Тренд образования. Как открыть кружок робототехники в школе

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Руководитель направления Фоксфорд.Робототехника Артем Боровой рассказал, как открыть кружок в школе, почему робототехника популярна и как она поможет детям выбрать профессию.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

В какой момент, на ваш взгляд, робототехника начала интересовать детей и появились такие кружки?

Образовательная робототехника в России берет свое начало из советских кружков юного инженера, которые были практически в каждом доме или дворце пионеров. После развала Союза, к сожалению, большая часть этой системы была утеряна, и робототехнические кружки стали возрождаться только в начале 2000–х годов, когда появились готовые наборы для занятий робототехникой. В первую очередь, конечно, это наборы от компании LEGO Education.

Сейчас государство перестраивается на программу «Цифровая экономика», что повлияет на тренды в образовании на ближайшие 10 лет. Важное место в реализации этой программы занимает цифровизация образования. Это необходимо, чтобы дети уже в школе соприкасались с технологиями и во взрослой жизни легче в них ориентировались.

Что робототехника дает ребенку?

Робототехника — метапредметная дисциплина, которая сочетает физику, математику, технологию и информатику. Поэтому она так популярна и интересна школьникам и учителям. В целом видно, что кружки по робототехнике переживают бум (согласно исследованию Национальной ассоциации участников рынка робототехники, число кружков робототехники растет на 25% ежегодно). В рамках государственной программы «Цифровая экономика» Министерство просвещения планирует включить робототехнику в школьную программу, и уже сейчас в некоторых школах робототехника внедряется в уроки технологии.

Кроме того, Сколково и Агентство стратегических инициатив подготовили «Атлас новых профессий» — прогноз, какие профессии появятся в ближайшие 15–20 лет. Большинство из них так или иначе связаны с технологиями. Профессии изменяются программно и аппаратно. Уже сейчас сборочные линии на производствах почти целиком состоят из роботов, и эта «роботизация» будет распространяться на другие отрасли. Базу знаний для такой работы нужно готовить уже сейчас.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

Робототехника скорее подойдет детям с математическим складом ума?

Нельзя делить людей на «гуманитариев» и «технарей». Если мы даже возьмемся так мыслить, то мы не сможем отнести робототехнику только к одному типу. Если рассматривать робототехнику широко, то мы найдем много применений в разных областях. Кроме создания различных роботизированных устройств это и создание нейросетей, и настройка искусственного интеллекта. Например, предиктивный ввод слов на телефоне: когда вы набираете сообщение, смартфон подсказывает вам слова. Такая разработка связана и с технологиями, и с лингвистикой. Все это робототехника.

В школах к инновациям относятся с опасением. Как вам удается убедить учителей, что робототехника нужна школьникам?

Сколь консервативными бы ни были учителя, они не могут отрицать технологический прогресс. Процесс автоматизации идет уже давно, начиная от станков на заводе и заканчивая мобильными телефонами. Робототехника помогает адаптироваться к цифровой среде, больше узнать о технологиях и попробовать себя в профессиях будущего уже в школе.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

Технологии уже сейчас помогают и учителям. Например, возьмём электронные дневники. Как это происходит? Программа выстраивает «дерево знаний», затем она отслеживает прогресс в зависимости от успехов ученика. Система понимает, какие темы школьной программы школьник знает хуже. После этого учитель смотрит на результат и выстраивает план работы с ребенком.

В прошлом году вы начали помогать учителям открывать кружки по робототехнике. Как появилась такая идея?

Прошлым летом мы провели курс повышения квалификации, где рассказали, как учить детей схемотехнике и робототехнике. На курсе прошли обучение более 500 учителей со всей России. После мы предложили им открыть в своей школе кружок робототехники.

Мы понимаем, что, с одной стороны, система технического творчества детей в плачевном состоянии: всего 5% детей занимаются в научно-технических кружках, согласно мониторингу дополнительного образования Высшей школы экономики. С другой стороны, сейчас в рамках реализации программы «Цифровая экономика» востребованность таких программ станет возрастать и процент будет увеличиваться. Кроме того, мы видим, что спрос со стороны родителей начинает смещаться с «классических» спортивных и художественных секций, поэтому в последние несколько лет расширяют присутствие имеющиеся и появляются новые сети робототехнических секций.

Как строится программа обучения?

Наша базовая программа рассчитана на 2 года. В первый год даются основные знания: дети знакомятся с электроникой, схемотехникой, занимаются сборкой простых роботов и программированием микроконтроллеров. На второй год школьники начинают проектировать «умных» роботов, после чего могут выбрать два направления: развиваться в соревновательной робототехнике или, условно, в сторону устройств «умного дома». Далее в кружке выстраивается более индивидуальная программа обучения, с которой мы также готовы помочь.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

Со скольки лет детям лучше заниматься робототехникой?

Мы рекомендуем с 5-го класса. Это оптимальный возраст: уже есть определенные знания по математике, проще понимать связи с физикой и другими дисциплинами, да и дети уже более «приучены» к учебе. Но в наших кружках занимались и ребята начиная с 3 класса.

Как проходят занятия?

Обычно занятие в кружке строится по классической фронтальной схеме: сначала преподаватель объясняет теорию, после чего в группах дети занимаются практикой. В нашем случае мы предлагаем формат «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают дома теорию на онлайн-вебинаре с нашим преподавателем-методистом, закрепляя полученные знания с помощью интерактивных заданий, а в классе с учителем-тьютором занимаются практикой.

Наш подход основан не на сборке уже готовых роботов, а на изучении метапредметных навыков и последовательного перехода от схемотехники к конструированию простых роботов, от логических микросхем — к программированию микроконтроллеров. Это помогает детям легче понимать и устранять ошибки в созданных моделях на последующих этапах обучения.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

Как быть со знанием физики? Вы говорили, что робототехника — метапредметная дисциплина.

Все необходимые знания даются на уроке. Например, преподаватель в игровой форме объясняет параллельное соединение резисторов, оперируя понятными аналогиями с водой и кранами. Благодаря таким знаниям ученикам легче освоить дальнейшую школьную программу.

Если учитель решил открыть кружок по робототехнике в своей школе, что он должен сделать? Как решается вопрос с финансированием?

Чаще всего схема открытия кружка устроена так: школа закупает наборы, учитель проходит курс повышения квалификации или тренинг по работе с этими наборами от производителя или какого-либо учебного центра. После преподаватель проектирует программу и план занятий. В первые год-два обычно корректируется программа.

Или учитель может обратиться к нам. Мы помогаем открыть кружок «под ключ» по нашей проверенной методике: предоставляем полный набор методических материалов (рабочую программу, технологические карты уроков, которые подробно объясняют, что и как должен делать учитель на занятии, презентации и дидактические материалы), добавляем онлайн-компоненту на нашей платформе для школьников и преподавателей, высылаем набор необходимого оборудования и материалов. Мы не предлагаем готовые конструкторы, наши наборы состоят из электронных компонентов, макетных плат, микроконтроллеров и датчиков — школа может самостоятельно докупить все необходимое. После открытия кружка мы помогаем собрать группы учеников.

Тренд образования. Как открыть кружок по робототехнике в школе

За прошедший учебный год мы запустили в пилотном формате кружки в школах и центрах допобразования в нескольких регионах: Москва, Московская область, Новосибирск, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Архангельская область.

Школа может запустить кружок в формате платных услуг или на бесплатной основе. В первом случае кружок поможет наполнить школьный внебюджетный фонд. При стоимости посещения для школьников от 2500 до 3500 рублей в месяц он окупится за 6–8 месяцев и дальше начнет приносить прибыль. Во втором случае школы обычно тратят целевые или спонсорские средства для запуска секции робототехники.

Share Button

Один комментарий к статье “Тренд образования. Как открыть кружок робототехники в школе”

  1. Александр Стариков

    28.08.2018

    интересный фельетон :)

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2018 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх