в нынешних правилах олимпиад пока нет такой категории. Есть проекты, когда над заданием работают один-два человека под руководством опытного педагога и, как правило, они реализовывают то, что учитель сам придумал и предлагает сделать ребятам. Качество такой работы сильно зависит от знаний и умений педагога. Это объективно и в этом случае, к сожалению, недооценивается проектная деятельность коллектива, их работа на результат в плане нужности данной разработки или исследования.

А с учетом того, что в большинстве школ стоят конструкторы от компании Лего, получается, что на Лего ребенок делает некий абстрактный марсоход или подводного робота, а в будущей реальной жизни ему приходится переучиваться и осваивать что-то более полезное для стартапа.

Отсюда следует подмена понятий, причем в масштабе всей страны, когда получается, что вроде как дети заняты техническим творчеством, им интересно, они с учителем приезжают на олимпиаду, выступают и получают там какой-то результат. А в дальнейшем накопленный опыт оказывается не настолько полезен, чтобы им можно было воспользоваться. Потому что за прошедшее время ученики могли бы изучить и сделать что-то нужное из реальной жизни, а вместо этого они занимаются сборкой по инструкции игрушек в дорогостоящем импортном исполнении.

Тем более не понятно, зачем тратить бюджетные средства на импортные комплектующие, когда на рынке есть предложения от отечественных разработчиков образовательной робототехники, таких как ТРИК, ScratchDuino, УМКИ, Ларт, Киберфизика и других.

Понятно, что уважаемая компания Lego преследует конкретные цели в своем присутствии на нашем рынке. Кроме увеличения прямых продаж, она старается подготовить массу пользователей знакомых с проприетарной средой разработки LabVIEW. Они учат этому детей для того, чтобы, когда эти ребята вырастут и пойдут работать, то кроме программных средств и оборудования от National Instruments у них не было бы других знаний. Следуя своей логике Lego и National Instruments финансируют мировую олимпиаду образовательной робототехники WRO. Они устанавливают такие правила, чтобы альтернативных решений на этих соревнованиях не допускалось, а дети, обучаясь, приходили во взрослый мир, хорошо зная только их продукт.

К тому же Лего – закрытый продукт. Это значит, что вы не можете понять, как он устроен, а значит не сможете самостоятельно научится разрабатывать подобного уровня технические решения. Все чертежи, протоколы связи и программные коды Лего скрыты от конечного пользователя и доступны только сотрудникам этой корпорации.

Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016

Игорь Воронин, Университет Иннополис, 2016

Хорошо это или плохо? Смотря с какой стороны посмотреть. Самой компании – точно хорошо, а нашим школьникам? Наверное, не очень, поскольку в мире существует масса других не менее удобных и доступных инструментов, с помощью которых можно достигать поставленные цели. В настоящее время, чтобы адекватно ответить на вызовы, нам нужно научится готовить своих специалистов так, чтобы они сумели использовать все богатство технологических разработок, могли использовать и дополнять открытые технологии, нам нужно научить нынешних школьников использовать гитхаб и технологию открытого кода, если мы хотим получить качественные отечественные разработки современных программных продуктов.

Давайте готовить ребят быть способными ориентироваться в современном мире и создавать новое самостоятельно, а не только в рамках тех решений, которые предлагает пусть даже очень уважаемая корпорация.

Для этого я хотел бы предложить еще одну категорию для подготовки к олимпиаде – групповое управление, что позволит использовать методики группового управления мобильными роботами, связанными в единую смешанную сеть. Это будет реальный шаг в технологию интернета вещей, а не профанация, когда дети проводят время на занятиях, вроде занимаясь делом, а в реальности используя его не рационально.

Нам надо научить создавать свои решения, а не готовить наших детей быть исполнителями в рамках чужих технологий.

Об авторе

Игорь Воронин — соразработчик и сооснователь проекта образовательной робототехники УМКИ (Управляемый Машинный Конструктор Инженерный).

Фото Занимательная робототехника. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Share Button

14 комментариев к статье “Игорь Воронин о стартапах, ВРО и Лего”

  1. Алексей Овсянников

    08.07.2016

    «К тому же Лего – закрытый продукт. Это значит, что вы не можете понять, как он устроен, а значит не сможете самостоятельно научится разрабатывать подобного уровня технические решения. Все чертежи, протоколы связи и программные коды Лего скрыты от конечного пользователя и доступны только сотрудникам этой корпорации.»

    Вот тут я с Вами кардинально не соглашусь: Лего никогда не закрывал спецификации. На официальном сайте (http://www.lego.com/ru-ru/mindstorms/downloads?ignorereferer=true) можно найти SDK и HDK (инструментарии разработчиков ПО и «железа»), в которых указаны все схемы блоков и датчиков, протоколы передачи данных, рекомендации по разработке и прочее.

    На упомянутом Вами GitHub’е уже 3 года открыто лежат исходники прошивок: https://github.com/mindboards/ev3sources

    Эта документация и исходники почти сразу были доступны и открыты, но почему-то повсеместного штампования собственных датчиков и прошивок я не вижу. Даже SMARTBRICKS для EV3 не придумали ни одного датчика.

    «Отсюда следует подмена понятий, причем в масштабе всей страны, когда получается, что вроде как дети заняты техническим творчеством, им интересно, они с учителем приезжают на олимпиаду, выступают и получают там какой-то результат. А в дальнейшем накопленный опыт оказывается не настолько полезен, чтобы им можно было воспользоваться. Потому что за прошедшее время ученики могли бы изучить и сделать что-то нужное из реальной жизни, а вместо этого они занимаются сборкой по инструкции игрушек в дорогостоящем импортном исполнении.»

    Я понимаю Ваше стремление «антимонополизировать» рынок образовательных технических конструкторов, но лучше Лего пока никто ничего не смог предложить. Можно ли сделать на УМКах или ScratchDuino в стандартной комплектации (!!!) мобильного робота для перемещения сразу 4-6 объектов? Умеющих выкидывать их с точностью до нескольких мм? скорее всего — нет, для этого придется придумывать свой сторонний «колхоз» — шестеренки, схваты, манипуляторы. Для некоторых номинаций соревнований это просто неприемлемо, так как их основная идея — четко ограничить список разрешенных комплектующих, не допускать самодельщины. Даже в подводной номинации и студенческой номинации SLAM выступают роботы из Лего (в SLAM’е так и вовсе первое место занял).

    Ну и почему Вы считаете, что конструкторы ЛАРТ, Arduino-основанные или ТРИК не такие же игрушки? Часто ли в реальных производственных условиях используются Arduin’ы? Нет, для каждого проекта используют самодельные системы и модули или промышленные контроллеры и периферию к ним. Им обучают уже в ВУЗах, и они значительно дороже Лего. А научить «трехконтурному принципу» управления моторами можно и на лего. Только никто с этим не заморачивается — тут хотя бы ПД регулятор объяснить.

    Ответить на этот комментарий
    • Игорь Воронин

      09.07.2016

      Алексей, про «закрытость» вижу, что был не прав. Спасибо за ссылки — посмотрю, потом напишу свое мнение, как это можно использовать или почему это не пошло в широкие массы.
      УМКИ и ScretchDuino в стандартной комплектации — Вы правы, не обладают манипулятором для перемещения 6 объектов. Но накладывать на соревнования ограничение, чтобы не было ни какой самодельщины, мне кажется в корне не верно. Это голубая мечта любого производителя — отсутствие конкуренции. А мы у себя в России пока не можем диктовать условия мировым соревнованиям. Нам бы свои бы худо-бедно организовать и провести, чтоб не стыдно было. Так ведь? Следуя этой логике — зачем же нам на себя самим накладывать ограничения, на использование сторонних от Лего разработок?

      Ответить на этот комментарий
    • Andrej

      11.07.2016

      Делают свои датчики, и инструкции есть — http://karandashsamodelkin.blogspot.ru/2016/05/lego-mindstorms-ev3.html Правда мало кто этим занимается..

      Ответить на этот комментарий
  2. Александр Евгеньевич

    08.07.2016

    Половина из моей группы за границей. В INTEL в литографии LabView — стандарт де-факто. Хотим мы этого или не хотим. Большой Адронный Коллайдер тоже на LabView. Другой вопрос, что вообще, из-за нашей медлительности, вообще телега впереди лошади. Роботов за границей соорудили вообще без «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ» — ее после понапридумали. Решительное и квалифицированное правительство решило бы вопрос за неделю. А у нас хотят из детсадовцев вырастить спасителей народного хозяйства — времени не жалеют!

    Ответить на этот комментарий
    • Игорь Воронин

      09.07.2016

      Александр, кто б спорил, что Intel вложив кучу денег в LabView не использовал ее как стандарт у себя. Они и нам готовы ее «втюхать» c великой радостью, чтоб заработать на этом.
      Это не заговор, это чистый бизнес, что в детских садах насаждается подспудной использование проприетаерных продуктов.
      Я стараюсь противостоять давлению мировых корпораций объясняя их мотивы и предлагая решения в виде opensource
      Вы на чьей стороне луны? ;)

      Ответить на этот комментарий
      • Andrej

        11.07.2016

        Кроме LabView есть ещё много разных продвинутых сред программирования, причём открытых. Для начального уровня, программирования того же LEGO Minndstorms EV3, идеально подходит EV3 Basic расширение Microsoft Small Basic, продвинутые пользователи могут программировать на Java — http://www.proghouse.ru/article-box/55-lejos-ev3

        Ответить на этот комментарий
    • Evgen

      09.07.2016

      «В INTEL в литографии LabView — стандарт де-факто»
      Стандарт кого-чего-где? Берем, к примеру мобильники. Какой там стандарт внутри/снаружи/сбоку, где там LabView?
      Смотрим на Андроид. Внутрях Це, снаружи — жаба

      Ответить на этот комментарий
  3. Александр Евгеньевич

    11.07.2016

    «Стандарт кого-чего-где» — Вам, откуда процессоры достали для «мобильников» и УМКИ — из «шкафчика»? — въехать не можете, что и откуда! Заставь Вас самих процессоры делать — Вы начнете с того, что громко пукните через три секунды. Вы используете результаты мировых корпораций и НЕ МОЖЕТЕ без них обойтись. Российские процессоры по лицензии ARM делаются оутсорсингом в Азии. А у Вас представление, что процессоры, как и дети находятся в капусте. У Лего и ЛабВиев есть своя ниша с какой-то стороны Луны — хотите Вы этого или не хотите. Да, перегибы сверхочевидны, да, погоня за прибылями достала. Но и Вы без мировых корпораций нежизнеспособны.

    Ответить на этот комментарий
  4. Валерий

    13.07.2016

    Игорь, Вы и правы, и неправы. Не знаю, как в этом году было дело в Иннополисе, не возил ребят, но почему Вы забыли о роботаффике и остальных «нетLego» номинациях? Уже в прошлом году мы обсуждали выполнение заездов на управлении от цифровой обработки видео. Убогое Lego здесь не просто нервно курит в сторонке))
    То, что Вы предлагаете: «Для этого я хотел бы предложить еще одну категорию для подготовки к олимпиаде – групповое управление, что позволит использовать методики группового управления мобильными роботами, связанными в единую смешанную сеть.» Правильно, это еще одна номинация, а здесь системная ошибка! Пока WRO не получит статуса олимпиады 1 категории, сколько номинаций не вводи — дело с места не стронется. А в остальном лично я — «за»!
    А вот извинения ваши перед Алексеем Овсянниковым я не понял. Все нужно оценивать с указанной точки зрения, а Вы четко оговорили, что говорите об образовательной робототехнике: «Есть проекты, когда над заданием работают один-два человека под руководством опытного педагога и, как правило, они реализовывают то, что учитель сам придумал и предлагает сделать ребятам.» Очень бы хотелось увидеть школьников, которые самостоятельно в этом смогут разобраться, спроектировать и сделать lego-совместимое устройство. Может они все к Алексею сбежали? У меня таких нет. Так что Lego — закрытый конструктор, лично я не представляю, как научить младшеклассника, которому приходится долго объяснять, как вычислить длину окружности и что такое сопротивление, осмысленному соблюдению lego-протоколов.
    Вот, например, что сложнее всего для моих ребят в леготраффике? Не обработка прерываний и модульное проектирование, а самостоятельная разработка IrDA SIR приемника!
    Ну и ложка меда в Вашу бочку дегтя: лучшие мои ребятишки действительно уже имели дело с групповым управлением. Удачи!

    Ответить на этот комментарий
  5. Andrej

    13.07.2016

    Ответить на этот комментарий
    • Валерий

      13.07.2016

      Не обижайтесь, Андрей, но Вы путаете Божий дар с яичницей. Автор ведь и предлагает перейти от соревнований руководителей и родителей к соревнованию детей. Сколько подростков 7-14 лет Вы наберете в России, которые по этому описанию перепрошивки кирпича все выполнят, спроектируют робота и напишут программу, способную управлять хотя бы автомобилем по регламенту роботраффика? Да с таким железом большинство реальных разрабов помрут от натуги.
      Убогое или нет можно обсуждать только в определенных рамках. Для детского сада лего — круто. Для гиков лего — наверное конфетка. Для школьника среднего звена — полный отстой. Кстати именно поэтому 7-8 классники и бросают робототехнику. Когда я своих спиногрызов прошу показать, что они реально сделали для своего дома, легосказка оборачивается пушным зверьком.

      Ответить на этот комментарий
      • Andrej

        14.07.2016

        Ничего я не путаю. Поспешно выводы делаете.. Если бы Вы внимательно смотрели ссылки, то бы прочитали ещё про второе решение — «Новая видеокамера Pixy LEGO подключается напрямую к контроллеру Lego Mindstorms NXT или EV3 с помощью прилагаемого кабеля и интегрируется в программную среду Lego.» Но суть не в этом. Все почему то забывают про линейку конструкторов. У того же LEGO она чётко выстроена. И после EV3 идёт TETRIX, который даёт уже больше возможностей.
        И нельзя ограничиваться только одним LEGO! Для каждого возраста и уровня знаний ребят нужен свой конструктор и не обязательно конструктор. Конечно будут бросать, детям надоедает одно и то же в течение нескольких лет. Как могут дети что то реально сделать если их этому не учили?!

        Ответить на этот комментарий
        • Валерий

          15.07.2016

          О моей невнимательности возможно Вы правы. Просто я исхожу из практики. А она, увы такова, что линейками ни школа, ни ДДТ покупать не могут. Tetrix для большинства недоступен. И безразлично, по какой причине закрыт конструктор: по технической или по финансовой. Скорость lego при обработке сигнала с pixy оставляет желать лучшего. И мы опять приходим к необходимости перехода на новую линейку для растущих ребят.
          Еще большая проблема — отрыв от реальности. Ученик из младшей школы живет в фантазиях и это нормально. А вот если в фантазиях живет учащийся среднего и старшего звена — это уже проблема. Как такой ребенок сделает что-то практическое для дома? Неужели Вы разрешаете своим ученикам забирать конструктор себе совсем? Если это возможно, то я поверю в коммунизм.

          Ответить на этот комментарий
          • Andrej

            15.07.2016

            Конструкторы это только первый шаг. Дальше творчество Arduino, Rasberry или что то подобное. Цена меньше возможностей больше. Для дома надо делать не из конструктора. Конструктор только для начального знакомства с робототехникой.

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх