Как стать робототехником? Интервью с Антоном Пыркиным, деканом факультета систем управления и робототехники ИТМО

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Каким бывает высшее образование по робототехнике? Что изучают студенты-робототехники? Кто получается на выходе? Мы разговариваем с Антоном Пыркиным, деканом факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО.

Пыркин Антон Александрович, доктор технических наук, доцент, декан факультета Систем управления и робототехники Университета ИТМО. Интервью

Динара Гагарина: Антон Александрович, в ИТМО действует сразу несколько программ бакалавриата по робототехнике, в чем разница и как выбрать?

Антон Пыркин: Сразу стоит сказать, что робототехника — такая же широкая область знаний, как, например, геометрия или термодинамика. Этим объясняется то, что на факультете систем управления и робототехники Университета ИТМО есть несколько кафедр, ориентированных на различные аспекты робототехники и реализующих свою парадигму и отдельно взятые образовательные программы.

Заметно выделяются три образовательные программы, которые позволят решать такие задачи, как:

  • управление роботами (алгоритмы, принятие решений, искусственный интеллект);
  • проектирование роботов и их элементов (механика, мехатроника, биомехатроника);
  • интеграция роботов на производстве (интегрированные в единую систему роботы-манипуляторы и мобильные роботы на цифровом производстве).

Мы стараемся делать упор не на российскую промышленность, а на подготовку эрудированных и универсальных специалистов

Твитнуть цитату

Давайте представим промышленного робота, например, KUKA или FANUC. Ваш условный выпускник – это разработчик таких роботов, интегратор, адаптирующий робота под конкретную задачу, или пользователь-оператор?

Ответ зависит от того, какую образовательную траекторию выберет сам обучающийся. Факультет предоставляет возможность пройти по любому из предложенных в вопросе вариантов как некоторых ориентиров. Однако факультет не ставит задачу подготовки узконаправленного специалиста, например, пользователя-оператора робота KUKA. Мы стараемся поддерживать среду, в которой любой обучающийся может и сделать свой проект, и стать частью команды, научиться системному мышлению, находить нестандартные решения, решать задачи творчески. При этом факультет предоставляет большой вариатив образовательных модулей, позволяющий получить необходимый или достаточный набор компетенций, чтобы уверенным шагом выйти из университета в большую жизнь и реализовать себя.

itmo-3

Сколько лет уже действуют ваши образовательные программы по робототехнике?

Порядка 10 лет.

И как вы решаете вопрос устаревания знаний в быстроразвивающейся области?

Мы ведем непрерывную работу по совершенствованию образовательных программ. Создаем новые программы, наполненные наиболее важными образовательными модулями в качестве конкурентов старым, смотрим на интерес со стороны абитуриентов. Содержание предлагаемых дисциплин также регулярно обновляется путем вживления в образовательный процесс интересных научных разработок. Благодаря этому наш выпускник по окончании обучения может смело пользоваться всеми доступными научными статьями, уметь профессионально работать с любыми источниками информации и применять новые нестандартные подходы на практике. Многим удается генерировать интересные решения для сложных технических задач уже на стадии обучения.

Адаптивная следящая система

Адаптивная следящая система

Есть ли статистика, где работают ваши выпускники?

Мы стараемся поддерживать связь с нашими выпускниками, потому что понимаем, что в ближайшем будущем они уже сами будут работодателями для следующих поколений наших выпускников. Многие находят себя в своей профессиональной области, кто-то, пользуясь умением адаптироваться к сложным условиям, находит себя в смежных областях, некоторые создают свои стартапы и уходят с головой в бизнес. Главное, чтобы выпускник по окончании университета смог раскрыть свои таланты и реализовать себя. Мы лишь помогаем в этом, добавляя профессиональные компетенции талантливым ребятам. Мы стараемся научить своих коллег особому способу мышления, когда для многих задач из обычной жизни могут быть найдены наилучшие решения, в том числе при поиске работы.

Насколько вообще востребован выпускник робототехнического направления? В разрезе того, что российская промышленность сильно отстает от ряда стран по запросу на роботизацию, нет ли проблемы, что студенты на выходе оказываются overqualified — «переквалифицированными»?

Выпускники будут востребованы всегда. Всегда нужны молодые кадры на самых разных предприятиях. Есть много причин, почему нужны молодые кадры со свежими идеями. Но, в основном, нужны люди, умеющие решать задачи, доводя их до практического результата.

Российская промышленность, в самом деле, потеряла былые позиции за последние 25 лет. Однако мы стараемся делать упор не на российскую промышленность как строгого заказчика для образования, а на подготовку эрудированных и универсальных специалистов, способных демонстрировать полученные навыки и умения независимо от занимаемой должности. Спустя еще 10-15 лет рынок труда снова изменится до неузнаваемости, и то, к чему теоретически стоило бы готовить сегодня, отталкиваясь от запроса работодателей, может оказаться тупиковой ветвью.

itmo-1

Делаете ли вы упор на сервисную или промышленную робототехнику? Или больше идет обучение теории, безотносительно конечных задач?

Мы учим основам робототехники на фундаментальном уровне, мы также даем возможность работать с реальными установками промышленных роботов во время обучения. Сервисная или промышленная робототехника – это внутренние предпочтения каждого человека. Может быть, граница между сервисным и промышленным достаточно условная? Этому научить нельзя. Учить нужно умению решать ту или иную задачу, используя тот инструментарий, который доступен в данный момент времени. Конечно, роботы бывают совсем не промышленные, если это, скажем, дрон-доставщик пиццы. Тем не менее, и с такими видами роботов на нашем факультете можно познакомиться достаточно близко для того, чтобы потом сделать своего, более продвинутого, робота.

То, к чему стоило бы готовить сегодня, отталкиваясь от запроса работодателей, может оказаться тупиковой ветвью

Твитнуть цитату

Какое оборудование используется в обучении? Это промышленные роботы, учебные лабораторные установки или конструкторы?

Мы используем широкий спектр оборудования. Начиная от конструкторов, заканчивая промышленными сетями из роботов-манипуляторов и автономных мобильных тележек. Можно поработать с роботизированными макетами надводного судна, летательного аппарата, можно решать задачи управления роботом-манипулятором по силе взаимодействия с обрабатываемым объектом. А можно также спроектировать, изготовить и запрограммировать своего собственного робота, будь то манипулятор или колесный робот. Для этого используется масса вспомогательного оборудования, представляющего собой так называемый FabLab (фабрика-лаборатория Университета ИТМО).

Роботизированный макет судна

Роботизированный макет судна

Много ли среди поступающих тех, кто занимался робототехникой в школе? 

Когда-то в новинку было введение в школах предмета “Информатика”, где школьники учились основам программирования или системам двоичного счисления. Сегодня во многие школы пришла робототехника. Конструкторы различных производителей позволяют легко изготовить сложный подвижный объект, имитирующий реальный экскаватор или даже протез руки.

На нашем факультете для школьников имеется несколько площадок для обучения продвинутой робототехнике. Это могут быть короткие практики на кафедрах, а может быть регулярное посещение нашего Центра робототехники. Так, ребята, занимавшиеся с нашими педагогами, добиваются побед и призов на самых престижных международных соревнованиях, где особенно приятно отметить второе место на всемирной олимпиаде по робототехнике WRO в 2016 году.

Иногородним школьникам интересны были бы различные соревновательные мероприятия по робототехнике, проводимые с нашим участием. Наши двери открыты для всех.

itmo-2

Справка

purkin-1Антон Александрович Пыркин — доктор технических наук, доцент, декан факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО. Автор 6 учебных пособий и 95 публикаций в журналах Scopus, которые процитированы более 500 раз (индекс Хирша 13). Выпускник ИТМО 2006 года, многократный победитель конкурса грантов для студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук вузов и академических институтов Санкт-Петербурга, трехкратный победитель международной студенческой олимпиады по автоматическому управлению «BOAC», победитель программы «СТАРТ» (2010 год).

Фото предоставлены Управлением по связям с общественностью ИТМО.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено.
Наверх