Какой должна быть новая информатика? Одна из тем олимпиады для педагогов — робототехника
В Москве в формате хакатона проходит второй этап олимпиады для учителей информатики. Одна из тем — робототехника. Задача — создать прототип робототехнического устройства по заданным параметрам. Татьяна Волкова делится впечатлениями и описывает задания.
Новый учитель новой информатики
Олимпиада началась в конце декабря прошлого года. Ее слоган — «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка». Олимпиада проводится в два этапа. Первый этап — заочный. Второй этап — очный, проводится в три тура: «Программирование», «Робототехника» и «Сценарий урока по информатике в Московской электронной школе».
Татьяна Волкова, специалист образовательных программ в российском представительстве Samsung, посетила тур по робототехнике:
Здесь четыре задания: лабиринт, перевозка груза, умный дом, и творческая номинация. Задания меня приятно удивили. Они интересные, я бы не отказалась порешать их сама. В каждом задании множество усложняющих вариаций, дающих дополнительные баллы. Платформу, на которой выполнять задание, выбирает сам учитель. По факту из участников большинство выбрали Lego Mindstorms, трое выбрали Arduino и двое — VEX. Программируют весь день, с 10 до 19!
Если честно, меня изначально немного удивила тема с робототехникой на олимпиаде, ведь мы привыкли, что робототехника — инженерная дисциплина. Но когда я увидела задания конкурса, все встало на свои места: задачи здесь абсолютно из области алгоритмики, то есть это действительно информатика на все 100%. Это очень разумно, очень правильно и классно. В духе подхода STEM, где учебный робот-машинка есть лишь средство и мотивация для изучения законов физики, математики, информатики, а вовсе не самоцель.
Это все к вопросу о роли образовательной робототехники. Если рассматривать ее как раздел информатики (и не путать с промышленной робототехникой, к примеру), то все становится нормально! — считает Татьяна Волкова.
Победители интеллектуального марафона станут экспертами в Московском центре технологической модернизации образования. Будет разыгран и специальный приз олимпиады – победитель отправится на экскурсию в Кремниевую долину.
Школы, которые оказались в первой десятке по числу педагогов-лауреатов олимпиады, получат оборудование для робототехнических классов.
Задания по робототехнике
Татьяна Волкова описывает задания олимпиады.
Первое задание было: лабиринт. У робота должен быть некоторый клавиатурный блок, где задаешь последовательность, к примеру, влево-вправо-вперед-назад. После этого робот должен выполнить эту последовательность в лабиринте (там клеточки).
Второе задание: робот-погрузчик. Есть поле, на нем пронумерованные позиции, на некоторых стоят бочки. Задача робота — перевезти бочку из позиции, например, 5 в позицию 8. Как робот получает задание: в начале поля он проезжает по штрих-коду. Этот штрих-код в двоичном виде кодирует исходную и целевую позицию бочки.
Третье задание: умный дом. Должна быть модель раздвижной двери с двумя датчиками, как у турникета. Там нужно запрограммировать алгоритм кодового замка: дверь открывается после набора правильного кода; есть ограничение на число паролей; есть «админский пароль», а ещё для админа есть возможность перевести систему в режим ожидания нового кода. Кроме того, система должна считать проходящих/уходящих и выключать свет, если в здании никого нет.
Четвертое задание: творческая категория. Здесь нужно сделать прототип «умного светофора», отслеживающего поток машин. Условие задания было достаточно гибким и предполагало вариации.
Фото: Татьяна Волкова.
Игорь Воронин
25.03.2018
Замкнутый круг. Учителя используют датский конструктор, в подарок дарят тот же конструктор. А когда удивленно вопрошают — а почему такое засилье моно продукта, где здоровая конкуренция? Отвечают — так другого же нет..
И как в ситкомах хихикают наверное при этом, отвернувшись от экрана.
Андрей
26.03.2018
Использовали не только «датский», внимательно читайте! И не факт, что всё оборудование, которое будут дарить школам будет только «датским».
Алексей
25.03.2018
Всё это замечательно, вопрос, вот в регионе, в сельской школе, откуда «Лего» взять. «Ардуино» и его аналоги, еще куда не шло… А всё это опять цифровой разрыв…
Александр Стариков
25.03.2018
в советское время не было ни Ардуино, ни Лего…. а робототехника развивалась, только называлась по другому
Всё от желания зависит, а не от нытья: — Откуда взять
Татьяна Волкова
26.03.2018
Алексей, олимпиада была для московских учителей информатики. В Москве школы почти все оснащены соответствующими наборами. Про разрыв центра и регионов полностью согласна, только это тема не одной статьи и даже не тема педагогики/образования — проблема гораздо шире и острее.
Александр Евгеньевич
03.04.2018
У меня лежит подаренный набор под пайку и программирование для подготовки финских школьников на конвейер НОКИЯ стоимостью 10 долларов 17 летней давности. В Москве предостаточно великолепно программирующих преподавателей информатики, полно «основ робототехники», даже физико-технический ниверститут есть с 100 академиками, а Нокии НЕТ! Достали гиперактивные умники с «новой информатикой» Вам никаких денег не хватит. А еще очень любят слово «Будущее». «ученые будущего» — это что за существа?
Раис Каримов
25.03.2018
Давно пора разработать для детей модульные устройства с голосовым программированием. Возможности для этого есть. К сожалению, Arduino прошлый век, работать может из простейшей программы или с пульта.
Николай Колегов
25.03.2018
Ну да автокад там не запускается :D
Андрей
26.03.2018
Зачем голосовое программирование? Чтобы совсем думать перестали?
Владимир Фаршатов
26.03.2018
Ардуино много чего может. Конечный неблокирующий автомат вам в руки и та же Мега2560 способна на очень многое .. особенно если программировать без применения «ардуино библиотек».. :)
Александр Евгеньевич
03.04.2018
Целевое изучение алгоритмов и программирования настолько же эффективней широкополосного изучения все и вся, как 200 грамм взрывчатки под опору моста по сравнению с бомбардировкой с воздуха того же моста. Разные страты общества — разные программные продукты. Общего — мизер! Бессмысленно насильно переводить бабушку через улицу, если ей туда не нужно. Нет единой «Информатики», и новой также единой НЕТ!