Проблемы школьного образования описаны еще Салтыковым-Щедриным. Михаил Киселев об уроке технологии и методе проектов

Share Button

28 ноября в Сочи состоится всероссийское совещание учителей технологии и информатики. Михаил Киселев, учитель Санкт-Петербургского лицея № 419 и соавтор проекта «Инженерная МетаЛаборатория», описал свое видение ситуации.

Михаил Киселев на конференции EdCrunch 2016

Михаил Киселев на конференции EdCrunch 2016

Дискуссия, каким быть предмету Технология, до сих пор актуальна. Предмет есть, а чему и, главное, как этот предмет должен научить школьников, непонятно многим учителям и преподавателям. 28 ноября в Сочи состоится всероссийское совещание учителей технологии и информатики, на котором в очередной раз будет обсуждаться концепция предметной области Технология. К сожалению, я не смогу принять участие в этом совещании лично, поэтому попробую описать свое понимание данного вопроса.

Общие проблемы школьного образования в России описаны еще М.Е. Салтыковым-Щедриным и не решены до сих пор. Перефразируя их современным языком, получится следующее:

  • кризис традиционной системы образования,
  • низкая практическая направленность образования,
  • низкий уровень финансирования,
  • слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования,
  • слабое законодательство в сфере образования,
  • массовый спрос на высшее образование,
  • коррупция,
  • падение престижа среднего профессионального обучения.

Все это, как бы мы не хотели обратного, влияет и на обсуждаемый предмет. Добавим в этот список преподавание 2 часов в неделю, огромный дефицит в подготовленных преподавателях, размеры нашей страны (мы не умеем хорошо учить везде – отсутствует равный доступ к качественному образованию) и получим условия, в которых нам надо готовить детей решать задачи приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, описанных Правительством. По предмету Технология не сдается ЕГЭ, внимание прокуратуры по оборудованию кабинетов, в отличие от предмета ОБЖ, отсутствует, поэтому рассчитывать на особое отношение администрации школ не приходится.

Несмотря на все вышесказанное, спрятаться от внедрения современных технологий в образовательный процесс нам не удастся. Остается понять, как и в какой форме эти технологии войдут в школы.

Предметная область Технология должна формировать технологическую культуру личности, которая предполагает овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.

Оснащение кабинетов предметной области «Технология» для обучающихся основного общего образования происходит по направлениям технология ведения дома (кройка и шитье, кулинария), слесарное дело, столярное дело. Направления были выбраны как наиболее распространенные технологии.

А как же современные технологии и технологии будущего? Построением выкроек завтра, скорее всего, будет заниматься 3D-сканер в содружестве с автоматом по раскрою. На смену дереву и металлу уже сейчас пришли новые материалы. Да, летчики не сразу садятся за штурвал МиГа, а учатся на учебных ЯКах, но прикоснуться к новому всегда полезно. Кроме технологий обработки существуют тысячи других технологий, есть даже такие, которые не связаны с физическим трудом, но имеют осязаемые практические результаты. Научить снимать фильмы на примере обработки металлической болванки невозможно.

Давайте посмотрим на окружающий нас мир более внимательно, ведь это и есть то, что мы собираемся изменять к лучшему. Что мы знаем о нем, что знают о нем наши дети? Прежде чем улучшать что-то, необходимо это изучить. Новые технологии давно вокруг нас. Чем они не предмет для изучения? Обычный утюг за последних 50 лет усовершенствовался сотни раз.

На своих занятиях по Технологии я успешно использую стендовый метод. На одном стенде собраны различные элементы, объединенные общей тематикой. Главный принцип – все должно быть настоящим, из жизни, если это электротехника, то розетки, вилки, предохранители и т.д. как в любом доме. Можно воссоздать и доильный комплекс. Первый этап в обучении на стендах – изучение этих элементов, включая и сборку самих стендов. Второй этап – обучение способам управления ими. Практически во всем, что нас окружает, используются различные датчики, и это управляется каким-либо контроллером. И последний этап – улучшение модели, то есть творчество.

Стенд "Электротехника", Лицей 419, Санкт-Петербург

Стенд «Электротехника», Лицей 419, Санкт-Петербург

Кроме стендов используется и метод проектов. Сначала реализуются учебные проекты. Темы проектов включают в себя различные технологии. Каждый этап проектной деятельности рассматривает свою технологию. Например, при изучении экономики проекта, ученики рассчитывали стоимость четырех порций салата «оливье», а изучая технический рисунок, строили по нему самолетики из спичек и бумаги. Главное, чтобы каждый раз мы получали продукт, который можно увидеть. В зависимости от выбранных тем изучаются используемые в проекте технологии. Следующий шаг – это самостоятельные проекты. Выбор тем предусматривает индивидуальные интересы каждого ребенка, кто-то выбирает из предлагаемого перечня, а кто-то реализует свой проект. У детей должен быть выбор из нескольких направлений.

Примеры некоторых тем проектов:

  • «Как составляются рейтинги на телевидении»,
  • «История автомобильной фары»,
  • «Граффити – исчезающее искусство»,
  • «Автоматический комплекс обнаружения торфяных пожаров».

Конечный продукт любого проекта должен быть осязаем. Как реализовать проект, в том числе и материалы, которые будут использованы, ученики предлагают сами. Встает вопрос о техническом обеспечении процесса. Для этого в нашем кабинете Технологии оборудована «промышленная зона», в которой расположен верстак и находится все оборудование для обработки различных материалов. Мы используем ручной инструмент (в том числе и электрический). Сейчас очень много вопросов возникает по оборудованию, которым должны быть оснащены школы. Это и 3D-принтеры и станки с ЧПУ и робототехнические конструкторы. Продукты новых технологий – это всего лишь новые инструменты, которые мы можем использовать. Основная ошибка при появлении нового оборудования – изучение возможностей этого оборудования. Вспомним, что у нас всего лишь 2 часа в неделю и мы не можем использовать их на изучение, например, контроллера. Просто покажите, как его можно использовать.

Вот с чем мы столкнулись при получении современного дорогостоящего оборудования, в наш лицей был поставлен сканирующий наномикроскоп. Когда встал вопрос, как же его использовать в учебном процессе, я договорился о консультации с руководителем лаборатории физического факультета СПбГУ, в которой есть такие приборы. Ответ, который я получил, впечатляет: «Техника очень специфическая, предназначена для определенных задач, которые не предусмотрены учебным процессом, мы такие приборы используем для обучения студентов работе на сложных приборах». Следовательно, и мы не можем использовать его в исследовательской деятельности, то есть по прямому назначению, а только в приобретении навыков работы на высокотехнологичном оборудовании. Робототехнические наборы, поставляемые в школы, так же надо использовать для решения задач предмета Технология, а не предмета Робототехника.

Еще хочется сказать о постановке задач для учащихся. Задачи должны быть «из жизни», только тогда мы сможем идти в ногу со временем. Один из самых нестандартных, на мой взгляд, реализуемых в данный момент, это проект ученицы 6 класса «Представление проектов». По сути – это проект, в котором изучаются различные возможности презентации проектов. На практике уже было реализовано 3 выставки, разница в представлении проекта тем, кто создал проект и тем, кто знает, как представить проект, — существенная.

Михаил Киселев на конференции EdCrunch 2016

Михаил Киселев (в центре) на конференции EdCrunch 2016

Итак, попытаемся подвести итог.

  • Первое: если есть возможность приобрести дорогостоящее высокотехнологическое оборудование, надо приобретать.
  • Второе: не надо изучать это оборудование, надо научить им пользоваться по назначению.
  • Третье: задачи, которые мы решаем, не должны быть оторваны от жизненных реалий.
  • Четвертое: технологии – это прежде всего инструменты для реализации.

За кадром остался самый главный вопрос – где взять учителей, способных научить всему этому. По-моему, это и есть основная проблема, которая должна решаться на уровне государства. Мы хотим научить детей думать по-новому, используя старые кадры учителей. Ситуация во многом схожа с процессом внедрения компьютеров в различные учреждения. Курсами повышения квалификации здесь не обойтись.

В заключении хочется рассказать о еще одном проекте, реализованном учениками нашего лицея. Рабочее название «Проект взаимодействия с больницами и школами-интернатами для детей с ОВЗ». Суть проекта в следующем: совместно с компанией «First line software» мы организовали онлайн-площадку для проведения конкурсов, соревнований по робототехнике. Площадка также используется для проведения вебинаров, трансляции различных мероприятий, мастер-классов. В планах много чего есть. 24 ноября в 16-00 в нашем лицее в рамках сотрудничества с СПбГУ пройдет лекция доктора исторических наук Ю.Г. Акимова «Кто же на самом деле открыл Америку», онлайн трансляция тоже будет. Если есть заинтересованные учреждения в таком сотрудничестве, пишите на почту m.kisselev@yandex.ru.

Все статьи по модернизации уроков труда:

В ближайшие дни на портале «Занимательная робототехника» выйдет статья о проекте по взаимодействию с больницами и школами-интернатами для детей с ОВЗ.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх