За все хорошее и против всего плохого. В Иннополисе состоялось заседание общества образовательной робототехники

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

26 июня, в рамках Всероссийской робототехнической олимпиады состоялся круглый стол по проблемам образовательной робототехники и ее координации. В обсуждении приняли участие эксперты, педагоги, представители вузов и производители конструкторов. Предлагаем обзор озвученных мнений и видео встречи (в конце статьи).

Заседание общества образовательной робототехники, 26 июня 2016, Иннополис

Заседание общества образовательной робототехники, 26 июня 2016, Иннополис

Это уже вторая попытка организовать некую общественную группу, инициированная отчасти в ответ на создание Координационного совета Минобонауки по робототехнике. Первая такая попытка состоялась в Москве в дни проведения Робофеста на площадке Московского международного салона образования.

Роман Лучин, взявший на себя роль организатора обоих заседаний, в приветственном слове сформулировал задачу сообщества:

выявление наиболее частых запросов, потребностей, наиболее острых проблем для того, чтобы доносить их до соответствующих структур.

Заседание общественной группы по робототехнике на ММСО, 16 апреля 2016

Заседание общественной группы по робототехнике на ММСО, 16 апреля 2016

«Занимательная робототехника» как отраслевое СМИ была приглашена на оба мероприятия.

Встреча в Иннополисе выглядела продуктивнее. Может, было время для рефлексии после первого обсуждения, а, может, небольшое количество участников располагало к более детальному разговору. Несмотря на различные взгляды, участники были настроены позитивно и говорили об общих целях (на ММСО чувствовалось явное напряжение в обсуждении и «перетягивание одеяла»). Кстати об участниках. В этот раз ими стали:

  • Роман Лучин, директор ООО «КиберТех» — производителя конструктора ТРИК, Санкт-Петербург;
  • Сергей Масягин, проректор по работе со студентами и абитуриентами Университета Иннополис;
  • Дмитрий Краснихин, руководитель отдела проектных олимпиад Университета Иннополис;
  • Павел Фролов, ScratchDuino;
  • Татьяна Волкова, Киберфизика, МФТИ;
  • Сергей Косаченко, Томский физико-технический лицей;
  • Игорь Воронин, УМКИ;
  • Владислав Халамов, директор учебного центра РАОР;
  • Артем Зерминов, Лаборатория робототехники, Казань;
  • Галина Брусницына, ORT, Екатеринбург;
  • Динара Гагарина, Занимательная робототехника;
  • Александр Гагарин, Занимательная робототехника.

Встреча носила открытый характер, хотя и не была широко анонсирована. Примечательно, что круглый стол проходил в комнате, где обычно обсуждаются и принимаются важные решения Университета Иннополис, а иногда и города в целом.

Открытое общество образовательной робототехники

В ходе обсуждения неоднократно подчеркивалось, что создаваемая структура должна быть открытой и вовлекать всех заинтересованных участников. Роман Лучин уверен, что сообщество не должно иметь выделенного центра управления:

Я настаиваю на организации без выделенного центра управления, я не верю, что большое количество людей может объединяться без конфликтов под началом какой-то одной структуры, где руководит кто-то один или одна организация. Я уверен в том, что сообщество должно быть именно сетевое.

Роман Лучин, ООО "Кибертех", ТРИК

Роман Лучин

Татьяна Волкова:

Как построить взаимодействие? Сетевое сообщество — это замечательно и прекрасно. Но мы и так все дружим и горизонтально связаны, но никакого единого вектора не происходит. Поэтому нужно встречаться, собираться, нужен секретарь, который бы это все организовывал.

Галина Брусницына:

Я думаю, нужен какой-то интернет-портал, в котором бы все было собрано и который бы помогал обеспечить эффективную «точку входа» в образовательную робототехнику (педагогу, школе, родителю, школьнику, городу). И тогда можно было бы сказать: «А почему вы не прочитали это, если занимаетесь робототехникой в городе?»

Уже после встречи родилось название — «Открытое общество образовательной робототехники». Среди задач общества особенно были выделены два — обобщение практики и обмен опытом модернизации уроков технологии и организация студенческих соревнований по робототехнике. В ближайшее время планируется создание сайта общества.

О глобальных планах и глобальных проблемах

Павел Фролов описал светлое будущее, сформулированное группой «Мастера будущего» на последнем Форсайт Флоте:

Общество, которое мы видим в 2035 году, — это когда роботы обеспечивают необходимые демографически обусловленные потребности, грубо говоря, работают за человека, а человек занимается творчеством, и смысл его жизни — в самореализации через творчество… Люди, которые делают Робофест, WorldSkills, движение ЦМИТов, представители крупных СМИ типа ТАСС договорились о том, что готовы координировать свои усилии, чтобы через робототехнику осуществлять переход в мейкерство. А мейкер — это человек, который готов сделать что угодно с помощью технологий цифрового производства и при этом руководствуется идеей принести пользу обществу… Есть план действий на 20 лет, этот план включает, например, тесную интеграцию крупнейших российских инженерных и робототехнических олимпиад и включение в них секции для мейкеров.

Артем Зерминов, Павел Фролов, Галина Брусницына

Артем Зерминов, Павел Фролов, Галина Брусницына

Ракурс обсуждения из будущего в настоящее перенесли Роман Лучин, который говорил, что делать что-то надо уже сегодня и завтра, и Татьяна Волкова: 

Мы хотим возрождать институт технического образования, чтобы готовить для России инженерные кадры здесь и сейчас, а не через 20 лет. Для того, чтобы светлое будущее с роботами наступило, нужно здесь и сейчас поднимать технический уровень молодежи.

Татьяна Волкова, Сергей Косаченко, Игорь Воронин

Татьяна Волкова, Сергей Косаченко, Игорь Воронин

О будущем робототехники и ее месте в инженерном образовании говорил Сергей Косаченко:

Мы робототехнику взяли на вооружение, потому что она интегрирует в себе несколько технологий — и программирование, и схемотехнику, и электронику, и механику. Но мы понимаем, что рано или поздно придется переходить к следующему инструменту, например, интернету вещей. Волна новизны робототехники спадет так же, как было с информатизацией в начале 2000-х годов.

Александр Гагарин:

Нужно клонировать успешный опыт — создавать дистанционные курсы подготовки преподавателей робототехники.

Александр Гагарин

Александр Гагарин

Артем Зерминов высказался о важности появления разных робототехнических образовательных программ, учитывающих множественность траекторий образования, а также объяснил, почему робототехника необходима не только инженерам, но и представителям всех гуманитарных профессий:

Проектируя робототехнические образовательные программы, очень важно учитывать множественность траекторий образования. Робототехника готовит детей к жизни в новом технологическом укладе, который потребует от них, в том числе, умения работать в командах со сложным профессиональным составом. Это значит, что робототехника должна стать частью образования не только будущих технологических предпринимателей и инженеров, но и представителей гуманитарных профессий: дизайнеров, экономистов, психологов, журналистов. Это словно дерево, имеющее прямой ствол и ответвления на разных его уровнях.

О робототехнических платформах

Конечно, не обошлось без обсуждения LEGO и трудностей вхождения российских конструкторов на рынок. О лоббировании финансовых интересов крупными корпорациями говорила Татьяна Волкова, ее поддержали Игорь Воронин и Павел Фролов. Многие подчеркивали необходимость появления большего количества экспертных обзоров конструкторов, «карты продуктового ландшафта».

>> Читайте результаты сравнительного исследования платформ, проведенного Центром педагогического мастерства (Москва).

>> Смотрите неформальное видео сравнения платформ.

Сергей Масягин, Татьяна Волкова, Сергей Косаченко, Игорь Воронин

Сергей Масягин, Татьяна Волкова, Сергей Косаченко, Игорь Воронин

Игорь Воронин: 

Готов спорить до посинения с кем угодно о том, что без государственно поддержки подготовить в массовом количестве школьников с учителями невозможно…. Должны быть государственные заказы.

>> Читайте статью Игоря Воронина о стартапах, ВРО и Лего.

Павел Фролов:

Государство настроено на работу с иерархическими структурами и, как правило, есть кто-то, кто является главным в регионе по принятию решений. Ты приходишь, условно говоря, к губернатору или министру образования и говоришь: «Вот у меня образовательные наборы». «Ну отлично, но мы же не эксперты, чем твои наборы лучше, чем другие? Мы пойдем эксперту». В Татарстане этот эксперт — Иннополис. Соответственно Иннополис сейчас не пускает ScratchDuino в Татарстан уже третий год и даже может этого не замечать.

Галина Брусницына:

На LEGO и на рынок мы повлиять не можем. Мы можем только дать другую информацию — сравнительную. Выбирайте и смотрите. Родителей, как и чиновников, нужно просвещать.

Галина Брусницына (ОRT, Екатеринбург) и Павел Фролов (ScratchDuino)

Галина Брусницына и Павел Фролов

Сергей Косаченко не видит проблемы в агрессивной маркетинговой политике производителей доминирующих робототехнических конструкторов:

Мы на рынке выбираем именно те средства, которые позволяют решать наши задачи… Основная проблема, которую я вижу как учитель, — средства, которые существуют сегодня для образовательной робототехники, разрознены. Приходится выбирать отдельные решения для начальной, средней и старшей школы, перемешивать иногда их между собой, чтобы больший эффект был.

Дмитрий Краснихин лаконично обозначил интересы университета:

Университет с точки зрения подготовки устроен очень просто. Нам не хватает всего-то двух вещей: много сильных абитуриентов и много сильных преподавателей, которые приведут этих многих сильных абитуриентов. И мы на своей площадке готовы принимать на самом деле кого угодно – ТРИК, LEGO, ракетостроителей. Абсолютно все равно, главное, чтобы эти люди делали действительно интересные программы, которые смогут заинтересовать школьников в профессии IT.

Дмитрий Краснихин, руководитель отдела проектных олимпиад Университета Иннополис

Дмитрий Краснихин

Артем Зерминов:

Очень важна общественная экспертиза образовательных программ…. Предложений на рынке становится очень много…. Не всегда добросовестно проводится работа с точки зрения прогнозирования будущего ребенка.

Динара Гагарина обозначила проблему отсутствия большинства российских робототехнических конструкторов в свободной продаже, отметив, что это могло бы стать импульсом для занятий научно-техническим творчеством:

Очень важно, чтобы среди товаров в Детском мире или других розничных магазинах помимо набора Знаток или LEGO Mindsorms домашней версии стояло что-то еще. И чтобы оно стояло в формате: бабушка купила внуку конструктор, он сел с этой бабушкой и смог по инструкции разобраться.

Артем Зерминов, Павел Фролов, Галина Брусницына, Динара Гагарина

Артем Зерминов, Павел Фролов, Галина Брусницына, Динара Гагарина

Про вовлечение детей и молодежи в научно-техническое творчество

Еще одна обсуждаемая проблема — низкая вовлеченность в научно-техническое творчество. Сегодня такие кружки посещает всего около 4-5 % детей и не всегда учебный процесс построен в них качественно.

Павел Фролов:

Очень сложно конкурировать с теми, кто занимается имитацией образования. Потому что у них больше вау-эффект и ниже цены. Детям все нравится, собственно, если не проверять, чему они реально научились в конце этого, никто даже не заметит до попытки поступления в бауманку или попытки отучиться там первый семестр, никто даже не заметит, что они занимались в системе, которая была настроена на имитацию…

Среди способов вовлечения детей в робототехнику часто называется олимпиады. Сергей Масягин отметил необходимость учета результатов соревнований и олимпиад по робототехнике при поступлении в вузы и сказал, что уже есть определенные договоренности в этом направлении между Университетом Иннополис, МАМИ, МФТИ и МГТУ им. Баумана.

masiagin

>> Читайте про то, как Робофест входил в перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении в вузы, и про другие особенности перечня 2016-2017 года.

Игорь Воронин:

Сертификат дополнительного образования на 20 тыс руб. должен приниматься и быть оплачен не только бюджетным образовательными организациями, но и так же в частных клубах, и в досуговых учреждениях.

Владислав Халамов:

Не нужно питать иллюзий, что если в городе есть кружок робототехники, то с воспитанием инженерных кадров будет все в порядке. Дети в них просто играют в роботов. Мы давно пришли к пониманию, что робототехника – это только часть большой комплексной работы. У школьников должно быть понимание, зачем они собирают роботов, где они применяются в реальной жизни. То есть целью должны стать не победа в одной олимпиаде, не поступление в вуз, а желание работать и создавать что-то новое. И здесь уже робототехника может стать неким социальным институтом, который дает возможность получать знания, опыт участия в соревнованиях, баллы при поступлении, знакомство с работодателями и так далее. Только тогда мы будем получать не просто большое количество победителей разных робототехнических олимпиад, а именно будущих робототехников, двигающих производство вперед.

Владислав Халамов, Артем Зерминов на встрече Открытого общества образовательной робототехники в Казани

Владислав Халамов, Артем Зерминов

Большинство участников согласились, что необходимо работать с родителями. Артем Зерминов назвал родителей «основной фигурой, которая должна приниматься во внимание». Вовлечение детей и молодежи в робототехнику кто-то сравнивал с воронкой, кто-то с деревом.

Динара Гагарина:

Те 2 или 4 % детей, попадающие в кружки научно-технического творчества, — это те, кто очень хотят туда попасть. Если представить себе воронку, но немножко развить эту метафору, то это не просто воронка, а воронка, у которой широкая сторона снизу с сеткой, причем с частой. И попасть туда почти невозможно. Информирование сегодня ноль…

Динара Гагарина, Занимательная робототехника edurobots.ru

Галина Брусницына, Динара Гагарина

Роман Лучин:

Я согласен, что нужно просвещать родителей… Я шучу, что у нас самый главный покупатель — это мама. Если мама поняла, какая польза ребенку наносится, она и сына приведет, и папу убедит.

obshia2

Следующее заседание общества предварительно запланировано во время конференции EdCrunch. Участники первой встречи приглашают всех заинтересованных в развитии образовательной робототехники присоединиться.

Видеозапись первого заседания Открытого общества образовательной робототехники:

Share Button

6 комментариев к статье “За все хорошее и против всего плохого. В Иннополисе состоялось заседание общества образовательной робототехники”

  1. Игорь Воронин

    11.07.2016

    Вот цитата из интервью А.Б. Чубайса, на которую я ссылался в ходе обсуждений «Надо ли повторять, что вся Силиконовая долина стала возможна в значительной степени благодаря многолетним масштабным вливаниям государственных ресурсов – и прежде всего Минобороны США?»
    Взято от сюда http://www.vedomosti.ru/technology/characters/2016/05/25/642322-nasha-zadacha-zavodi-stroit-i-rastit-natsionalnih-chempionov

    Ответить на этот комментарий
  2. Валентина

    11.07.2016

    Сделайте возможность удаленного доступа для участников на следующее заседание ОООР. Это позволит принять участие в мероприятии многим заинтересованным неравнодушным специалистам.

    Ответить на этот комментарий
  3. Шамиль

    14.07.2016

    В образовательной робототехнике, как и в школьной информатике одинаковая проблема. Компании производители хотят, чтобы их наборы как и программное обеспечение покупали. Проблема опять в кадрах кто будет на этих наборах обучать, что могут предложить этим людям компании? Ведь скажем так разбирающемуся в электронике и программировании учителю эти наборы не нужны.

    Ответить на этот комментарий
  4. анатолий

    18.07.2016

    Молодцы,что взялись за это нелегкое дело-удачи вам!

    Ответить на этот комментарий
  5. Александр Евгеньевич

    20.07.2016

    Давайте, разберемся: технопарк по определению должен на выходе выдавать самодостаточные стартапы, иначе это не технопарк. В школах нет штатных должностей технопарка — есть учителя, завучи и тьюторы. Инженер — это человек, который все время думает над проблемой, а не учится. Педагог доносит известные знания до школьника в реальном времени, а инженер придумать может позавчера, сегодня, через месяц или через год. То есть все потуги на креативность притянуты за уши невеждами. Исходя из вышесказанного предача «как это работает» или TED несоизмеримо производительней «технопарков», ЦМИТов и подобных затей с грандиозными евроремонтами типа «кванториумов». Это я к тому, что требовать от учителей того, что им совершенно не свойственно — преступление. Великий Мухин — организатор школьного технического творчества Москвы, из собственных наблюдений оценивал количество школьников, которые будут ходить в технический кружок от всех, кто в какой либо кружок ходят в 10 процентов. Эта цифра — мировая константа. 100 процентный охват — это анафема! Какое оборудование , что на нем делать и с кем, должен решать сам работающий с детьми , а не «СООБЩЕСТВО» При этом госсредства расходуются с размахом, а свои — С УМОМ. Из вышеобозначенного следует, что основной единицей развития получается пенсионер, старше 60 лет, электронщик, конструктор, программист, заинтересованный внука и десяток его сверстников знакомить с лучшим, что видел в жизни. Требования массовости — ВРЕДИТЕЛЬСТВО! ПедВУЗ — это педвуз, а инженер — это инженер и нечего делать из этого компот с евроремонтами по 30-50 миллионов!

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2018 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх