Как прошел фестиваль Роботобум в Шатуре

Share Button

Игорь Воронин рассказывает о робототехническом фестивале РоботоБУМ, который недавно прошел в городе Шатура Московской области.

Как прошел фестиваль Роботобум 2017 в Шатуре

28 марта в Шатуре школа №5 организовала и провела фестиваль РоботоБУМ, на который съехались более 50 команд участников. Роботов выставили ученики школ, детских садов и частной Академии юных гениев.

Организатор конкурса — Администрация Шатурского района. Научным руководством занимался отдел информационных технологий ИПЛИТ РАН.

shatura-robotics-fonariНа мероприятии представлени работы ребят в трех номинациях:

  • дошколка,
  • 1-4 класс,
  • 5-9 класс.

Дошкольники рассказывали, как они делали робота из подручных материалов и какая у него практическая применимость. Некоторые роботы были подвижные и управлялись внешними устройствами, например, фонариком.

Школьники демонстрировали перемещение роботов и рассказывали, как их программировали. Каждая защита проекта подразумевала рассказ о технических параметрах собранного робота, описание процесса разработки, материалов и конструирования. Некоторые даже представляли экономический расчет себестоимости изделия по закупленным материалам: краска, фанера, пластик, шпильки, болты, моторчики с колесами.

Восхищение вызвали прямоходящие роботы на основе платформы УМКИ, представленные школой из поселка Осаново и хозяевами фестиваля — школой №5. Корпуса этих двух роботов изготовлены из картонных коробок от мониторов, обклеенных бумагой, и разукрашены под героев игры Майнкрафт.

shatura-robotics-big-robots

Управление такими роботами происходит при помощи мобильного устройства (смартфона или планшета) по каналу блютус. Стопа ноги упирается на автономную роботизированную платформу с четырьмя колесами. Каждой ногой управляет один ребенок — оператор. Так развивается еще и психологический эффект — формируется дух командной работы. Если у ребят из одной команды недостаточная психологическая совместимость, то робот упадет в самый ответственный момент от несогласованных действий операторов, отвечающих за левую и правую ногу.

Благодаря доступности подручных материалов и невысокой стоимости электронных компонентов ребята планируют изготовить в своих школах по 2-3 таких робота и устроить в дальнейшем соревнование между школами — футбол дистанционно управляемых мобильных роботов.

Жюри обращало внимание на практическую значимость представленной работы и на уровень предложенных решений, оценивая разработку своего проекта выше, чем просто сборку модели из конструктора по инструкции.

Еще год назад было невозможно представить проведение таких мероприятий на базе шатурских школ. Дело сдвинулось после того, как 5-ая школа подала заявку на грант и оказалась выбрана победителем АСОУ в рамках региональной инновационной площадки (РИП). По этому гранту закуплено оборудование российского производителя, которое включает в себя различные наборы образовательной робототехники для возрастных групп от дошкольной до старшей школы. Преимущество перед иностранными поставщиками состоит в том, что методики, планирование, программы и дидактические материалы в закупленной цифровой лаборатории соответствуют ФГОС последнего поколения.

shatura-robotics-brosovy-material

Включение робототехники в учебный процесс, как это ни удивительно, подтянуло результативность у хронически отстающих учеников, поскольку к участию в робототехнических соревнованиях с роботами допускались только те дети, которые не имеют или исправили негативные отметки. Кроме того, поднялось количество детей, охваченных научно-техническим творчеством, и даже девочки, с увлечением поработав с роботами, решили готовится к сдаче ГИА по информатике, хотя до этого планировали сдавать только обществоведение.

По словам директора школы Татьяны Столчневой, выбор между импортными и российскими поставщиками сделан осознано. Основным фактором стала не столько цена (хотя разница между наборами с одинаковым функционалом наблюдается более, чем в два раза), сколько то, что при использовании выбранных наборов роботов есть к кому обратиться за помощью, поддержкой и консультацией. В случае возникновения трудностей при освоении этой новой для школы техники разработчики готовы прийти на помощь. Ведь на самом деле нужно не просто научить ребятишек программированию роботов для движения по линии и выталкивания пустых банок за границы круга. Главная цель — задать планку технического уровня для ребят и привлечь в это увлекательное занятие как можно больше мальчишек и девчонок.

Робототехника знакомит ребят с основами логики, исполнителями, алгоритмами и блок-схемами в практическом применении. Ребята на занятиях с удовольствием изучают принципы кодирование информации, в игровой форме узнавая о существовании двоичной системы счисления. А те, кто этим заинтересовывается, получают дополнительно к курсу знания еще и о троичной системе счисления, автор которой советский ученый Брусенцов, и которая, к сожалению, находится в тени.

shatura-dog-robot

В дальнейших планах школы — создать кружок образовательной робототехники и сформировать команду юных робототехников, которые достойно выступят не только на региональных соревнованиях, но и на всероссийских, с прицелом на международные. Администрация школы планирует, что этот кружок будет проводить, кроме бесплатных, еще и платные занятия, при этом родители по нынешней редакции закона об образовании получат соотвствующий налоговый вычет. Таким образом, удастся охватить техническим творчеством гораздо большее число ребят из города. В настоящее время школа вовлекает в техническое творчество порядка 30 % от общего числа учеников благодаря использованию комплектов цифровой лаборатории. А по плану этот показатель в среднем по области составляет порядка 7 %.

Кто знает, быть может, как раз из этих ребят, которые принимали участие в фестивале в шатурской городской школе №5, появятся новые Элоны Маски и Сергеи Брины, которые создадут новые приборы, основанные на пока еще не открытых принципах управления, и это позволит сделать шаг в прогрессе человечеству.

Фото Игоря Воронина.

Share Button

14 комментариев к статье “Как прошел фестиваль Роботобум в Шатуре”

  1. Андрей

    03.04.2017

    «Основным фактором стала не столько цена (хотя разница между наборами с одинаковым функционалом наблюдается более, чем в два раза)» — очень интересно, о каких наборах идёт речь?

    Ответить на этот комментарий
    • атор статьи Игорь Воронин

      03.04.2017

      Иностранные наборы — это были самые известные реклама которых везде присутствует.
      А российские — это образовательная робототехника УМКИ http://umki.vinforika.ru/ http://umkikit.ru/

      Ответить на этот комментарий
      • Андрей

        03.04.2017

        Мда.. Вы выдаёте желаемое за действительное. Цена того же LEGO Education Mindstorms сейчас примерно 31000 руб. Ваш SmartCar 3 стоит 20000 рублей. Дешевле, но не в 2 раза. Про акции и скидки говорить не надо, они везде есть. Но функционал не сравним!!! Как можно их сравнивать? Ваши покупатели просто зря деньги тратят. Это конечно их дело, но всё же.

        Ответить на этот комментарий
        • олег голдырев

          03.04.2017

          Да кому такие мелочи интересны, если импортозамещение — наше все

          Ответить на этот комментарий
          • Сельский учитель

            04.04.2017

            Да, Вы правы. Дьявол кроется в деталях. Роботы из картонных и фанерных корпусов, сделанные своими руками ребят — в 100 раз более полезны, чем собранные из готовых конструкторов.

        • Сельский учитель

          04.04.2017

          Андрей! Ваши данные не корректны. Мы обращались в Лего. Наc отправили к партнерам, там цену озвучили не 31, f34,5 тыс руб за одно рабочее место, плюс предупредили о необходимости покупки лицензии. Итого на школу сумма была более 400 тыс руб. Функционал Умок вполне достаточен для подготовки ребят к соревнованиям и научно-практическим конференциям. А стоимость за комплект для школы в рублях — в 4 (четыре)!!! раза меньше. Поскольку там лицензия GNU

          Ответить на этот комментарий
          • Андрей

            04.04.2017

            Либо Вы сочиняете либо Вас разводят ))) Среднюю цену конструктора можно узнать в любое время. Сейчас она по данным Яндекс маркета — 31 300 руб. И не за рабочее место, а за набор. С одним набором как правило двое детей работают. Никакие дополнительные 400 тыс не нужны. Это бред! Сейчас всё ПО и все методические материалы бесплатные у LEGO Education. Цена Умок завышена в разы. Посмотрите аналогичные машинки на Arduino на ru.aliexpress.com. О каком функционале может идти речь если нет элементарных датчиков расстояния и линии? Нет возможности собрать что то другое..

          • Сельский учитель

            04.04.2017

            О том, что на нас, на бедной школе, все хотят заработать — это аксиома. Поэтому сотрудничать с перекупщиками не очень интересно. ПО — Лего сейчас да, выдает бесплатно, но лицензию то у них ни кто не отменял. И при прокурорской проверке — получить предписание за якобы нарушение в этом плане директору совсем не хочется. А прокурорам проще чем реальных жуликов ловить — ходить по школам и проверять нет ли каких нарушений в плене лицензий

          • Занимательная робототехника

            04.04.2017

            Правообладатель (LEGO) предоставляет право пользоваться программным обеспечением — нарушения нет. В прошлом году получали комментарий LEGO Education о том, что можно скачать pdf-файл с лицензионным соглашением, в котором прописаны права и т.п., в том числе прописано, что все ПО поставляется в электронном виде. Представитель LEGO Educatnion пояснил, что предъявления этого соглашения обычно бывает достаточно проверяющим. Также у них есть практика, когда при необходимости по запросу они формируют дополнительное письмо от правообладателя LEGO Education.

          • Сельский учитель

            04.04.2017

            Андрей, тот функционал, про который Вы говорите — это езда по линии и сборка из конструктора по инструкции — слабо связан с ФГОС. А от нас в школе требуют мета предметность и личностные результаты учащихся. Про пропедевтику инженерной деятельности я уже и не говорю.
            Это все хорошо и полно реализовано в УМКАХ, Потому что кроме самих роботов там приходит полный набор методических разработок — чего нет у других поставщиков.

          • Занимательная робототехника

            04.04.2017

            Необходимость покупки лицензии на софт LEGO была ранее. В 2017 году все программные и методические материалы LEGO Education стали распространятся бесплатно http://edurobots.ru/2017/01/free-lego-education-soft/ (программное обеспечение LEGO Mindstorms стало распространяться бесплатно еще ранее).

  2. Андрей

    03.04.2017

    В статье есть явные ошибки. Не «троечная» системе счисления, а троичная, не Элон Маск, а Илон Маск.

    Ответить на этот комментарий
    • Занимательная робототехника

      03.04.2017

      Спасибо,опечатку с «троичной» системой исправили. А «Элон» нашему редактору нравится больше, чем «Илон», используются оба варианта.

      Ответить на этот комментарий
  3. Андрей

    04.04.2017

    Игорь Вадимович, пишете от себя. То какие то родители, то сельские учителя, не солидно это. Я не против импортозамещения, только за. Но когда это действительно достойны продукт, а не развод на деньги.
    Не надо прикрываться ФГОСом, сочинять небылицы про лицензии на бесплатный софт. Ваши «Умки» не конкурент LEGO Education Mindstorms EV3, это другой уровень.
    Посмотрите на продукцию компаний Амперка или Эвольвектор. Вот это качественные наборы по адекватным ценам. И заметьте, никакого «агрессивного маркетинга» )))

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх