Электроника для детей в 21 веке. Часть 2. Зачем это все?

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Продолжаем интервью с Александром Косаревым, менеджером учебных проектов “Лиги роботов”. В прошлой части мы обсудили практику преподавания электроники на площадках “Лиги”. В этой — зачем вообще в 21 веке нужен кружок электроники, в чем его польза.

Электроника для детей в 21 веке. Часть 2. Зачем это все?

Татьяна Волкова: Заметно ли по тому, как занимаются дети, кто из них более аккуратный, усидчивый?

Александр Косарев: Да, это два разных ребенка: у кого-то схема, как взрыв на макаронной фабрике, то есть торчат перемычки в разные стороны, а интегральную микросхему нужно пинцетом придавливать, потому что ей где-то что-то мешает. При этом вокруг полнабора валяется. А есть дети, у которых все как в армии: перемычка к перемычке. Если перемычку присоединяет, то она аккуратно изогнута, и еще желательно рисунок некий составить из перемычек, красивый, симметричный. Это полезно, в голове порядок сохраняет.

Когда я обучала преподавателей, мне сказали, что хотят от меня услышать больше деталей, потому что дети задают много вопросов из серии «Почему оно так?» или «Как это устроено?» Получается, им все-таки интересно понимание. Не только взять и по принципу «черного ящика» получить результат, интересно, как оно устроено.

Абсолютно верно. Я сам пришел к выводу по себе: там, где я учился, понимал, зачем это делаю. И когда ты просто говоришь детям: подай вот это на вход и получи вот это на выходе… Они говорят: «А для чего?» А перед этим они задают вопросы: «А как это устроено», «А зачем?” И когда у преподавателя нет ответа, создается впечатление, что мы тут просто сидим и каким-то непонятным делом занимаемся.

Это очень здорово, что есть запрос на объяснение. Мы как раз боимся, что современные дети отвыкли в чем-то серьезно разбираться, привыкли ко всему готовому. Клиповое сознание и прочее… Есть такой стереотип. Но вот то, что ты говоришь, этот стереотип опровергает.

Дети хотят разобраться, однако, ребенок всегда должен чувствовать поддержку. Если он приходит на занятие, будь то электроника, моделирование, робототехника, рисование, спорт, и тренер говорит ему интересные вещи, которые заставляют ребенка что-то делать, когда он чувствует интерес, потребность, когда он понимает, что это может у него получиться, тогда и стремление возрастает.

Ребенок видит, что взрослым тоже интересна тема, которой он сейчас занимается, а, значит, это серьезно. Влияние родителей здесь очень важно. Если не поддерживать интерес ребенка, то он может угаснуть.

Электроника для детей в кружке робототехники Лига роботов - Москва

Когда есть то, что тебя мотивирует, что тебя толкает вперед — тебе проще на этой волне интереса что-то изучить! Когда ты понимаешь, что изучаешь не абстрактно математику, а изучаешь ее для чего-то. Я, например, матанализ терпеть не могла на первом курсе, и у меня по нему ничего не получалось. Но потом, уже закончив вуз и став преподавателем, заставляла себя ходить на дополнительные занятия по матанализу, потому что поняла — это нужно для роботов. Просто учить матанализ потому, что мне сказали, что это надо, — я не могла.

А еще скажи, в плане профориентации, как это работает? Были ли такие дети, которые говорили: «Вау, это круто, я хочу всю жизнь собирать электронные схемы! Я хочу работать, зарабатывать себе этим.»

Я часто задавал вопрос: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Процентов 70 детей говорят «инженер» или «изобретатель».

А они понимают, что нет такой профессии «изобретатель»?

Я думаю, что каждый инженер — это изобретатель.

Я переформулирую так: хороший инженер — всегда немного изобретатель.

Да! Но где-то еще 30 процентов детей были абсолютно из разных профессий. К нам один раз пришел ребенок, который хочет быть хирургом. Ему наши секции тоже интересны, а еще он говорит: «Может, я сделаю робота, который будет делать операции».

Не могу сказать, что 100% детей, попав к нам, станут инженерами. Но дети, которые попадают сюда, 100% захотят хотя бы как хобби себе это оставить. Вот в чем смысл. Все знают, что можно заниматься спортом, можно заниматься музыкой, теперь мы хотим сделать так, чтобы все знали, что можно заниматься инженерным творчеством.

Электроника для детей. Обучение

Меня радует, что ты все время говоришь «инженерное творчество». Ты не говоришь «робототехника»! Честно говоря, в настоящее время «робототехника» — некоторый бренд, и очень часто его используют как некий флаг, за которым ничего не стоит. Вы не сводите все к робототехнике.

А кстати, как ты думаешь: для чего детям заниматься робототехникой?

Если бы я был ребенком, мне бы хотелось заниматься робототехникой, потому что я сделаю что-то, что оживет после того, как я приложу к этому усилия, и будет жить отдельной жизнью от меня. При этом я буду управлять им, изучать законы, по которым он работает. Изучать что-то новое, чтобы его построить.

То есть учебный робот — это инструмент для познания мира? Для познания каких-то фундаментальных законов?

Да, в том числе! Чтобы собирать классных роботов, нужно разбираться во многом: это математика, это конструирование, это физика, это информатика, где-то даже естествознание, если ты делаешь робота, к примеру, для геологических работ — ты должен понимать, с чем он столкнется. Поэтому робототехника — это совокупность направлений, и этим она меня привлекает. Ты должен изучать все!

Я могу ошибаться, но кажется, пока же не существует такой профессии «робототехник»? Что ты говоришь детям об этом?

Если их разочаровать, то такой профессии и не будет! Я слышал о том, что под Зеленоградом существует компания, там собирают квадрокоптер, управляемый энцефалографом. Эти же ребята тоже когда-то где-то учились и решили внести что-то новое. Они создали команду и начали проектную работу по этому направлению. Поэтому, если кто-то из детей, кто у нас сейчас занимается, найдет вдруг друзей в этой секции, и они вместе попытаются мечту трансформировать в реальность — это только плюс!

Слушай, это хорошая позиция, действительно. Можно с самого начала им обрезать крылья и сказать: да ну, робототехника денег не приносит, идите, там, в программисты. А можно сказать иначе: да, сейчас это денег не приносит, но если вы захотите, вы сможете решать такие задачи.

Я не могу сказать, что они о деньгах сейчас вообще думают. Очень маленький процент задумывается о том, откуда вообще берутся деньги. Но мне кажется, что правильный путь… Конечно, ситуации у всех в жизни разные бывают. Но если есть такая возможность, то ты обязательно должен заниматься любимым делом. Потому что именно там ты приносишь пользу людям и именно там ты проявляешь себя, максимально эффективно раскрываешь свой потенциал. Кто сидит до трех ночи над каким-то проектом? Это либо человек, которого заставили это делать, и он сделает это тяп-ляп, и будет засыпать. Либо энтузиаст, который может не спать двое суток, и его ничто другое не привлекает, и естественно, он сделает это гораздо качественнее. Ему принципиально важно быть лучшим. Только в любимом деле ты добьешься высот и сможешь зарабатывать с удовольствием.

Я с тобой согласна. Можно помимо своей воли стать менеджером, даже получать огромную зарплату перекладыванием бумажек, но твоя жизнь не будет счастливой.

Случай вспомнил на моей прошлой работе. Как-то я спросил коллегу: «Почему ты здесь работаешь?» Он ответил: «Потому что получаю зарплату». Я спросил, кем он был раньше. Он ответил, что раньше был системным администратором, хотел создать собственную фирму. Я его спросил, почему же он до сих пор на этой работе. А он ответил: «Раз в три месяца я задаюсь этим вопросом… А потом приходит квартальный бонус.»

Я бы не хотел, чтобы желание работать просыпалось только в момент зарплаты! Мне кажется, это неправильно. Надо заниматься своим делом, а зарплата — это бонус. Когда занимаешься любимым делом, которое трогает твою душу, деньги немного отходят на второй план.

Дети пока не задумываются. С другой стороны, мы подталкиваем их к этому. Окончание каждого учебного курса — это ответ на вопрос: в какой сфере применимы их проекты? Я считаю, инженер не должен быть оторван от реалий.

То есть они должны мыслить немножко как бизнесмены: смотреть, какие есть потребности, и стараться закрывать эти потребности, чтобы людям было лучше жить в конечном счете.

А много ли детей говорят, что они хотят быть программистами?

Учеными многие хотят быть. Они сейчас особо разделения не делают, потому что сути профессий не понимают. Поэтому для них «робототехник» или «ученый» — это все какая-то совокупность интересного.

Электроника для детей. Конструкторы и компоненты

В лего-робототехнике есть этап, где вначале собирают робота, потом его программируют. Есть ли в этом разделение, кому что больше нравится?

Да, предпочтения есть. Это проявляется почти сразу.

Вы формируете из них группы с разделением труда?

Нет, мы не придерживаемся принципа «один собирает, другой программирует». Потому что мы считаем, что качественный инженер хотя бы на базовом уровне должен знать все. А уже дальше, когда он точно определился со своим направлением, он оттачивает свое узкое направление и потом, объединяясь в команды с другими людьми, может создать какой-то качественный продукт, отвечая за свое направление.

Чтобы запрограммировать тот же микроконтроллер, который стоит в некотором устройстве, нужно представлять себе, как этот микроконтроллер будет работать, с каким физическим устройством. С другой стороны, нужно понимать хотя бы базовые принципы алгоритмики, чтобы сделать робота, которого будет возможно правильно запрограммировать. Поэтому, я считаю, на базовом этапе дети должны учить и то, и то, а потом, что им интересно — в то они уже могут углубляться дополнительно, самостоятельно, или с помощью преподавателя.

Я думаю, в 9 лет ребенок еще и не знает, чем ему заниматься. Я помню, ходила в детстве в геологический кружок, потому что у нас в школе ничего другого просто не было. Мне там было интересно, но, конечно, я не собиралась становиться геологом.

Согласен, надо в жизни попробовать все. Поэтому, когда приходят дети, мы пытаемся их заинтересовать разными занятиями.

Как вообще работается с детьми? Сложнее, чем со студентами?

С детьми интересно! Если работать со студентами, они сидят, решают, потом что-то у них получается — и мини-восторг, но они его держат в душе. У детей, если они понимают, что что-то работает, это буря эмоций. Они ходят, делятся, начинают друг другу показывать. В плане эмоций получаешь больше.

Татьяна Волкова, специалист по учебно-методической работе ЦИОТ МФТИ (направление поддержки развития технического творчества), разработчик продуктов «Киберфизики».Автор – Татьяна Волкова, специалист по учебно-методической работе ЦИОТ МФТИ (направление поддержки развития технического творчества), разработчик продуктов «Киберфизики».

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх