Разговор о проектной деятельности. Часть 1. Типы проектов
В нашей новой серии интервью Юрий Молодых, руководитель проектного офиса Ассоциации участников технологических кружков, отвечает на вопросы Ольги Прудковской, основателя Фаблаба Московского Политеха. В первой части Юрий рассказывает о типологии проектов школьников.
Ольга Прудковская: Вероятно, ты перепробовал максимум форматов проектной работы: ты участвовал в проектных школах «Лифта в будущее» и «Иннопрактики», разрабатывал профиль «Большие данные и машинное обучение» Олимпиады НТИ, привлекал партнеров для студенческих проектов Московского Политеха. Ты — организатор образовательной программы «Большие вызовы» в «Сириусе»; сейчас занимаешься организацией сети проектных школ по стране. Скажи, пожалуйста, какой опыт ты вынес по итогами работы, появились ли у тебя излюбленный форматы, отточил ли ты свою методологию?
Юрий Молодых: Проектная деятельность включена в школьные ФГОСы, широко шагает по миру, поэтому под этим термином сейчас что только не понимают — совершенно разные по целеполаганию и содержанию программы.
Первый момент, который стоит отметить. Все проекты могут быть образовательными, то есть ориентированными на получение в первую очередь образовательного результата — их задача научить обучаемого чему-то; или профессиональными, то есть ориентированными на получение некоторой ценности, востребованной во внешнем по отношению к образованию мире, — «продукта». «Продукта» в кавычках, потому что иногда это вовсе не продукт, а, например, объективно новое знание или прототип устройства или системы, очень далекий от настоящего продукта.
Образовательные и профессиональные проекты — необязательно взаимоисключающие форматы, бывают и те проекты, в которых получение объективно нового результата сочетается с действительно простроенной образовательной логикой, обеспечивающей серьезный уровень образовательного результата, в том числе и недоступного в других образовательных форматах.
Привнесение профессиональной специфики в образование связано со своими сложностями, и все существующие практики имеют недостатки, но при этом несомненно этот процесс обеспечивает актуализацию содержания образования, поэтому в современном быстро меняющемся мире это несомненный тренд.
С точки зрения типа целевого «продуктового» результата можно выделить проекты, в которых явно выражена предпринимательская составляющая, и те, в которых явно выражена предметная профессиональная составляющая.
1. Можно выделить проектную деятельность как навязанный ФГОСом новый формат образования школьников, под который привыкшие к постоянным реформам учителя причесывают привычное содержание — реферативную деятельность, которая с развитием интернета совершенно утратила (в массе) свою функцию деятельности, развивающей исследовательские компетенции — то, что требовало раньше серьезной исследовательской работы с походами в библиотеку, работы с источниками, погружение в профессиональную область, теперь делается за час в интернете. Такое прочтение проектной деятельности, в общем, — неизбежная особенность реформ огромной системы школьного образования, и будем надеяться, что в проектную деятельность школьных педагогов со стажем со временем войдет не только новый лексикон, но и какое-то новое содержание.
2. Другой формат, несравнимый по количеству проектов, но набирающий популярность, в том числе и с результатами высокого уровня — ранняя профессионализация через проектную форму, «предпрофессиональные проекты». Школьники в составе небольшой команды, как правило до 10 человек, прикрепляются к профессионалу в своей области, поставленного в определенные педагогические рамки — посредством жесткой методологической нормы, сопровождения опытным проектным педагогом-методологом, работы модераторов и тьюторов — что обеспечивает в той или иной степени отсутствие больших педагогических ошибок. Как правило, целью проектной деятельности в рамках такого подхода является получение профессионального результата с командой школьников. В хорошем случае — действительно востребованного и актуального, в рамках которого получается добиться интересных предметных (продуктовых) результатов в профессиональной области, в менее удачном — получение вторичных продуктовых результатов, не интересных по-настоящему в профессиональном сообществе; но при этом проведение школьников через цикл профессиональной деятельности, т.е. профориентация и ранняя профессионализация. То есть, грубо, уже на уровне школы формируется мировоззрение и мировосприятие профессионала, что при традиционном подходе возможно только на старших курсах вуза или в начале профессиональной траектории.
Некоторой опасностью таких проектов является то, что при достаточной степени ранней профессионализации и погружении в профессиональную область высок риск ситуации, когда школьники становятся рабочими руками профессионала, но не приобретают субъектность: осваивают и учатся применять профессиональные технологии, но при этом не участвуют в целеполагании, формулировании гипотез, постановке целей и задач, а, по сути, становятся лаборантами при специалисте. Такие проекты мы развивали в Московском Политехе, где все студенты, начиная с первого курса, реализуют профессиональные проекты под руководством наставников-профессионалов.
3. Третий — различные формы предпринимательских (по типу формируемых компетенций) проектов со школьниками. Главным предметом обучения в этом типе проектов является, в отличие от предыдущего понимания, не глубокое понимание, скажем, химической промышленности и способов проектирования соответствующего оборудования, а непосредственно предпринимательские и проектные компетенции: умение понять, кому нужен твой проект, навык пробивать барьеры, искать средства и ресурсы реализации той или иной задумки, проектное управление как таковое, умение довести собственно до результата. В ходе реализации проекта обязательно используются соответствующие методики: дизайн-мышление, SMART- и SWOT-анализ, методики работы со стейкхолдерами, работа с таск-трекерами, онлайн сервисами и т.п. Профессиональные инструменты и технологии в таких проектах тоже используются, но это вторично по сравнению с обучением школьников именно проектированию полного цикла.
Один из ярких примеров такого типа проектов (хотя они сами себя четко позиционируют не как предпринимательские проекты, а как IT-проекты полного цикла) — Школа IT-решений КРОКа. Московские школьники под наставничеством студентов нескольких вузов с сильными IT-программами, реализуют проекты, реально внедряют в своих школах разные системы, например. Помимо собственно образовательного результата, связанного с развитием проектных компетенций, такие проекты, как правило, интересны высоким уровнем проработки, действительно проведенным внедрением, и, как результат, продуктом, которым действительно пользуются. Те, кто занимался информатизацией школ, понимают, что приведенный пример — нетривиален.
4. И, наконец, четвертый тип — проекты, которые сочетают преимущества второго и третьего подхода. Это действительно редкий тип проектов, но при этом именно такие проекты раскрывают все возможности проектного и проблемного подхода в образовании: участники получают опыт работы на серьезном предпрофессиональном уровне как с soft skills, так и с hard skills (насколько эти термины вообще применимы здесь) в проекте, нацеленном на решение актуальной задачи или проблемы.
Приведу один пример из практики — проект под первоначальным названием «microgrid для дальневосточного гектара», получивший развитие в ходе прохождение через несколько разных мероприятий. Началось все со школы «Лифт в будущее». Суть проекта «на Лифте» исходно была в следующем: существуют удаленные поселения без подключения к общей энергосистеме, которые вынуждены получать электричество, либо сжигая ископаемое топливо, либо подключая возобновляемые источники электроэнергии; команда сформулировала задачу: спроектировать устройство, выявляющее энергопотенциал возобновляемых источников энергии на заданной территории, которое помогает спроектировать будущую энергосистему удаленного поселения без подключения к общей сети. В ходе развития проекта школьники пришли к тому, что, с одной стороны, они действительно разобрались в экономике энергопотребления труднодоступных поселений и поэтому бросать разработку им не хочется, а с другой — что непосредственно умное управляющее устройство продать на современном рынке довольно сложно.
В результате команда сделала так называемый pivot проекта — термин, популярный у стартапов, подразумевающий резкую смену концепции и цели проекта, когда с высоты проведенных разработок стало ясно, что жизнеспособным продуктом является совсем не то, что исходно предполагалось командой. Благодаря смене концепции, проект участвовал во всероссийском форуме «Месторождение талантов» в Ярославле в сентябре 2017 года на стартап-треке, и подразумевает выход на глобальный рынок с услугой оценки эффективности использования различных генерирующих мощностей для автономных поселений, исходя из уровня освещенности, ветра, среднегодовой облачности, температуры, осадков и т.п.
После ярославского Форума участники команды продолжили работу и сейчас под руководством своих наставников-профессионалов готовятся к коммерциализации своей услуги.
О том, что с этим делать и откуда возьмется больше проектов последнего типа, будем говорить во второй части.
Фото: Ирина Абзалова.
Евгений
21.01.2018
Ок. Интересно. Действительно много правильных слов. Но где внедрение в массы?
Предположим есть профессионал. У него есть дети. И он сидит ломает голову, как в условиях нынешнего образования передать свою профессию детям да и их окружению. С какой стороны ему подходить к вам чтобы получить «сопровождение опытным проектным педагогом-методологом»? Речь даже не идет о личном взаимодействии, а хоть на уровне «книжки»/лекций?
Александр Евгеньевич
25.01.2018
Профессионал сидит тихо.Ему МинОбр не указ — делает то, что умеет со своим чадом и его сверстниками. Ориентируется на мировые комьюнити , а не на доморощенных философов манагеров и политологов, рванувших в «техническое творчество», как на буфет. Внедрение в массы — это абсурд! Стив Джобс пригласил Стива Скалли (топ менеджера Пепсико) чтобы разгрузить себя, тот яблоко чуть не угробил — еле избавился от «методолога».
Александр
21.01.2018
Краудсорсинг в действии! Так бы и назвали, не стесняясь.
Уважаемые авторы, зачем Вам школьники, когда со студентами-то не всё получается?
И уточните, пожалуйста, в чём суть образовательных результатов в общем образовании в РФ.
Александр
21.01.2018
Дело в том, что в общеобразовательной школе нет профессионального образования и предпринимательской деятельности, а есть творческая проектная деятельность, которую ввели в 1993 году в новый предмет «Технология» (читайте источник — http://booksee.org/book/526443). Кстати, в этой программе уже была введена тема «Робототехника»! (см. стр.6 раздел «Электрорадиотехнология»)
Вот это программа! Но она ещё до сих пор полностью не реализована.
И что же Вы только что проснулись (через 24 года)?
Всё новое — это хорошо забытое старое!
P. S. «Грамотные» у вас наставники и обучающиеся (см. фото выше к п. 3 данной статьи-интервью) и с «правильной» технологической проектной культурой — халаты на распашку, рукава не застёгнуты, защитные очки есть, но не надеты! Чему там ещё могут научить?
Инна Гайнанова
22.01.2018
«халаты на распашку, рукава не застёгнуты, защитные очки есть, но не надеты! » — очевидно, что это фотосессия. хотя так не правильно конечно
Александр Евгеньевич
22.01.2018
Правила разработки «Умных сетей» определены в Европе через «Платформу европейских умных сетей электроснабжения» (Smart Grid European Technology Platform).[ https://www.etip-snet.eu/ ] В Соединённых Штатах Америки они описаны в usctc 42 152 IX § 17381. Тут абсолютно нечего исследовать и изобретать! Китай это мгновенно освоил с 2000 года!
Уровень постановки проблематики характеризует само название «Лифт в Будущее» Лифт — устройство перемещения в пространстве, а не во времени! Вы понимаете, что означает сфантазированное понятие «Месторождение талантов» — я не понимаю!!! Эвристическое мышление в проектном формате тра-та-та-тра-та в котором явно выражена предпринимательская составляющая тра-та-та-тра-тата…и подобная лобуда…
Занимательная робототехника
25.01.2018
Вторая часть http://edurobots.ru/2018/01/proekt-shkoly-nti/
Иван
10.06.2018
И тут сплошной бред… Откуда эти люди?