Ярослав Кузьминов (ВШЭ) и Ольга Васильева (Минпросвещения) о роботах и учителях
На днях вышли сразу два интервью с людьми, во многом определяющими российское образование, — министром просвещения Ольгой Васильевой и ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым. Наше внимание обратили их высказывания о роботах и замене роботами учителей.
Ольга Васильева в интервью Интерфаксу:
«Когда мне рассказывают про робототехнику, я отвечаю, что весь мир знает, что только 2% специальностей будет заменено непосредственно роботами, все остальные специальности останутся человеческими.
Цифровизация все-таки склоняется больше к услугам. У вас есть компьютер для работы и игр, электронный журнал, электронный дневник. Но если посмотреть зарубежный опыт, то увидим, что там где «цифра», там обязательно есть определенные ограничения для каждого возраста при работе с гаджетами на протяжении школьного дня. И это все изучается и должно изучаться.»
Ярослав Кузьминов в интервью Учительской газете:
«В основе цифрового учебника — искусственный интеллект, самообучающийся робот, который будет тестировать тебя и давать тебе задания. Ты будешь отвечать, и в зависимости от того, как быстро ты отвечаешь, он будет предлагать тебе новое задание. Идет у тебя плохо освоение какого-то раздела алгебры, робот это понимает и подгружает тебя дополнительными заданиями, чтобы ты закрепил материал, или заданиями с визуализацией, чтобы ты понял алгебру в своей «образной» системе восприятия. Если ты очень быстро все решаешь, он тебе более сложный круг задач предлагает, чем другим учащимся в классе …
Никакой замены учителя быть не может. Мы заменяем учебник, а не учителя. Идея, что нечто заменит учителя, — это фэнтези, а не научная фантастика. Любой робот заменяет только рутинные действия. А интеллектуальные, творческие действия все равно остаются человеку. Проблема сегодняшней школы в том, что у учителя не хватает времени, чтобы проделать все необходимые рутинные действия. А контроль и оценка — это рутинное действие. Увидеть, что Петя не справился, — это рутинное действие. Вот это рутинное действие и замещается роботом. Точно так же, как робот замещает рутинные действия диспетчера такси или медсестры, которая приносит по часам больному лекарства. Речь идет не о революции роботов, которые станут умнее нас и нас заместят. Речь идет об электронных помощниках, которые позволят нам делать больше. В данном случае позволят больше делать учителям. Учитель все равно останется.»
Источники: Минпросвещения, Учительская газета.
Игорь Воронин
29.06.2018
Хотя министр понимает необходимость выполнять стандарты — но принятие перечня новых учебников по стандартам — у них там совсем не в приоритете. Не скрываясь так и признается — делят бюджеты..
А вы все живите и учите своих детей по старым учебникам..
Александр
30.06.2018
Проблема сегодняшней школы в том, что у учителя не хватает… зарплаты для жизни
Игорь Воронин
01.07.2018
110 тыс руб в мес по Москве и 80 тыс руб в мес по Московской области — Вам не хватает?
Такие уровни зарплат называют сейчас перед сентябрьскими выборами кандидаты Собянин и Воробьев
Александр
01.07.2018
А 18 тыс.руб в Хабаровске? Как вам так?
Николай Колегов
01.07.2018
Мы не в Москве живем, нет у нас таких зарплат, 30 да, для особо трудолюбивых. 80 просто не позволят получать, по моему планка в 36 тысяч установлена.
Андрей
02.07.2018
Какой ограниченный взгляд на жизнь в России!
Ирина
05.07.2018
Если бы у меня была бы зарплата 80 т.р….. Московская область. высшая квалиф. категория, курсы, места учеников в конкурсах и олимпиадах, 1,5 ставки + загруженность сверхнормы в три раза больше часов внеурочки (столько действий сверх уроков требует система) . Ах да, еще нагрузка ОГЭ, ЕГЭ и т.д.и т.п. Вдруг теперь и за это заплатят по 200 рублей с чем-то за час исходя из загрузки в 4-5 часов, наверное. А экзамен занимает с 8 до 15 часов = 7 часов+предварительные инструктажи, учебы, вебинары….. Загруженность не для тех у кого детки малые растут. Вот и держимся мы, пенсионеры. а молодежи мало, чего им за 20-30-40 тыс работать круглосуточно? Нет того. про что сказки рассказываете….или Воробьев….
Александр Евгеньевич
01.07.2018
По моему, они оба некомпетентны: С одной стороны в Иннополисе прошла всероссийская олимпиада с номинациями по экономии продуктов питания (две из 14), с другой стороны в известной мне школе 50% рабочего времени директриссы уходит на выполнение приказа Департамента Образования — следить, чтобы все несъеденное школьниками выбрасывалось на помойку (а это и 50% в в среднем). В школе, где я учился в 60-х годах (другая теперь страна) НИЧЕГО не выбрасывается потому, что с первого класса условием бесплатных обедов является обязанность самому положить себе на тарелку ровно столько, сколько намерен съесть. Именно поэтому по готовности к роботизации эта страна на 5-м месте в мире, а Россия с мыслителями Кузьминовым и Васильевой — на 15-м после Турции и Объединенных Арабских Эмиратов — немного ниже среднего. А Кузьминов и Васильева глаголят и глаголят! И еще будут глаголить!
Николай Колегов
01.07.2018
Ага экономили бабки, экономили на электроэнергии, выключателями щелкали, потом бах всем ОДН 250 рублей каждый месяц стали начислять, экономьте дальше.
В принципе не важно сколько объедков оставит после себя ученик, важно как поступит столовая с отходами, пойдут ли отходы на корм свиньям. Важно также как работает служба утилизации.
Щелкунчики с недоедателями же просто экономят на своем времени и здоровье, при этом их потуги никак положительно не сказываются на эффективности производства и утилизации.
Александр Евгеньевич
01.07.2018
«не важно сколько объедков оставит после себя ученик» — это фундаментальная грубейшая ошибка. Люди должны учиться оценивать свои возможности и отвечать за принятые решения. Я рассказываю про БЕСПЛАТНЫЕ для всех школьников обеды (в Москве — платные). В Москве родители платят за обеды, а школьники отправляют половину в ведро. Директор выполняет функцию контролера вместо организации учебного процесса. Массово растят разгильдяев, которым по фигу чужой и свой труд!
Николай Колегов
02.07.2018
Не имеет смысла экономить, когда твои деньги разбазариваются на чемпионаты мира, олимпиады, крымские мосты, чьи то замки в Италиях и пр. А тебе говорят, будешь до 65 лет работать, это ведь для твоего блага. Че нормально сэкономили на народе.
В этом аспекте обед в ведре — пшик, свинина и курятина будут вкусней. С тем же успехом и я могу выкинуть буханку в ведро, потому, что я заработал и сам её испек. Это мой труд, как хочу, так распоряжаюсь.
Наша задача, чтобы ученики хорошо учились, были приспособлены к труду и самое главное могли продать свои навыки подороже, так чтобы не было нужды экономить еду.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
Милостивый Николай! В той стране, про которую пишу, на пенсию мужчины выходят в 67, женщины в 63 сейчас. Но обеды в школе за счет государства\муниципалитета, тогда как в Москве родители платят (в ведро). А отношение к еде — это мерило отношения к труду! Выбрасывают еду недалекие и ущербные (тупые) люди (в среднем). Устал повторять, что эта страна на 5-м месте в мире по готовности к роботизации и собирает 1200 роботов на фестиваль (якобы больше всех в мире) при 1,5 миллиона населения. При том, что Россия на 15 месте — спросите Гагарину! Зачем Вам лично нужно, чтобы Россия была на 15 месте после Турции? Ну, Васильева с Кузьминовым «не въезжают», не понимают, а Вам-то зачем?
.
Николай Колегов
02.07.2018
Нет не мерило, это индикатор тех, кто прошел через войну или голод. Когда человек оказывается отрезанным от пищевых ресурсов и не может их добыть. У меня дед блокаду прошел, так что я эту особенность знаю. Сам обучен готовить.
Поэтому надо быть приспособленным в любой ситуации обеспечить себя едой и всем необходимым.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
Вам полезно перечитать или пересмотреть «Хождение по мукам» эпизод разговора Телегина (или Рощина) в поезде на оккупированной Украине с немцем — офицером о еде. У немцев, кстати, Kuka есть — вторые в мире… а мы- 15-е… МЕРИЛО!!!
Николай Колегов
02.07.2018
Не беспокойте, «куку» мы уже собирали, в разных вариациях. При соответствующих навыках получается достаточно экономично и масштабируемо))) Пускай у немцев будет Kuka, зато у нас есть Promobot и Maestro, да в общем своих немцев в городе хватает. Было бы лучше, если бы электротехам и прочим мотористам не пришлось думать о еде в перестройку. Не стоит ожидать от младшего поколения желания работать и учиться, если подставили старшее.
У немцев кстати тоже не все так гладко, восточным не меньше нашего досталось и они в определенной степени отстают от западных.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
Судя по «Куке», Вы в Тольятти. В городе, где учился, мэр вместе с руководителем департамента образования устраивает внезапные дегустации школьных обедов — вдвоем тихо подъезжают к внезапно выбранной школе и лично обедают и комментируют в прессе что они выбрали, например, морковный салат с орехами… В Москве же при централизованном меню отдельные блюда (выпечка) совершенны, рассольник не густ, но адекватен, котлеты с наполнителем, но хорошо выпечены, но выбора нет и опять таки….. картофельный с селедкой как бестселлер на помойное ведро… Естественно, внезапных дегустаций нет.
А про Куку — она сливается с китайским гигантом бытовой техники под бытовые роботы — рынок будет немецко-китайским!
Оказывается, нужно было бытовуху производить, а не в Турцию загорать ездить…
Николай Колегов
03.07.2018
Да какие Тольяти, Пермь. Куки, тобишь манипуляторы мы в школе собираем.
Александр Евгеньевич
04.07.2018
Вероятно, под «куками» Вы подразумеваете u-Arm – так в моем факультативе развернуто производство печатного исполнения на 30 мм осевом подшипнике без люфта. Дамскому руководству школы это по-барабану — ничего, кроме убытков времени и вычурных комплектующих. А я подготовил именно производство с платами электроники… Причины те же – дирекция должна резонировать с любой блажью департамента, и выкручивать руки своим педагогам. Защита одна – квадрат расстояния, как у атомщиков! Не обращать на них внимания!
Николай Колегов
05.07.2018
Так собрать конвеер из нескольких манипуляторов u-Arm, штук этак 10. И попросить повторить тоже на основе конструкторов Lego, ну а после оценить затраты на комплектуху, сборку и отладку. Скорей всего просто не хватит деталей на сборку.
С дамским коллективом вопрос решается достаточно просто, нарезать/напечатать презентов, после этого вопрос зачем все это нужно отпадает сам собой.
В принципе с департаментом не надо бороться, им поставлен указ готовить учащихся к инжинерно-техническим специальностям. Если не подготовят, с них и спросят.
Александр Евгеньевич
01.07.2018
«не важно сколько объедков оставит после себя ученик» — не только ученик, но и любой человек не должен оставлять объедков. Класть на тарелку ровно столько, сколько съест. Оспаривать тут нечего! В Москве родители платят за обеды — это дурь утилизировать отходы свиньям. Или выбрасывать половину! Директорам, что делать нечего, как следить за ликвидацией несъеденного как в Макдональдсе!
Александр Евгеньевич
02.07.2018
Вот тут Воронин пишет про 110 тр зарплаты учителей в Москве — реалистично, что директор получает 250-300. И половину этого за то, что «бдит» выполнить распоряжение ДО уничтожить все котлеты, что школьники выбросили в ведро — ну, не дурь ли это! Какие тут роботы!
Николай Колегов
02.07.2018
Котлеты, как раз таки нужно в ведро, их из остатков от предыдущего дня готовят. Сегодня голубцы простые-завтра голубцы- ленивые, фууу. Вы к инфекционисту попасть хотите с такой едой? Лечение дороже встанет.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
У меня нет данных, что в Москве используют некачественные продукты (в котлетах действительно кроме мяса есть наполнитель но не токсичный), но безальтернативный картофельный салат с вкраплением селедки практически каждый школьник несет сразу в ведро, тогда, как в моей бывшей школе три обязательных салата на выбор. И три гарнира на выбор. С первого класса сами себе накладывают. Учителя помучались — школьники привыкли. Появилась возможность использовать продукты подороже. И роботов стало БОЛЬШЕ. Без Васильевой и Кузьмина.
Николай Колегов
02.07.2018
Зачем заставлять всех есть салат с селедкой, во первых скоропортящийся продукт, во вторых на любителя.
В котлетах нет мяса, в основном суповые обрезки, хлеб и объедки от предыдущего дня. Бывает «мясная» котлета начинает пахнуть рыбой, значит вчера была рыба. Если сравнить меню, то можно отследить из чего готовят котлетки. Хочется мяса, бери куском или филе.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
В Москве объедки от предыдущего дня исключены — все остатки под страхом смерти в конце дня ликвидируются — уничтожаются. Проблема в фиксированности порции и невозможности выбрать одну из трех подлив или один из трех гарниров или салатов. Васильева с Кузьминым этого никак не понимают и понимать не хотят! Понимать не хотят, а роботов хотят зачем-то.
Евгений
01.07.2018
Некомпетентность Васильевой растет из того бреда, когда говорят что робототехника это будущее. Когда очевидно что это настоящее. Причем с 60+ летней историей.
Возьмем самую роботизированную экономику — Ю. Корею, численность населения 50млн человек, это примерно в 3 раза меньше чем РФ. Во всех отраслях, кроме атомной и ракетостроения (то что побоялись развалить в наследии СССР) — они давно переросли нас как качественно, так и количественно.
Так что дело не в том, какие профессии исчезнут. Вопрос в том, кто что может.
Вот сейчас в РФ куча производств, в который даже если появится современное оборудование — некому на нем работать.
И это… Станции юных техников в СССР — чем там занимались? Строили самолетики, караблики, ракеты. Что все стали авиаконструкторами? Смысл был — на интересной для детей теме воспитывать инженеров для всех отраслей экономики.
Александр Евгеньевич
02.07.2018
Сейчас произошла информационная революция — получить сведения о DIY по всему миру легче и на круг дешевле, чем мучаться ездить в кванториум киселя хлебать. Полезней несоизмеримо сделать с единомышленниками себе CNC на балкон, нежели пресмыкаться перед десятком теток, мнящих себя «организаторами — менеджерами» «будущего». «научно-технического, инновационного». Техническая часть кванториумов обречена, как и «школьные технопарки»
Николай Колегов
03.07.2018
Только вы теткам про DIY не говорите, а то они решат сэкономить эффективному сотруднику на зарплате, оборудовании и материалах.
CNC требует обслуживания, ремни- моторы- бп, это деньги. Сотрудник тоже требует обслуживания, отдыха на курортах.
Александр Евгеньевич
03.07.2018
От школы субсидий на аппаратуру практически не получал ничего. На зарплату педагога не разживешься. Зарабатывал полставкой инженера и пенсия. И расходники и комплектующие — все на свои. Зато без волокиты и семь (семьдесят семь) раз продумаешь, лишнего не возьмешь. 94-й закон о тендерах — это бред какой-то! Какой-то идиот решает за тебя, с чем тебе работать! Тендер, шишкин лес! «Конкуренция’c»…
Николай Колегов
05.07.2018
Да это понятно, что с бумажками морока, нет не 99990 рублей, а чтобы было 100000. Но опять же если покупаешь за свой счет, то следует отбить затраты. Те же осциллоскопы и паяльные станции не две копейки стоят.
Александр Евгеньевич
05.07.2018
На самом деле нагромождение оборудования только вредит. У меня личный осц — Hunter 5200A USB 200 Mhz — его выше крыши одного. Под станцию нужна вытяжка — не нужно ее — один хороший (это трудоемкое дело) паяльник со средствами очистки жала и защитой от перегрева и фильтром воздуха из активировнного угля — за глаза. Все это электронщик имеет всегда и может принести в класс на занятия. Школьник (80%) вообще трудно понимает, недогрет паяльник, или перегрет! И не будут понимать — чувствовать! Вообще паять в классе — это огромная ответственность и должна быть сведена к минимуму. Ответственность заТБ перекладываю на родителей — обеспечивают пайку дома — беру на себя что и как, а канифоль пусть вдыхают они немного — лучше поймут.
Придурки, которые закупают (по блату) на 7 миллионов и делают Евроремонт вызывают у меня глубочайшее презрение — это сродни игре в карты на бумажные фанты-рубли несуществующие!
А честно сказать, только с зарплатой преподавателя будешь всегда зависеть от тараканов в голове Департамента Образования. Пенсионер имеет больше возможностей.
Николай Колегов
06.07.2018
Ну паять не только паяльником можно, особенно если это касается мелких элементов, перегрев в данном случае чреват выходом из строя радиокомпонентов.
Главное правило при работе с паяльником никогда не браться за жало, это не шариковая ручка))))
Не паять совсем, ну это в стиле ардуино, деревня Пучки, ещё и наровит развалиться весь этот шараш-монтаж в любую секунду. Хочется чтобы было красиво и технологично, с разводочкой на плату.
А лександр евгеньеаич
06.07.2018
у меня есть доступ к ряду профильных предприятий — клянчить оборудование которое невозможно загрузить это дурь. Две станции с феном под поверхностный не загружены. Не загружены они и у вас это точно иначе у вас была бы гора продукции а этого точно нет и не получится со школьниками.
Николай Колегов
06.07.2018
Конечно не загружены, если задача одна. Ровно как с шуруповертом, если саморез один, то ладно можно и молотком забить, а если саморезов сто.
Александр Евгеньеаич
08.07.2018
К чему шуруповерт не уразумел ну никак. А вот с Лего знаю как начально готовить специалистов под западные стенды испытания двигателей подобных пермским. Вам паяльных станций хватит. Для «легкоплавких компанентоа» желаю успехая!
Александр Евгеньевич
03.07.2018
А они и так все себе ДАВНО нарисовали, только тренд-то мировой DIY — это не я придумал! Им кажется, что к простаивающему дорогому оборудованию можно холопов нагнать! За то время, что строили кванториумы, мировое комьюнити повысило надежность, снизило цену, и повысило степень унификации во многие разы. Продвинутые объединились в «маленькие клубы по интересам» 3-4 (от школьника до пенсионера) сейчас соберут себе по принтеру и CNC — секрет состоит в том, что они ЗНАЮТ, что будут на них делать!