EdCrunch 2017. (Не)правильная образовательная конференция

Share Button

25-27 сентября в Москве прошла одна из самых крупных образовательных конференций EdCrunch 2017. Впечатлениями от ее посещения делится Динара Гагарина.

Нурлан Киясов, Василий Третьяков, Павел Лукша. Презентация ассоциации "Национальное общество технологий в образовании"

Нурлан Киясов, Василий Третьяков, Исак Фрумин, Павел Лукша. Презентация ассоциации «Национальное общество технологий в образовании»

Второй раз участвовала в EdCrunch (всего конференция проводилась 4 раза). Несколько тезисов-наблюдений спустя два дня после возвращения в реальность.

Тренды

Конференция идет по переднему краю образования — и на уровне мировых тенденций, и на уровне российской государственной политики. Таковыми трендами являются:

  • технологически: VR/AR, AI, Big Data и цифровизация всего, причем все это не просто автоматизирует и виртуализирует процессы, а качественно трансформирует их;
  • педагогически: индивидуализация образовательных траекторий, персонализация, усиление роли личной коммуникации ученика и учителя (офлайн не умирает, а становится еще более значимым на единицу ускоряющегося времени), life-long — все это в т.ч. за счет онлайн-курсов, MOOC и «перевернутого класса»;
  • политически: активное внедрение онлайн-курсов в программы высшего образования, что убьет сразу двух зайцев — и экономия бюджета, и опять же индивидуализация обучения.

edcrunch-3

Люди

Пусть звучит высокопарно, но да, главным достоинством EdCrunch являются люди:

  • именитые спикеры — не комментирую, тут и так понятно;
  • организаторы — помимо того, что они все организуют на отличном уровне, они еще и очень живые. Человечные. Искренние. Это трогает. Игорь Рыбаков на открытии говорит, что любит образование, что это единственная вещь, которая нас по-настоящему связывает. Его слова настолько эмоционально отличаются от традиционных приветственных фраз на всевозможных конференциях, от речей чиновников, ректоров и директоров, что хочется ущипнуть себя и убедиться, что не спишь и находишься на образовательном мероприятии, а не на празднике друзей;
  • обычные необычные участники. Забежавшие до/после уроков. Приехавшие (часто за свой счет) из разных уголков родины. Кандидаты/доктора/директора, которые вроде и не спикеры, но пришли послушать. Разные. Но тоже настоящие. Никто не стоит в очередях за сертификатами участников (были ли вообще сертификаты?). Обнимашки, развиртуализация и бесконечные селфи в фейсбуке. И счастье в глазах. И обсуждение глюков в новых электронных журналах за кофе — относительно EdCrunch они из настолько другой реальности, что эти разговоры похожи на пересказ фильма, а не каждодневную заботу учителя.
Игорь Рыбаков. Открытие EdCrunch 2017. На сцене также Дворкович, Огородова, Фурсенко, Черникова

Игорь Рыбаков. Открытие EdCrunch 2017. На сцене также Аркадий Дворкович, Людмила Огородова, Андрей Фурсенко, Алевтина Черникова

Людей много. Организаторы говорят о 4 тысячах, но дело не в цифре. А в том, что приходишь в огромный зал, а там некуда сесть и даже все проходы заняты этими странными товарищами, влюбленными в образование. И думаешь, может, там на сцене Дима Билан или Виталик Бутерин? А нет, там снова говорят про развитие ребенка или про университет будущего. И даже не злишься, что некуда сесть, а радуешься, что не один.

Правда, в первый (бесплатный!) день свободные места были. И жаль, что вы не пришли, потому что в этот день было больше всего возможности задать вопрос и вступить в дискуссию. А когда в зале сидит тысяча людей, уже не до вопросов.

Ульрик Кристенсен и полный зал

Ульрик Кристенсен и полный зал

Современная цифровая образовательная среда и разрыв

Когда начинала этот текст, в мои планы совсем не входило сделать его комплиментарным. Признаюсь даже, EdCrunch второй год наводит на меня уныние и ощущение глобального разрыва (тут подробно о нем).

Я живу в Перми, это миллионный промышленный город, в котором все еще нет Кванториума. Я решила стать учителем в 7 лет и стала им в 20. Защитила диссертацию по информационным образовательным средам и 14-й год работаю в Пермском национальном исследовательском университете. Мой ректор говорит: «Университет не может позволить себе давать самое лучшее образование», а я не могу это принять. Цифровую среду моего университета в этом году снова модернизировали, в нее добавили модуль распечатки листов для отмечания посещаемости.

В очередной раз беру отпуск, чтобы съездить поработать в Москву, посетить профильную конференцию и библиотеку.

И вот, сижу на пресс-конференции по приоритетному проекту «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) и думаю, как все это правильно и как классно где-то будет.

Пресс-конференция "Современная цифровая образовательная среда"

Пресс-конференция «Современная цифровая образовательная среда»

На мой вопрос о роли и месте региональных вузов, которые не стали ресурсными центрами проекта, Людмила Огородова, замминистра образования, отвечает, что будущее есть:

Первый механизм — сетевой формат. Можно вашему университету найти ближайшего регионального победителя и с ним выстроить контакт, университету включиться в сетевой формат и вместе стать участниками проекта. Второе. Поскольку мы разработаем стандарты, требования к технологиям онлайн-образования, то в принципе через короткое время, думаю, где-то уже где-то через полгода-год любой университет сможет разрабатывать свою платформу и через механизм единого окна свой ресурс предлагать в едином пространстве. Мое глубокое убеждение, что этот проект открывает возможности не только людям для непрерывного образования, но также и разработчикам.

Звучит красиво, но ты понимаешь, что сильные вузы станут еще сильнее, они и будут создавать контент. Слабые вузы смогут рассчитывать только на его потребление. Совсем слабые просто умрут, ибо естественный отбор. Разрыв нарастает с каждым днем.

Робототехника

В отличие от прошлого — в этом году робототехника на EdCrunch практически не звучала. В pre-day состоялось два мастер-класса от Lego, в том числе по новому продукту — Лунной Одиссее. Но в деловой программе слово робототехника не упоминалась, только смежные темы — инженерные проекты, STEM и т.п.

Да, среди ключевых спикеров был Эсбен Старк, президент Lego Education, но говорил он о креативности и подготовке детей к будущему, а не о роботах. На выставке встретился только один робототехнический стенд.

Максим Васильев. Мастер-класс с набором Лунная Одиссея

Максим Васильев. Мастер-класс с набором Лунная Одиссея

Недруги могут в этот момент порадоваться, но не стоит. А стоит признать, что робототехника из тренда (и моды) перешла в разряд вполне рабочих инструментов.

Для повышения оптимизма, вот вдохновляющее видео с Игорем Рыбаковым, кажется, он знает секрет изменения системы образования (про кружки робототехники там тоже есть):

Фото в наших альбомах в Фейсбуке, ВКонтакте и в Инстаграме.

Share Button

Один комментарий к статье “EdCrunch 2017. (Не)правильная образовательная конференция”

  1. Игорь Воронин

    18.10.2017

    Судя по фото, получается, что уважаемая компания Лего уверена, что луноходы будут ездить по луне только по линии

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх