Мейкерство, дети, образование. В Москве состоялся Maker Faire

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

В эти выходные в Москве второй раз проходит Maker Faire Moscow — самый известный в мире фестиваль изобретений и самодельных устройств. В мероприятии поучаствовала Динара Гагарина.

Робот-осьминог Василий

Робот-осьминог Василий

Движение мейкеров

Первый Maker Faire прошел в США в 2006 году, его придумал журнал Make и Дейл Доэрти (Dale Dougherty). Дейл считается сегодня лидером и идеологом мирового мейкерского движения, помимо прочего он создал первый в мире коммерческий сайт и придумал термин Web 2.0. За 11 лет Maker Faire превратился в сеть флагманских и локальных фестивалей и крупнейшую мировую выставку технических достижений, созданных обычными людьми. В год проходит до 200 подобных событий в 40 странах, их посещает более 1,5 млн человек. Maker Faire — это место встречи увлекательных и любопытных людей, где разработчики делятся тем, что они делают в гаражах, кухнях и домашних лабораториях, это смесь технологий, ремесла и искусства.

Самодельный микроспутник

Самодельный микроспутник

В России фестиваль проводится второй раз. В прошлом году он состоялся в Mini-формате, в этом количество и разнообразие изобретений на выставке, мастер-классов и событий деловой программы значительно выросло. Ключевым спикером Maker Faire Moscow стал сам Дейл Доэрти, он выступил с лекцией и охотно общался с посетителями и участниками выставки.

Согласно программе посетителей Maker Faire Moscow 2017 ждали шоу технологий, ярмарка, открытый лекторий российских и зарубежных мейкеров и более сотни интерактивных стендов, среди которых: первый в России 3D-био-принтер, самый большой в стране 3D-принтер, печатающий пластиком, и самый маленький в мире 3D-принтер, работающий от смартфона, большие и малые, умные и забавные роботы и коптеры, кибер динозавры, кинетические конструкции и световые инсталляции и машины для выращивания растений. Все это действительно было.

Мастер-класс по сборке и запуску ракет

Мастер-класс по сборке и запуску ракет

На мастер-классах дети занимались проектированием, шелкографией, запускали ракеты, паяли, собирали конструкции из трубочек и роботов из дерева. Все поделки можно было унести с собой.

Площадкой московского фестиваля стал университет МИСиС, в 2012 году в нем открылся первый в России фаблаб — технологическая лаборатория для реализации идей и проверки концепций, здесь фрезерные станки, устройства лазерной резки, 3D-принтеры, плоттеры и другое цифровое оборудование. Фаблаб МИСиС и его основатель Владимир Кузнецов и задумали сделать Maker Fair в Москве.

Выездной фаблаб от МИСиС

Выездной фаблаб от МИСиС

Каждый человек — мейкер

All of us can be makers, —

говорит Дейл Доэрти на лекции в первый день открытия фестиваля.

Ректор МИСиС Алевтина Черникова и основатель современного мейкерского движения Дейл Доэрти

Ректор МИСиС Алевтина Черникова и основатель современного мейкерского движения Дейл Доэрти

Он рассказывает о том, как мейкерское движение меняет нашу работу, образование и умы, приводит примеры. В его презентации фотографии и лозунги, это выступление скорее вдохновляющее, оно не про новые данные, а про синхронизацию эмоций и мыслей. Дейл — отличный лектор с добрыми глазами и понятным английским. Аудитория включилась, хлопала, задавала вопросы тоже на хорошем английском и, кажется, даже дышала в унисон. Его называют тут крестным отцом и идеологом мейкерского движения.

Мы с Андреем Гурьевым задаем вопрос про границу между мейкерами и профессионалами. Дейл приводит аналогии с увлечением и профессональным спортом, говорит, что мейкеры более свободны, не ограничены рамками и стандартами. 

Дейл Доэрти

Дейл Доэрти

На эту же тему высказался Владимир Кузнецов:

Профессионалы, к сожалению, не могут быстро реагировать. Любители знают все, но понемногу, у них есть широкий кругозор, у них есть креативное мышление, они могут придумывать такие решения для новых проблем, о которых профессионалы никогда даже не задумываются из-за шаблонности своего сознания.

После Дейла выступал Джин Шерман, основатель Vocademy — одного из известнейших в Калифорнии мейкерспейсов. Джин начал на русском (он родился в Киеве), потом перешел на английский. Джин говорил о том, как превратить мейкера в настоящего супергероя, как организовать мейкерспейс, обучить практическим навыкам, командной работе, здравому смыслу, сотрудничеству и как дать людям знать о возможностях мейкерства. Цитата, которая мне запомнилась:

In the world of making we all are equal.

Джин Шерман, основатель Vodacademy

Джин Шерман, основатель Vodacademy

На наш вопрос про технику безопасности Джин ответил, что хотя у них есть государственные стандарты безопасности, они не используются и не работают в мейкерспейсах, что более значимым и важным является воспитание культуры безопасности, он привел пример, когда посетители мейкерспеса отправили его самого надеть защитные очки, когда он вошел в помещение.

Вообще лекций было много за два дня, организаторы обещали выложить видео.

Мейкерство и образование

Одной из моих целей на фестивале была панельная дискуссия «Мейкерство и образование». Ее участники — уже упоминавшийся Владимир КузнецовПетр Кубрушко (профессор Российского аграрного университета), Мария Салмина (руководитель Центра технического образования «Воробьевы горы»), Ольга Прудковская (руководитель Фаблаба Московского Политеха), Илья Курмышев (директор по развитию технологических партнерств РВК). Модерировал дискуссию Алексей Николаев.

Владимир Кузнецов, Петр Кубрушко (профессор Российского аграрного университета), Мария Салмина (руководитель Центра технического образования «Воробьевы горы»), Ольга Прудковская (руководитель Фаблаба Московского Политеха, организатор Олимпиады НТИ), Илья Курмышев (директор по развитию технологических партнерств РВК). Модерировал дискуссию Алексей Николаев.

Слева направо: Илья Курмышев, Ольга Прудковская, Мария Салмина, Владимир Кузнецов, Петр Кубрушко, Алексей Николаев

Несколько цитат и наблюдений.

Ольга Прудковская:

Появление фаблабов было сопряжено с переходом от фронтальной педагогики, где стоит учитель и сидит класс, к другим форматам, в первую очередь к педагогике создания среды — среды, где человек может действовать и в деятельности прорабатывать какие-то компетенции и как-то себя являть миру. И очень важно для меня в этом смысле то, что человек получает важнейшую компетенцию — жизни не в такой неестественной школьной среде, которая предельно иерархична, где понятно, кто учитель, кто дурак, кто должен научиться, кто должен сделать по шаблону, к среде, где результат не понятен, зачастую непредсказуем, где наставник находится в той же ситуации, что и обучаемый, где они вместе идут к результату, и где обучаемый зачастую может быть более компетентен в чем-то. Вот этот опыт мне кажется ключевым, когда мы говорим об инженерном творчестве и о том, зачем им заниматься.

Илья Курмышев говорил о софтскиллс, умении работать в команде, мейкерской среде:

Работа над проектом и работа в команде — две вещи, которые роднят мейкерство и предпринимательство.

Нотка, которая звучала неоднократно от спикеров: мейкерство — это свобода, в т.ч. свобода от ФГОСов и прочих регламентов, что дополнительное образование меньше привязано к различным стандартам.

Владимир Кузнецов:

Наша жизнь всегда разрывается между долгами и страстями — что-то мы должны делать, а что-то мы любим, нам нравится. В области основного образования, как бы не модифицировали образовательные программы, все равно процентов на 60-99 для школьника и студента — это долг, что-то, что он должен освоить, чтобы получить зачет, галочку. А когда он приходит в кружок, он заниматеся тем, что ему интересно и что ему хочется.

Роботы PLEN2

Роботы PLEN2 на выставке Maker Faire

И еще от Владимира:

На поляне дополнительного образования мы больше можем отдаваться хаосу и этот хаос правильно структурировать.

Здесь в качестве комментария хотелось бы только напомнить читателю (экпертам я это тоже напомнила в ходе дискуссии), что в кружки научно-технического творчества вовлечено порядка 2-6 % детей в России (некоторые ссылки и рассуждения на тему есть здесь), соответственно, если игнорировать общеобразовательную школу и дистанцировать себя от нее, то уходит из сферы работы большинство детей.

Алексей Николаев после каждого круга вопросов подводил итоги ответов (все спикеры отвечали на один и тот же вопрос). В целом дискуссии скорее не получилось, получились созвучные выступления всех спикеров про деятельностный подход, ограничения общего образования и свободу дополнительного, про то, что знания — это приходящее, что более важно научиться приобретать эти знания. На дискуссии явно не хватало школьных учителей. Мне лично среди спикеров было особо приятно слушать Ольгу Прудковскую с ее опытом работы со студентами и школьниками. После мероприятия мы с ней продолжили заданную тему.

Чего мне не хватило, помимо отсутствия дискуссионности, — обсуждения дидактических и профориентационных возможностей собственно мейкерства (а не деятельностного похода вообще), того, как DIY-проекты могут использоваться в общем образовании, как они могут интегрировать учебные предметы и вызвать интерес к ним в школе. Мы не поговорили о разнице и связи мейкерства и инженерного образования и инженерной культуры, о различии подходов и образовательного потенциала мейкерских проектных конкурсов, традиционных олимпиад и соревнований формата JuniorSkills и WorldSkills.

У меня есть аудиозапись дискуссии, если организаторы не выложат видео, то позже добавлю ее сюда.

Мастер-класс по пайке

Мастер-класс по пайке

Фото: Занимательная робототехника. Больше фото в наших альбомах ВКонтакте, Фейсбуке и Инстаграме.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх