Роман Лучин: соревнования по робототехнике бесконечно вредны, если …

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Роман Лучин жестко раскритиковал сложившуюся систему соревнований по робототехнике. Приводим текст его выступления на круглом столе «Международный опыт в образовательной робототехнике» в рамках фестиваля «Робофинист».

Роман Лучин жестко раскритиковал сложившуюся систему соревнований по робототехнике

Я хочу вот прямо сейчас заявить, что все эти детские соревнования, все, что происходит в области робототехники и даже электроники, и все, что около и рядом, — это бесконечно вредное мероприятие в первую очередь для самих детей.

Это то, что просто местами калечит, деформирует и меняет психику и отношение. И самое главное — напрочь отбивает все желание идти в дальнейшем профессионально в область высоких технологий.

Я могу сказать, что работаю на механико-математическом факультете СПБГУ, — там, слава богу, не только роботы, а есть еще и заумные математики, и программисты, которые всегда очень популярная специальность, как вы понимаете. И я последнее время регулярно начал встречать детей, которые говорят:

Я знаю, что такое робототехника, у нас были в школе легороботы. Я этим заниматься не хочу и не буду.

И вот таких детей пошел процент стабильный. Это то, что на самом деле, я считаю, эффект от многих-многих соревнований, которые проводятся.

Евгений Шандаров до моего выступления говорил, что должна быть какая-то цель, последовательность развития. А у нас ее нет.

Сколько мы говорим с гордостью, что на Робофинисте есть студенческая категория? А давайте возьмем просто 1200 человек (количество участников, как я услышал вчера). Сколько из них студентов? Я могу поспорить, процента не наберется. И давайте спросим себя еще раз:

А почему так происходит? И мы что, реально верим, что сейчас вот детишки поиграли, по линиям поездили и после этого строем встали и, как в патриотических играх, с наборами лего все пошли в технические вузы?

Давайте, коллеги, не будем заблуждаться. Системы сейчас, как таковой, нету. И в большинстве случаев интерес у детей в результате деятельности многих людей (я не говорю сейчас конкретно про вас, никого конкретно не имею ввиду), интерес у детей просто отбивается. Даже к естественнонаучным специальностям.

Роман Лучин жестко раскритиковал сложившуюся систему соревнований по робототехнике

Евгений Шандаров верно сказал, что все зависит от цели и постановки задачи. Цель, которую мы ищем, не может находиться внутри замкнутой системы. Цель для школы не может находиться внутри школы. Я понимаю, что директору нужно, чтобы она находилась внутри школы, чтобы пришел с такой вот пачкой грамот учитель и так вот «жахх»… И вот счастливый директор побежал в кабинет образования и «жахх» на стол и говорит: «Увеличьте финансирование». Я понимаю. Но это цель директора, а не ребенка. Самое смешное, что цель ребенка лежит вне школы. И для нас как для педагогов и преподавателей самое важное — показать, что есть жизнь после школы, что есть смысл этим заниматься.

Нет смысла ездить по линии, нет смысла тыкать проводками, нет смысла тыкать кнопки на клавиатуре. Должно быть четкое объяснение, где смысл, зачем и почему. У нас в большинстве случаев за деревьями леса не видно, к сожалению.

Давайте возьмем школьников на соревнованиях. Какой процент участвующих средний по школе? По классам? Давайте посмотрим статистику — попросим организаторов. Пятый-шестой класс — сколько человек? Седьмой-восьмой класс — сколько человек? Девятый-десятый? И одиннадцатый — как вишенка на торте.

И мы вдруг увидим, что что-то в системе не то. Что, действительно, есть какой-то страшный крен.

Сами ответьте. А что открывает интерес у детей последовательно идти к 11 классу? Вы, наверное, представили зависимость от пятого класса к одиннадцатому. А у студентов, к сожалению, это еще больше продолжается.

И вот здесь я, конечно, тайный поклонник RoboCup и член ложи и все остальное с глубоких 2000-ых годов («робокапское ложе» имеется ввиду —  с масонским не путать), упомяну эти соревнования совершенно в другом контексте.

Есть единственные в мире соревнования, которые выросли из научной конференции по искусственному интеллекту и робототехнике. Это RoboCup. То есть многие десятилетия проводилась конференция, и решили в конце концов устраивать контест и ставить научные эксперименты в игровой доступной форме.

Хотя RoboCup говорит, что есть мечта, чтобы команда роботов-футболистов выиграла в 2050 году у команды людей, целью Robocup всегда ставилась популяризация исследований в области искусственного интеллекта. И там пошел процесс не снизу вверх, а сверху вниз.

Вот эти соревнования детские — это все хорошо. У нас, например, нет чисто студенческих соревнований. Кстати, отдельный момент, который мы вскрыли. В нескольких вузах студентам предлагают:

— Давайте, серьезная есть задача. Вот давай ты пойдешь на Робофинист и покажешь, как ты эту задачу умеешь решать, мы тут даже что-то научное придумаем для решения этой задачи. Ты статью потом напишешь.

— Статью напишу, решение сделаю, на соревнование не пойду, — отвечает.

— Почему?

— Не хочу я у детей выигрывать.

Это не один и не два студента говорят. У нас нет чисто студенческих соревнований. Вообще. Как класса.

Есть большая проблема. Я даже не в этом причину вижу. Чисто студенческие соревнования нужны, но на самом деле ректорам вузов это не интересно. У них нет такой отчетности сейчас — вот количество команд, выставленных на соревнования в этом году на робототехнику. А если это не интересно ректору, то в вузе никто не будет этим заниматься.

В той самой линейке соревнований, которая необходима, нет цели, которая показывает, зачем и куда мы идем. А самое главное — нет даже элементарной популяризации.

И я сказал бы, все это резюмируя:

А, кстати, вообще соревнования — это цель? Неужели соревнования — это цель?

Даже у участвующих в соревнованиях школьников 5-6 классов было выявлено, что дети начинают с ожесточением подбирать коэффициенты пид-регулятров для какой-то одной задачи и абсолютно забывают огромное количество смежных тематик.

И вот оказывается, что если их вести, держать только в спортивно-соревновательной линии, то ребенок… Вы знаете?

Как профессиональная деформация тела у отдельных спортсменов происходит (видели, такие ноги и вот такие вот ручки?), примерно вот такие дети вырастают.

Роман Лучин: соревнования по робототехнике бесконечно вредны, если ...

Проблема вся эта, которую я многословно обсуждаю, всего лишь навсего заключается в том, что мы даже внутри сообщества не ставим цели, зачем мы вот эти соревнования делаем, какая дорога, какие пути развития. Мы не занимаемся популяризацией этого, в том числе и среди студентов. Каждый по-своему по чуть-чуть это делает, но этот вопрос даже не обсуждается. Так, сказали чуть-чуть, внутри вуза что-то сделали. Вопрос о проведении студенческих соревнований хотя бы группой университетов.

Но еще больше, мне кажется, что соревнования ради соревнований — это вообще вещь, вводящая в недоумение.

Я лично считаю, что целью этого всего являются (связи с производством — это было бы конечно в идеале, но нет такого количества компаний сейчас, занимающихся тематикой, хотя технологических компаний на самом деле достаточно много, и они тоже нуждаются в специалистах), но мне кажется, что единственный способ показать ребенку, что есть жизнь после школы и есть смысл этим заниматься — это вовлекать и привлекать его в студенческие проекты. Чтобы школьник последних классов участвовал в них…

Вот я увидел всего лишь несколько раз (даже больше восьми, но меньше десяти раз) примеры, когда действительно удалось в результате разных действий привлечения к разным соревнованиям, выставкам и конкурсам довести детей до участия в проекте, который разрабатывается внутри вуза, когда сначала студенты выступают научными руководителями, а потом они даже на первых курсах вовлечены в научную деятельность. Потому что знает, о чем она. Мне кажется, это цель.

Я повторю. Соревнования мне кажутся бесконечно вредными, если это единственная точка приложения их силы. Если это соревнование ради соревнований, то это бесконечно вредная вещь.

Как выстроить систему?

Наверняка, у каждого есть, что высказать, обсудить. Потому что оставаться в таком состоянии этот вопрос больше не может. И замалчивать его преступно.

Записал Александр Гагарин.

Share Button

18 комментариев к статье “Роман Лучин: соревнования по робототехнике бесконечно вредны, если …”

  1. Андрей

    03.11.2017

    Сумбурный «спич», слов много, а смысла мало. В целом всё верно сказано, но уж очень всё размазано. И странно что про Олимпиаду НТИ ничего не сказано. Там картина совсем другая.

    Ответить на этот комментарий
  2. Игорь Воронин

    05.11.2017

    В НТИ картина еще «страшнее», если следовать логике Романа.Он тут выступает как чиновник — утверждая, что если ректору, или директору школы, это не нужно то и развиваться не будет.
    Это не так.
    Массовые кружки робототехники, которые оплачиваются родителями подтверждают скорее обратное.
    Я думаю, чтобы детей не «калечить» а привлекать в робототехнику массово — надо им предложить получение конкретной выгоды от этих занятий. Но это тема отдельного обсуждения.

    Ответить на этот комментарий
  3. Игорь Шермин

    08.11.2017

    Олимпиада НТИ безусловно намного интереснее и практические более значима большинства робототехнических соревнований. Но уж больно сильно Олимпиада НТИ перегружена и намного слабее популяризирована. Единицы из числа педагогов и коллективов знают о ее существовании и еще меньше представляют о том, что требуется сделать. Нет промежуточного этапа между массово доступными гонками по линии и Олимпиадой НТИ. К тому же из-за достаточно высокой сложности Олимпиады НТИ только единицам получится полноценно принять в ней участие.

    Ответить на этот комментарий
    • Евгений

      09.11.2017

      Олимпиада НТИ скорее для физ мат школ, чем для «робототехников».

      Ответить на этот комментарий
    • Евгений

      10.11.2017

      Олимпиада НТИ безусловно намного интереснее и практические более значима большинства робототехнических соревнований. Но и она учит детей плохому.

      В прошлом году по информатике во втором туре условие задач было сформулировано так, что система климат контроля не включит отопление если значения температуры будут cold colder colde cold colder colder cold …
      Прям как моя котельная работает…

      В этом году задачи на расчет градиента плотности сферического коня в вакууме. Просто для расчета Хи может потребоваться 1E5 * 1E5 целочисленных операций. 1E10 целочисленных операций надо сделать за 1 секунду, а еще есть сортировка! На степике какое железо используется для проверки?

      И в ограничения по памяти, в придельных условиях диапазона значений, можно вписаться если писать на C++.

      Зачем так с детьми?

      Ответить на этот комментарий
  4. Евгений

    09.11.2017

    Со сказанным я во многом согласен.
    С чем я не согласен, так это с тем, что на соревнования сваливают всю вину за то, что образовательная часть в детской робототехнике перестала развиваться.

    Вот уважаемый создатель ТРИКа, вместо критики, может сформулировать 10 задач по робототехнике, которые должен уметь решать школьник к 11 классу? Или 10 направлений развития для студента?

    Без соревнований «робототехника» осталось бы на уровне «игры в лего и инструкции». Или копипастой «проектов» на ардуино.

    Т.е. соревнования не стоит проклинать или обожествлять. У них своя функция и применять их стоит с точки зрения пользы для детей.
    Хотя, какие интересы детей… Ильич, мы всё п…и

    Ответить на этот комментарий
  5. Александр Евгеньевич

    09.11.2017

    Неправильно АБСОЛЮТНО все! Robo Cup в Нагойе ежегодно проходит не потому, что в Японии пестуют искусственный интеллект и электронику, а потому, пестуют искусственный интеллект, что несколько десятилетий назад трансформировали лозунг самурайской Японии «Семь углов под одной крышей» в лозунг и принцип «Осчастливим весь мир удобной электроникой» Это плод чисто гуманитарных моральных устоев, как жить. Математика здесь вторична — как средство. Я прошел Лего, как этап и очень глубоко — сейчас «турнир Москва-Питер» «Царь Горы» — толкаться до опупения (кому в голову пришла эта ахинея?). Десять лет назад мои вчистую («вазари») выигрывали финалы у питерцев. силовые номинации(зал скандировал «Москва») Хватит этого безумия. Сейчас для меня конструктором является вся мировая промышленность. И в гробу видал и Лего и ТРИКС.. (не хватало только бегать и выпрашивать финансирование на ТРИКС). Так работают большинство продвинутых в мире! ИИ — верное направление, но для нас необходимо решить те проблемы гуманитарного содержания, которые решила Японияи после этого вышла на ИИ. Ваш, Лучин, МехМат(МатМех) на Васильевском располагается в здании Бестужевских, которые до Октябрьской закончила моя бабка, умудрившаяся в 60-х рассказать мне принципы образования, которые из резиновой фабрики Нокия сделали гиганта. И это не математика. Вернее не в первую и не во вторую очередь математика! Какая, к дьяволу НТИ. НТИ — это когда начальница (давно покойная Л.И.Парышкуро) ключевого отделения (2400 человек) 7 лет не вылезает из цехов металлокерамики ЦТС для того, чтобы несчастные ЛБВ на спутниках (всего-то 200 штук) работали десяток лет! Кто из клерков НТИ хоть что-то сам в состоянии сделать — может, Андрюшков? Ну-Ну!! Вот Вам и НТИ!

    Ответить на этот комментарий
    • Андрей

      09.11.2017

      В Олимпиаде НТИ 17 профилей и не все они связанны с робототехникой. С робототехникой связано несколько профилей и только ИРС использует ТРИКи.

      Ответить на этот комментарий
    • Михаил Геннадьевич

      10.11.2017

      Цитат «вчистую («вазари») » Насколько я помню японский «вазари» это половина победы. Надо набрать 2 вазари, для получения победы. А «чистая победа» — «иппон». Этот комментарий просто для комментария

      Ответить на этот комментарий
      • Александр Евгеньевич

        10.11.2017

        Виноват — мог спутать — карате отзанимался три десятка лет назад чтобы понять дух японских инженеров-электронщиков. Ватакуси ва Бериофусуки сан, ватакуси ва денси гиси дес! С японским духом в электронике разобрался тогда, Но у нас несколько по-иному пошло тогда. И для этого были причины, которые просматриваются и сейчас, что и заставляет здесь высказываться

        Ответить на этот комментарий
        • Михаил Геннадьевич

          10.11.2017

          Я примерно так же. 40 лет назад дзю-до. Но кое что помню.А по поводу электроники и прочее. Это только частный случай. Как в старом анекдоте. «Систему менять надо». И не только образования. Если уж коснулись спорта (как робототехнического, так и единоборств). Узнайте сколько получает спортсмен США за Олимпийские игры. Вы удивитесь. Так же и во всем остальном. Наш замечательный ИТМО. Сплошные победы на Олимпиадах. Это сколько учеников? А остальные? Проведите маленький соцопрос — КТО преподает РОБОТОТЕХНИКУ в кружках? Тетеньки с гуманитарным образованием и закончившие курсы… Иногда студенты. Прав Р.М. в «жирные» годы заполонили «LEGO» все учебные заведения. Настало время отчитываться. Вот и пихают на соревнования за ДИПЛОМАМИ, а не для получения знаний.Об этом я много говорил, но у меня уровень не Р.М. А в завершении прогноз. Мода на робототехнику похоже проходит и идет новое направление. Шахматы в начальную школу. Вопрос. Где наберут столько педагогов по шахматам. Этот комментарий не только к выбранному тексту. Так накипело.

          Ответить на этот комментарий
  6. Игорь Воронин

    09.11.2017

    По регламенту олимпиады НТИ там используются роботы ТРИК, вот Роман и лоббирует их. Разве можно его за это осуждать? Если есть админресурс — то его надо использовать по максимом эффективно!

    Ответить на этот комментарий
    • Андрей

      09.11.2017

      ТРИКи используются только в профиле ИРС, а не во всей Олимпиаде. Организаторы этого профиля, Университет Иннополис, не очень довольны ТРИКом. Просто нет более адекватных российских аналогов. Сам конструктор ТРИК -перспективный, но над ним надо ещё работать и работать.

      Ответить на этот комментарий
      • Александр Евгеньевич

        10.11.2017

        В середине 90-х в Москву привезли первый исторически контроллер ЛЕГО — RCX — голый желтый кирпичек только с системой команд микропроцессора Toshiba 300 и справшивали всех — кто чего для него напишет. Желающих не было при мне. Все потом написал Тафтский Университет. С ним и начинали! НО!!! никто из около сотни наших школьников (и призеров WRO) роботами не занимается!!! Никто!
        Вот вам и «дорожная карта» — бред все это!!! Ведь, чего плетут руководству страны: «Мы готовим завтрашних (2035) специалистов».
        Вместо того, чтобы «честно работать на макаронной фабрике» рисуют радужную картину 2035-ю викторию отечественного хайтека! Завтра, но не сегодня вечером!
        И 25 миллионов в год грохали на 5 теплоходов по Волге для майнинга идей (оказывается, им не доставало).

        Ответить на этот комментарий
  7. Надежда

    10.11.2017

    А я вижу проблему целиком, а не конкретно по соревнованиям. В школы внедряют робототехнику, а педагогов нет. Учительница или сын учительницы посмотрели инструкцию и сказали- все я беру класс и преподаю. Про качественное преподавание здесь вообще речи не идет.
    В своем центре мы преподаем качественно (каждому ребенку инструмент), а в школе?- на 4 конструктора 32 ученика и один компьютер, чтобы показать как двигатель крутит шестеренку. Всё. 32 человека- это отсев. Нельзя массово в школы внедрять робототехнику.

    Ответить на этот комментарий
    • Евгений

      10.11.2017

      Так результаты реформы образования таковы — в школе дети тусят (социальный холодильник) и получают бумагу (аттестат), а учатся у репетиторов. (в 95% школ).

      Робототехника тут ничем не выделится.

      Ответить на этот комментарий
    • Александр Евгеньевич

      10.11.2017

      Укажите, любезно, кто из Вашего «центра» хоть близко в жизни хоть с какими роботами имеет дело. Если кто имеет — это совсем иные люди, как правило, интеграторы — те, кто приспосабливает в конкретный процесс (что тоже необычайно редко). У Вас-то, что за «робототехника»?

      Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх