Кружок робототехники: завышенные ожидания родителей
Екатерина Днепровская, директор Центра программирования и робототехники Эду-Крафт, рассказывает, как оценивать результаты обучения в кружке робототехники.
Тысячи детей сегодня идут в кружки робототехники. Мода на роботов, кажется, достигла пика. Родители, отдавая ребенка в инженерный кружок, устанавливают некую планку результатов. Когда же эти ожидания не сбываются в заданные несколько месяцев, забирают ребенка с занятий, разочаровавшись. Давайте разберемся, чего стоит ждать от занятий. Мы выражаем мнение, которое сложилось у нас в клубе робототехники и программирования Эду-Крафт и не претендуем на истину в последней инстанции.
А где результат?
У ребенка нет результатов! —
возмущается мама мальчика, полгода периодически занимающегося в кружке робототехники.
Какие результаты вы хотите видеть? —
устало отвечает преподаватель, который уже не в первый раз слышит, как говорят амбиции родителя.
Ну какие-нибудь! Какие-нибудь измеримые… —
продолжает мама.
Наверное, с таким диалогом периодически сталкивается каждый преподаватель кружка робототехники. За три года работы клуба Эду-Крафт еще ни один родитель с подобными претензиями к наставнику так и не сформулировал, что же ожидает от кружка и собственного ребенка.
По нашему опыту в разговоре о результатах занятий родитель чаще всего имеет ввиду изменения, причем они должны быть заметны. Терпеливый родитель знает, что количество в определенный индивидуальностью их ребенка срок перейдет в качество. А вот у ожидающих быстрые результаты в кратчайшие сроки и при минимальных усилиях (редких посещениях и невыполнении домашних заданий) наступает разочарование.
Когда ждать результат?
Давайте будем честными, цель детского кружка робототехники — не в том, чтобы вырастить тысячи робототехников в стране, и не в том, чтобы реализовать амбиции родителя. Цель — развитие максимального количества полезных навыков и мышления с помощью робототехники как инструмента, который, в силу своей комплексности, является настоящей кладовой навыков.
Цель детского кружка робототехники — не в том, чтобы вырастить тысячи робототехников в стране, и не в том, чтобы реализовать амбиции родителя
Изменения в ребенке происходят на каждом занятии. Как в игре, они накапливают очки опыта XP, чтобы перейти на следующий уровень и получить новый статус. И даже градация накапливаемых навыков у каждого ребенка индивидуальная. Кто-то боялся делать не по инструкции, у кого-то не получалось работать в команде, кто-то первый раз собирает конструктор, у большинства — неуверенность во время публичной защиты проекта.
При занятиях один раз в неделю видимый результат приходится ждать долго. Например, совсем недавно один наш ребенок впервые за 1,5 года смог сделать презентацию проекта, а до этого сильно замыкался во время защиты. Были предприняты десятки попыток сделать презентацию, и в определенный момент количество перешло в качество. И родители, и мы вздохнули с радостью — дождались!
Чаще всего первых заметных результатов и родители, и мы ждем в первом полугодии
Чаще всего первых заметных результатов и родители, и мы ждем в первом полугодии. В клубе Эду-Крафт мы выделили несколько неформальных точек для оценки изменений в первые 6-8 месяцев занятий. Ориентируйтесь на них или, если не согласны, определите свои.
Критерии оценки
1. Свободная сборка по инструкции и без нее
Удивительно, но некоторые дети действительно боятся собирать не по инструкции. Поэтому прогресс для такого ребенка — это постепенный уход от инструкций к самостоятельным проектам. Есть и другие — те, кто не собирает по инструкции, только свое. В этом случае не формируются кирпичики опыта и понимания устройства механизмов. Изобретение придумал, а не работает, как сделать рабочим — не понятно, опыта нет. Другая особенность — неумение «читать» инструкцию, видеть, как собирать модель в реальности. Казалось бы, что опасного? Однако простая ошибка в понимании схемы настольной лампы при бытовом ремонте грозит серьезными последствиями. Мы оцениваем как результат, когда ребенок, видя схему сборки, может корректировать ее, исходя из имеющихся у него деталей. Например, при сборке по инструкции в Engino у нас не оказалось нужных шестеренок, тогда ребята в группе начали экспериментировать с имеющимися. Результат — изобретение работает, конструкция скорректирована, исходя из имеющихся ресурсов.
2. Самостоятельность выполнения поставленной задачи
Почти все дети приходят с опытом конструирования ЛЕГО, но справиться с поставленной задачей, особенно когда конструктор не ЛЕГО, с первого раза могут далеко не все. С некоторыми буквально приходится сидеть, чтобы к концу занятия получился робот.
3. Самостоятельность и безошибочность написания кода.
У нас в клубе с этим все понятно. Первые занятия ребята занимаются на конструкторе с С-подобным языком. Ребенок перестает бездумно тыкать в строки кода в поисках решения, может написать простейшую программу для движения робота.
4. Логичность и законченность созданных самостоятельных проектов
Сборки по инструкции позволяют сформировать опыт и понимание возможностей конструктора. Это кирпичики, из которых ребенок строит свой проект. Умение воспользоваться опытом и создать логичную, законченную конструкцию без лишних наворотов — вот задача самостоятельного творчества.
5. Отсутствие зависимости от какого-либо конструктора или платформы
То есть, способность создать проект из любых деталей. Кажется, что это умеют все дети. На практике мы нередко видим, что ребенок — профессионал легосборки, но собрать модель из другого конструктора даже по инструкции не может. Более того, он нервничает: «дурацкий конструктор», «вот если бы это было ЛЕГО, я бы быстро собрал», «из него невозможно собрать». Верхом мастерства у нас считается создание механизма с использованием нескольких конструкторов. Например, ребята вместе с наставником соединили Engino и ROBOTIS и, используя сильные стороны каждого конструктора, создали единый механизм для автоматизированного подъема бутылки весом в 1 литр. По отдельности ни тот, ни другой конструктор не дал бы достичь нужного результата.
6. Умение работать в команде и индивидуально
Работа в команде — сложный навык. Более сильный ребенок перетягивает инициативу на себя и подавляет другого. Некоторые выбирают работу в команде, чтобы создавать видимость работы. Кому-то просто лень искать общий язык с другим ребенком, поэтому он всегда предпочитает работать индивидуально. Однако, каким бы гением ты не был, если ты не социализируешься в коллективе, тебя ждут проблемы при найме на работу. Поэтому мы корректируем и направляем ребят в конструктивное русло при работе в командах и оцениваем, как они изменили свой подход после рекомендаций.
7. Умение работать в условиях ограничений
Привыкший использовать дома все детали ребенок впервые сталкивается с условиями, когда нельзя взять все моторы, самые красивые детали могут забрать другие, а по времени ты ограничен 2-мя часами. Привычка укладываться в имеющиеся ресурсы стимулирует развитие смекалки, умение «чувствовать время», искать компромиссы и многие другие полезные навыки.
8. Навык презентации проекта
Мы всегда говорим, что успех проекта на 80 % зависит от его презентации. Поэтому на занятиях и внутренних конкурсах ребята проходят подготовку к презентациям. Результат прост — на первой презентации ребенок не мог и слова сказать, а на 5-ой — впервые рассказывает о проекте.
В последующем многие могут выделить также участие и победы в робототехнических конкурсах.
Как получить результат быстрее
Как можно получить результат и действительно видимое изменение в ребенке быстрее:
1. Поделиться своей целью с преподавателем в кружке
Здорово, когда родитель ставит конкретную цель перед занятиями и проговаривает ее с преподавателем перед началом посещения кружка. Например, родители в нашем клубе периодически ставят перед нами задачи: «стесняется выступать с проектом» — значит, больше времени уделяем с этим ребенком на проработку презентации, даем дополнительные задания домой; «боится собирать без инструкции» — аккуратно, постепенно предлагаем ребенку сначала сделать изменения в деталях, потом изменить конструкцию по инструкции и т.д.
2. Увеличение интенсивности занятий
Одного занятия в неделю достаточно для общего развития, но для быстрого получения видимых изменений необходимо заниматься чаще. Так же, как для изучения иностранного языка не достаточно один раз заниматься на курсе, аналогично и в кружке робототехники.
3. Домашняя работа
Наличие дома конструктора расширяет возможности ребенка для занятий самостоятельно. Если ребенок уделяет программированию робота, усовершенствованию его конструкции хотя бы по 20 минут в день, то уже будет достаточно.
4. Индивидуальные занятия
В группе ребенок усваивает общие понятия, учится работать в команде, социализируется, видит и слышит другие мнения и проекты, расширяет свой кругозор. А индивидуально уже прорабатывает темы в более расширенном формате, получает ответы на вопросы, которые не были усвоены во время занятия.
5. Интенсивы
У нас в клубе мы проводим городские лагеря, по сути — интенсивы, где дети за 3-5 дней быстро усваивают больше информации, так как у них нет недельного разрыва между занятиями, а времени на закрепление дается больше. Мы заметили, что наши дети, прошедшие интенсив, получают сильный заряд для движения вперед. Это, так называемая, точка быстрого роста.
Когда видимых изменений ждать не стоит:
1. Редкая посещаемость занятий
Если ребенок посещает занятия редко, с большими перерывами, то в голове просто все стирается, и каждое занятие становится как «с нуля».
2. Отсутствие домашней работы
Даже если конструктора дома нет, ребенок может заниматься программированием, чтением профильной детской литературы и работой в виртуальных робототехнических студиях. Такое задание можно попросить у преподавателя в кружке.
3. Отсутствие включенности и личного интереса ребенка к кружку
Если ребенок не проявляет личного интереса, то и изменений ждать не приходится. Помните поговорку, можно привести животное к водопою, но нельзя заставить его пить.
Ожидания родителей
Ожидания родителей периодически складываются и из личных амбиций. С одного из наших занятий ребенка забрали с формулировкой: «ребенок после первого занятия не смог рассказать, что такое процессор и компилятор». Кажется странным, как ребенок в 8 лет, без опыта, с первого занятия должен запомнить такие сложные даже для взрослого понятия. А, оказывается, должен!
Поэтому для преподавателей и наставников кружков важным становится управление ожиданиями. Для этого мы в Эду-Крафт проводим регулярные открытые занятия с родителями, а также ввели практику родительских собраний, на которых рассказываем об уже пройденном материале и планах на полугодие.
Однажды после одного из таких открытых занятий мы получили восторженный отзыв одной мамы:
Это был невероятный опыт! Когда я приходила на презентацию проекта ребенка, у меня были ожидания, что там будет что-то фантастические. Ну не знаю, космические корабли, супер-роботы. И, когда ребенок показывает тебе нечто не очень понятное, собранное на свободной сборке, это вызывает недоумение. Но после того, как мы с детьми попробовали сами что-то придумать, оказалось, что это действительно сложно. Мы все переругались и смотрели, как другие родители пытались спорить со своими детьми и возникали конфликты. Смотришь на других и думаешь, что я тоже сейчас так делаю. Мы очень долго что-то делали, робот не получался. Это даже у меня, взрослого человека, вызывало стресс и нервы. И когда робот хоть как-то зашевелился, я подумала: «Слава Богу! Пусть плохонько, но пошел и ладно». Это занятие перевернуло мои ожидания, и я стала с большим терпением относится к результатам ребенка.
Самое главное для нашего кружка — взаимодействие трех сторон: ребенок-родитель-преподаватель. В Эду-Крафт мы убеждены, что только при совместном обсуждении и постановке целей, корректировке и достижении новых высот возможно развитие у ребенка феноменальных навыков, которые пригодятся ему вне зависимости от того, выберет ли он инженерную профессию в будущем. И родители, которые разделяют эти ценности, занимаются у нас.
Игорь Воронин
23.01.2017
Мне кажется — требования родителей вполне оправданы! Это рынок. И за свои деньги родители вправе требовать качественную услугу. Ну или по крайней мере соответствие этих курсов — заявленным предложениям. Они хотели же обучить ребенка чему-то — ну где это обучение?
А вместо реального обучения зачастую с детьми занимаются досугом. Например Лего роботами ездят по линии. Ну и скажите, где здесь обучение?..
Вы еще отдайте своих детей в кружок — где их научат скачивать и устанавливать приложение на смартфоне.
За 5 тыщ в месяц..
Виктор
24.01.2017
Доброго времени суток. Вы сами пробовали собрать модель робота, чтобы он ездил по линии? А между тем, надо учитывать множество факторов (как внутренних, так и внешних): освещенность поля, разнолодность датчиков, моторов и колес, количество датчиков для отслеживания линии (один или два), принцип, лежащий в основе алгоритма и т.д.
Николай Колегов
28.01.2017
Движение по линии — основа, без нее не будет понятен принцип работы сегвея, квадрокоптера, систем поддержания температуры и т.д.
Александр
26.01.2019
Правильно говорите, любой кружок — это досуг, а не занятия по предмету и не подготовка его к экзаменам. Вот и займитесь сами с ребенком досугом, можете и робота пособирать из конструктора дома. А перед тем как отдать его в кружок, для себя сформулируйте чему он должен научиться
Олег
24.01.2017
Для того чтобы робот ехал по линии, нужно ведь собрать робота и создать программу. И после ребенок реально видит результат своего труда. Т.е. он получает знания и тут применяет их на практике, с понятным для себя результатом.
Конечно же, дети должны не тупо собирать все по инструкции как обезьянки, а понимать что они делают и зачем.
Александр
29.06.2018
Да действительно, когда у детей будет интерес к кружку тогда и будет результат, но начало надо мотивировать цель а потом и поставить задачи и решения будут. Кемерово itrob.ml
Занимательная робототехника
24.01.2017
Занимательная робототехника
24.01.2017
Юрий
18.07.2017
Читал обсуждение темы и вспомнил про книгу «35 кило надежды». Автор Анна Гавальда
Александр
09.03.2018
Для того чтобы робота строит ь нужно понять вобще для чего он нужен. И из чего состоит. Можно и из старья робота собирать. А так ваши кружки это досуг и выкачка денег из радаков которым нет до ребенка делов
Balmer
05.09.2019
Попробуй сначала обучить ребенка чему — нибудь сложному самостоятельно, поймешь как это непросто.
Andry
05.09.2019
Я как преподаватель (веду робототехнику и программирование) всегда готов к подобным разговорам потому что у меня?
— есть чёткая разработанная программа на несколько лет и под разный уровень детей.
— разработана методика обучения (педагогический опыт более 10 лет) — я «ситуативный учитель», мне достаточно провести одно -два занятия с ребёнком, чтобы выстроить вектор обучения, нащупать его тонким психологический мир.
— моё личное совершенство (не зацикливаться на одном) учить новое, создавать свои проекты и показывать детям и родителям, пусть даже они плохи.
— держать в голове то, что все дети хотят стать классными разработчиками и создателями роботов — одинаковое внимание, оказание помощи в том числе и психологической.
— Практикоориентировать, а не теоретизировать. Теорией детей заваливают везде: школа, ВУЗ, семинары, лекции.
А вот практическим задачам из своих лекций обделяют вниманием.
Одних экспериментов и опытов по физике и химии в год должно быть в общем количестве не менее 50.
— Если взялся говорить о ходячих роботах, будь добр показать проекты, где они сделаны тобой или учениками.
Не будь как Фёдор, будь как Boston Dinamik
— Если ты сам не знаешь как это сделать, не учи других, научись сначала сам.