LEGO EV3 + мобильная робототехника WorldSkills = ?

Share Button

Как сделать «правильные» соревнования на LEGO с заданием, похожим на реальную задачу? Может ли педагог научить объектно-ориентированному программированию роботов на JAVA? Федор Безручко, директор центра робототехники из Хабаровска, делится интересным опытом организации и подготовки к соревнованиям.

Опыт образовательной робототехники на фестивале Робомех в ТОГУ - соревнование для школьников на базе конструктора LEGO - EastSkills

В прошлом году на фестивале Робомех в Тихоокеанском государственном университете мы придумали соревнование для школьников на базе конструктора LEGO — EastSkills (сейчас поймете, почему такое название). Ну как придумали — сделали «адаптацию по мотивам». А именно, взяли задание Мобильной робототехники WS (со складским роботом), уменьшили площадку до 1,22 х 2,44 метра, и роботы соответственно должны быть только из конструктора LEGO EV3.

Сразу заточили состязание на то, что задание будет максимально приближено к взрослому с точки зрения задачи. И для этого косвенно обязали участников использовать не основную операционку «кирпича», а известный некоторым LejOS — сделали для стеллажей с товарами, столами для выгрузки товаров графические маркеры, а роботов разрешили оборудовать веб-камерами.

Цветные маркеры для роботов с цветовым и геометрическим кодированием

Причем сами сначала и робота-погрузчика собрали, и камеру на него поставили, и запустили — чтоб незафейлить с задачей. И хорошо, что проверили — с таким тормозным железом, не предназначенным для таких задач, нормально обрабатывать штрихкод оказалось нереально — чтобы оно хоть как-то шевелилось, надо ставить низкое разрешение, в котором штрихкод превращается в сплошное мыло. Поэтому предложили детям использовать вот такие цветные маркеры с цветовым и геометрическим кодированием.

Этот варик проверили, написав сносный алгоритм. Все, задачу опубликовали. Зарегистрировалось 5 смельчаков. Очень скоро, после пары консультаций, двое слились. Предчувствуя, что соревнование может сорваться, решили, черт с ним — отдали класс для распознавания маркеров — берите, вставляйте, пользуйтесь.

В конце концов, взрослые дяди на WS тоже этот алгоритм берут «из коробки». Оставшиеся трое были не случайными людьми — ребята, которые с большим опытом LEGO. Целеустремленные, с мотивацией, 12-14 лет.

togu-robotics

За неделю практически самостоятельной подготовки по 2-3 часа в день и за 4 часа работы в очень неблагоприятной обстановке (не такой, как на WorldSkills) на самом фестивале (было очень людно и шумно и неудобно) у одного или двоих робот таки взял нужный товар и довез до выдачи (это примерно равно второму дню WS).

Так вот это я к чему:

  1. LEGO может служить нормальной базой для подготовки в области робототехники, если мы принимаем компетенцию WS «Мобильная робототехника» адекватной запросам времени.
  2. И взрослый WS, и вот этот наш EastSkills — это все навыки пользования инструментами. То самое … назовем это интеллектуальным ПТУ. Но это тоже робототехника и это тоже компетенции! Просто кто-то пишет фреймворки, а кто-то веб-сервисы на них. А кто-то и вовсе — компиляторы. Но нужны все!
  3. Система общего и дополнительного школьного образования в основной своей массе сегодня неспособна даже адекватно осознать эти инструменты (поэтому мы получаем 5 зарегистрировавшихся и 3 реальных участника). То, за что неявно борются Дмитрий Земцов и коллеги. Не может профессиональный педагог преподавать программирование робота на языке JAVA с объектно-ориентированным программированием даже с учетом того, что все классы уже написаны и разложены. Этому должны учить технари! Маленькие, большие, те кто понимает и может ее грамотно донести, выстроить дидактику. Правда, не понятно, зачем это технарям за такие зарплаты, как в нашей государственной системе бесплатного образования. И вот сижу я иногда, пописываю программу повышения квалификации для педагогов как раз вот по этому повышенному уровню LEGO на JAVA и вспоминаю свои немногие контакты с педагогами в школах. И такое ощущение возникает, что педагоги между мной и детьми — неэффективное лишнее звено, что проще детей научить, чем научить педагогов, чтобы они потом научили детей. Всех уважаю, просто у всех разная роль в этом всем.

Об авторе

bezruchkoФедор Владимирович Безручко — директор Учебно-научного центра робототехники Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Share Button

4 комментария к статье “LEGO EV3 + мобильная робототехника WorldSkills = ?”

  1. Андрей

    20.09.2017

    Автору надо работать над стилистикой текста. Такое впечатление, что «гопник» от робототехники текст написал. Статья интересна в плане опыта проведения соревнований. Выводы сомнительны.. всё таки у соревнований WS и JS разная возростная аудитория.

    Ответить на этот комментарий
    • Денис

      21.09.2017

      Нормальная стилистика человека, который видит всю неадекватность современной образовательной робототехники.

      Ответить на этот комментарий
  2. Игорь Воронин

    26.09.2017

    Бедные дети, они хотят творческих порывов, а их эти дяди ограничивают датским конструктором..

    Ответить на этот комментарий
    • Андрей

      28.09.2017

      «Кто о чём а вшивый о бане». Делайте аналогичный по качеству и возможностям продукт. Будут вашим конструктором «ограничивать бедных детей».

      Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх