В Стэнфорде задумались – могут ли беспилотные автомобили нарушать ПДД ради безопасности

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Моральные и этические проблемы в робототехнике «всплывают» все чаще. К изучению одной из них приступили ученые Стэнфордского университета. Речь идет о «поведении» беспилотных автомобилей в экстремальных условиях. Рост числа роботизированных авто увеличивает вероятность появления ситуации, когда «мозг» беспилотного автомобиля станет перед выбором – нарушить правила дорожного движения или подвергнуть жизнь и здоровье пассажира или пешехода опасности.

autonomous-car-ethics

Программа исследований Стэнфордского университета предусматривает изучение экстремальных сценариев, которые не связаны с тяжелыми авариями. Вопрос жизни и смерти на дороге изучали в Массачусетском технологическом институте (MIT). Там проблемы жестче и на кону жизнь группы из 10 пешеходов или жизнь одного человека – пассажира. Что должен сделать автопилот? А как выбор 1 жизни за 10 воспримут покупатели?

driverless-car-ethics

В исследовательской программе Стэнфордского университета речь идет о более простых вещах. Например, может ли беспилотный автомобиль объехать препятствие на дороге и при этом пересечь сплошную двойную линию дорожной разметки, что запрещено ПДД. На каком расстоянии он должен объехать помеху – с минимальным зазором или с выездом на встречную полосу. В первом случае неудобство может почувствовать пассажир авто сидящий справа от водителя, во втором возникает риск столкновения со встречным транспортом.

vybor-autonomus-car

В обычной ситуации водитель принимает решение почти мгновенно. Если полоса занята, а по встречной нет помех, то человек нарушит правила не задумываясь. С автономным транспортом ситуация иная. Этично ли программировать автопилот на нарушение правил? В каком случае, при каких условиях это необходимо?

Исследователи считают, что программа может содержать строгий запрет на нарушение правил. Но тогда беспилотный автомобиль просто остановится и будет стоять, пока препятствие не исчезнет, либо не вмешается человек.

В реальной жизни водители часто идут на мелкие нарушения, исходя из здравого смысла. Такое поведение не создает угроз безопасности и позволяет обеспечить комфортный режим движения водителю, пассажирам, другим участникам движения.

Сбалансировать требования закона, здравый смысл и практичность с социальными стандартами и этикой – вот задача, которую ставят перед собой ученые, программируя поведение беспилотных автомобилей в реальных условиях дорожного движения.

Источники: news.stanford.edunewatlas.com.

Share Button

Один комментарий к статье “В Стэнфорде задумались – могут ли беспилотные автомобили нарушать ПДД ради безопасности”

  1. Игорь

    05.08.2016

    Что-то поздно они задумались. Уже надо действовать давно, а они только задумались

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх