WRO — это хорошо? Или плохо?

Share Button

Тренер белорусских команд WRO, автор правил роботурниров написал ответ на статью «Соревнования по робототехнике глазами педагога». Глеб Карней рассказывает о ничтожности роли кошельков и правильных инвесторов в победах на международных соревнованиях и ставит под сомнение необходимость смены регламентов.

Глеб Карней. Легоробототехника

Глеб Карней

В недавно вышедшей статье на edurobots подняты проблемные вопросы WRO, и сформулирована позиция, которую разделяют многие преподаватели и родители.

Проблемы LEGO — робототехники:

  • победы в WRO не котируются;
  • побеждают не дети, а тренеры и кошельки;
  • WRO извращает смысл занятий робототехникой;
  • нужно менять формат топовых детских соревнований в сторону секретного задания или добавлять в них задания олимпиад по точным наукам.

Позиция: определяющий фактор победы в WRO — поддержка тренеры и финансирование. От школьников требуется только усидчивость и способность хорошо разобраться в написанной старшими коллегами программе. Вина за такое положение дел лежит на организаторах WRO. Решение проблемы – отказ от участия в WRO или изменение заданий.

Я практически полностью согласен с тем, что существование этих проблем – медицинские факты. Но я считаю, что именно эти факты, в первую очередь, являются локомотивом развития для детей и позволяют WRO определять сильнейших молодых людей в LEGO-робототехнике. Такое положение вещей позволяет подготовить ребят к адекватному восприятию реальности и, при должном отношении, воспитывает положительные морально-волевые качества.

Да, в WRO есть тонна команд, у которых программы написаны тренерами и папами. Да, в региональных этапах WRO некоторые команды иногда знают секретное задание. Да, если у твоего центра нет 500-1000$ на поля, детали, моторы и сенсоры, то тебе не с чем идти на олимпиаду.

Но, по моему опыту, на мировом финале всегда побеждают команды, в которых основной фактор победы – интеллект и трудоспособность детей.

За исключением младшей регулярной категории. Уровень применяемых там технологий сейчас сильно обгоняет способности 11-12 летних детей.

По моему мнению, говорить о том, что в WRO рулят деньги и тренеры – некомпетентно и неприлично.

То, о чем я дальше буду писать, относится в первую очередь к мировому WRO в регулярной категории и моему личному видению образовательной LEGO-робототехники в Беларуси.

Побеждают не дети, а тренеры и кошельки?

Для выполнения заданий WRO с полного нуля вам или вашему кружку потребуются следующее материальные ценности:

  • деревянный стол 115 х 240 см с бортами – 100$;
  • бумажные поля 114 x 236 см – 50$;
  • набор LEGO MINDSTORMS Education EV3 455444 – 350$;
  • дополнительные LEGO-детали – 100$;
  • набор объектов WRO 45811 – 40$;
  • дополнительные датчики цвета EV3 или Hitechnicx4 – 250$.

Всего около 900$, пусть 1000$. При условии, что вы никогда не слышали о EV3 и хотите прямо сейчас нырнуть в WRO.

Наверное, если вы хотите начать готовиться к WRO, то вы занимаетесь в каком-то кружке, в котором есть наборы EV3. Если вашему тренеру WRO тоже интересно, то он поделится с вами сенсорами и деталями. Может быть, у него есть и подходящий стол с бортами. Из недостающего в таком случае – поле и объекты.

Такой расклад ждет большинство ребят, заинтересованных в WRO.

Я не совсем понимаю, как наличие денег может помочь вам выиграть WRO. Принять участие – да. Для меня мысль — «хочешь поучаствовать в World Robot Olympiad от имени своей страны – сначала потрать деньги на оборудование и поездки» — кажется абсолютно логичной.

Глеб Карней о робототехнике LEGO

Часто мне говорят, что команды побеждают, потому что они закупили специальные детали и сенсоры. Я не могу не согласиться с тем, что ваше решение задачи возможно потребует относительно редкий Hitechnic Color Sensor или какие-то особые LEGO-детали из интернета.

Просто помните, что топовые роботы с WRO-2017 в Коста-Рике были, по большому счету, построены из деталей и сенсоров набора 45544.

Тренеры и родители

Иногда чей-то сын может неожиданно стать победителем какого-то из этапов WRO. Или любых других соревнований по робототехнике. Или песенного конкурса. Или соревнований по гимнастике. И есть тренеры, которые собирают детям роботов, пишут им программы, продают и покупают решения в интернете.

Это – часть нашей общей постсоюзной действительности. Можно с этим бороться, конечно. Можно изменять регламенты в сторону секретности, подозревая каждого тренера и ребенка в списывании. Можно устраивать участникам соревнований поголовные проверки на владение соответствующими навыками и технологиями. Можно звонить в прокуратуру по каждому непонятному результату соревнований.

А можно понять, что такие дети на World Robot Olympiad никогда не победят. Так устроены регламенты. Организаторы WRO внимательно следят за многочисленными хитростями, которые существуют среди участников: хардкодинг позиций, продажа решений, помощь тренеров. С каждым годом общий регламент и порядок проведения WRO все больше блокирует такие хитрости.

Но для меня, как для тренера команд, важно другое. Почему-то мои ученики считают, что работать так, как хитрож… тренеры, родители и их дети – неправильно. Еще они знают, что с такими людьми им придется время от времени встречаться. И не только в робототехнике. Я не стану скрывать, что их позиция — отчасти и моя заслуга.

Мои дети никогда не позволят себе проиграть таким тренерам. Или уподобиться им. Они сделают все сами, от начала до конца, иногда спрашивая у меня или друг у друга совета.

Но когда они все-таки проиграют таким ребятам, а без этого никак, то это потому, что их робот работал не так хорошо, как должен был.

Подумайте теперь, чьи ребята пройдут настоящее собеседование и получат работу в крутой IT- компании?Это часть образования. Не «настоящей робототехники», а настоящего образования.

WRO извращает смысл занятий робототехникой

О смысле занятия LEGO-робототехникой и участии в WRO для моих учеников я написал отдельную статью (будет опубликована через несколько дней — прим.ред.).

Национальный этап WRO Беларусь 2017

Национальный этап WRO Беларусь 2017

Нужно менять формат

Я участвовал в 4-х мировых финалах WRO, был на нескольких соревнованиях в России и Украине (Robotica, Robofest) и практически на всех белорусских соревнованиях. Я являюсь соорганизатором и автором правил всех пяти Минских роботурниров. Для роботурниров я в общей сложности разработал около 15-ти различных регламентов по соревнованиям в LEGO-робототехнике.

Идея создания идеальной, честной и правильной олимпиады по LEGO-робототехнике мне очень по душе. Я считаю, что побеждать в любых подобных активностях должны самые умные, самые честные, самые самостоятельные и просто самые-самые дети.

Проблема в том, что это невозможно реализовать. Обычно побеждают самые хитрые. Или самые технологически подкованные. Или те, кому повезло чуть больше, чем другим. На самом деле в мире соревнований по LEGO-робототехнике очень мало толковых регламентов.

Я ни разу не видел регламентов, которые на 100 % позволяют выявить наиболее умелого и талантливого LEGO-робототехника.

На мой взгляд, WRO и схожие с ним соревнования на сегодняшний день имеют оптимальную форму проведения для выявления сильнейших в техническом аспекте LEGO-робототехники.

Я знаю, что на мировом финале WRO побеждают самые талантливые, толковые, умные и старательные молодые люди. Это еще один медицинский факт. Ни один тренер не может натаскать «болванчика» так, чтобы он уделал талантливого LEGO-робототехника. Такому тренеру еще и вовсю будет мешать формат проведения с двумя секретными заданиями и очереди на полях.

Повторюсь, что младшая категория – исключение.

Полностью секретные задания (кот в мешке) – хорошая идея, но это не решение всех проблем соревнований по LEGO-робототехнике. Секретные задания провоцируют детей решать задачи наиболее простым и быстрым из возможных способов ввиду ограниченности во времени. Соответственно, и задания составляются так, чтобы ребята успели уложиться в отведенное время.

Организаторы борются с таким положением дел несколькими возможными решениями:

a) Дать такую задачу, чтобы ее можно было решить за один день.

Такие задачи поощряют хардкодинг и примитивные алгоритмы. Создать качественное, самостоятельное решение более-менее сложной задачи за пару часов просто нельзя. Если вы знакомы с технологиями и алгоритмами, которые используют при решении задач уровня WRO, вы должны это понимать.

Если нет, то представьте, что вас попросили за день написать диссертацию. Нет никакой проблемы в том, чтобы ее кое-как написать и сдать. Даже выглядеть для постороннего неискушенного глаза будет прилично. Вот только должную защиту она точно не выдержит.

б) Предварительно выставить список навыков, требуемых для реализации заданий олимпиады.

Мы делали так на одном из наших роботурниров. Получается неочевидная на первый взгляд ситуация: мы или говорим с тренерами о навыках слишком подробно и детали секретной задачи становятся очевидными или наоборот, говорим так мало, что смысла в этом нет никакого.

в) Провести олимпиаду в 2-3 дня.

Тогда секретное задание, озвученное в первый день, за ночь штурмуется совместными усилиями детей и тренеров, и весь смысл честности и прочего исчезает. Так происходило с секретными заданиями WRO еще год назад. Если команда недостаточно хорошо выполнила секретное задание в первый день, то их ждала бессонная ночь в отеле перед финалами.

Я вижу идеальный вариант таким образом – 2-х или 3-х дневная олимпиада с полностью неизвестным заданием и полным отсечением от тренеров на все 3 дня соревнований. Карантин здания, в котором проводятся соревнования (ни тренеров, ни родителей). Объективно оценивается выполнение задачи роботом. Субъективно оценивается уровень знаний команды/школьника по результатам личной беседы с независимыми судьями/экспертами.

Я бы не хотел быть в оргкомитете таких соревнований. При 50 участниках счет за таким образом организованные соревнования выстрелит в 10.000$ минимум (трансферы, еда, жилье и т.д.). Что уж говорить о том, что многие родители не отдадут своего ребенка незнакомым людям в карантин без связи на три дня.

Тем не менее, я с радостью готов подискутировать о заданиях «кот в мешке», потому что при грамотной реализации этот вид соревнований станет доминирующим и «подомнет под себя» WRO.

Роботурнир 2017, Минск

Роботурнир 2017, Минск

О точных науках и робототехнике

Моя позиция в том, что на олимпиадах по математике должен побеждать сильнейший математик, по физике – физик, по прыжкам в длину – прыгун. А по LEGO-робототехнике – сильнейший LEGO-робототехник. И ему, конечно, нужно понимать основы физики и алгебры.

У меня есть четвероклассники, которые с отрицательными числами познакомились у меня на занятиях. Потому что без них – никак. Они понимают принцип их работы. Они справляются с их помощью с пропорциональным регулятором, например.

Понятно, что они не решат ни одной олимпиадной задачи по математике по этой теме. Потому что учить их этому – забота преподавателя математики, а не робототехники.

Победы в WRO не котируются

Да, не котируются. А зачем победам в WRO, собственно говоря, котироваться? Победившие дети собой довольны, всему LEGO-образовательному коммьюнити доказали, что они лучшие. Кучу полезных в жизни вещей в процессе подготовки усвоили.

Дать победителям бесплатное поступление в ВУЗ на бюджет? Те ребята из моих, что занимают топовые места на мировом финале WRO, и так без проблем везде поступят.

Дать им президентскую премию? Имя выгравировать на какой-нибудь доске почета? Большинству детей достаточно разок увидеть себя с роботом по телевизору и прочитать пару статей в интернете, чтобы понять, что их победа достаточно оценена.

Действительно, победы в World Robot Olympiad абсолютно не котируются нашими государственными аппаратами. И слава богу. Потому что если бы за победу в WRO давали 50.000$ или машину, как за победу в Олимпиаде, то все вышеописанные проблемы с нечестной игрой стали бы во много раз хуже.

Об авторе:

glebkarneiГлеб Карней — тренер репетиторского центра «100 баллов» в Минске, Беларусь (центр в первую очередь занимается подготовкой детей к ЦТ — белорусскому аналогу ЕГЭ); автор правил и соорганизатор пяти Минских роботурниров. Команды Глеба уже 3 года подряд выступают на мировом финале WRO в средней, старшей и студенческой категории.

Фото: группа Центр «100 баллов — ИнженериУм» ВКонтакте, budzma.by.

Мне автора может не совпадать с мнением редакции.

Share Button

7 комментариев к статье “WRO — это хорошо? Или плохо?”

  1. Александр

    12.12.2017

    Много буков. Не дочитал :) Но мнение автора я разделяю.

    Ответить на этот комментарий
  2. Дмитрий Николаевич

    12.12.2017

    Видно, что мнение об этих проблемах и путях их решения у уважаемого автора ещё до конца не оформилось :-)

    Ответить на этот комментарий
  3. Иван

    13.12.2017

    Можно купить все, если юеньги есть. Но если денежных ресурсов нет — то даже на лыжах не побежишь. Это не власть денег. Это просто ресурс.
    ВРО — мероприя ие открытое. Положения всем разосланы. Смотри, увидел нарушения — подавай апелляцию. Все прозрачно. Статья — пиар учебного центра.

    Ответить на этот комментарий
  4. Александр Евгеньевич

    17.12.2017

    Пишу про свои заблуждения: считал, что опыт полного погружения в проблему и выхода из погружения полезен всем возрастам школьников, мол Лего этому и служит. В прежней жизни для меня такие периоды (иногда затяжные) были нормой и — продуктивной. Но глубина и длительность этого погружения не должны быть деструктивными. ВРО за здоровье и успеваемость школьников не отвечает. Призовое и предпризовое место на ВРО сейчас это грубо 6-8 человеко-месяцев (7-24)прожженного инженера — универсала (не аспиранта занимающегосы урывками) да еще и знающего регламент и решения последних лет ВРО. + еще опыт отработки форс-мажора специфичного для ВРО только. Мне приходилось готовить команды на ВРО в Азию с решениями, которые честно собрать и с нуля написать программу двоим было физически нереально. скажем так — на ноутбуке стояли две виндоус и экраны менялись, когда судья отворачивался. Иначе не успели бы. Про сборку не говорю — скажем так — всех тут авторов собрать вместе — не уверен, что натренируются без наших ухищрений собрать во время. Маша (одна из победителей всероссийской по физике) с начала не собирала и за рабочий день, тренировалась дома на время раз 50или 100 (по методике) — в конце собирала за 17 минут. Была полным фаворитом на предварительных заездах. Был дефект единственный — на изломе у нее один раз из 50 дно задевало за этот излом. Устранение требовало изменения всей конструкции. Предполагали, что устранит уже в дороге! Времени уже не было даже обсудить. Я со школьниками не ехал — лучше чтобы еще хоть одного школьника взяли. Так этот дефект и проявился! Неслыханное дело — китаец судья разрешил Маше подтолкнуть робота, но программа была уже в другой точке и он сорвался с линии. Вот так ушла верная победа и пропали 6 месяцев бессонницы. Если бы один такой случай — несколько — все это заставляет меня предельно критично оценивать всю затею ВРО.

    э

    Ответить на этот комментарий
    • Инна Гайнанова

      17.12.2017

      а Маша сейчас чем занимается? бросила робототехнику? почему вы говорите, что «пропали 6 месяцев»?

      Ответить на этот комментарий
  5. Александр Евгеньевич

    18.12.2017

    Было это с десять лет назад, Маша поступила в Физтех, больше я ее не видел, предполагаю, что продуктивно работает. А мягко говоря более 6 месяцев пропали потому, что затраченных усилий хвватило бы, например, на решение проблемы уборки снега во дворах Москвы. А так — бирюльки…

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх