Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

На востоке Московской области впервые прошел экологический фестиваль Живая Шатура. Он состоялся в городском парке — здесь дети испытывали самодельных водных роботов. Игорь Воронин узнал у организатора мастер-классов Александра Будан, как детские роботы связаны с проблемами экологии, кому детское техническое творчество подходит, и что оно развивает.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Экология — это не только раздельный сбор мусора и  устранение последствий загрязнений, но и работа с причинами и системное решение проблем. Для этого на пруду, распугивая карпов и лягушек, собрались юные робототехники.  Они провели пробные запуски роботов-Водоходов, которые организовал клуб робототехников УМКИ-БОЧ1. Мы поговорили с руководителем клуба Александром Буданом.

Игорь Воронин: Скажите, почему ваши роботы так забавно называются — Водоход?

Александр Будан: Понимаете, в нашей стране такие давние традиции, что забываются. Известный русский изобретатель Кулибин придумал необычный способ движения для судов по реке еще до войны с Наполеоном. Тогда единственным способом движения против течения были бурлаки. Кулибин назвал свою идею Водоходом, но она, к сожалению, не получила реализации, а первый пароход, как мы знаем, поплыл по американской реке Мисисипи.

Сейчас мы  пытаемся воспитать в подрастающем поколении такую творческую техническую жилку, чтобы в будущем не плестись в хвосте цивилизации.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Ну и как? Есть к этому интерес у детей?

Смотрите, как они лихо управляют своим поделками на водной глади. И это не только «дай порулить». Ребята в желтых футболках, которых мы называем «Джедаи»,  сами сделали плавающие средства и теперь помогают желающим разобраться,  насколько просто и по силам любому школьнику самостоятельно сделать домашнего робота.

Здесь не только мальчики?

Конечно, мы стараемся бороться с предубеждением, что техническое творчество — удел только парней. Это совсем не так. Например, программный код чаще получается более наглядным, хорошо структурированным и без ошибок у девушек. Для этого им нужно дать соответствующие навыки, так называемые Soft Skills — мягкие навыки. Мальчишки же, как правило, свои идеи выражают более креативно, но часто им не хватает внимания и усидчивости, чтобы довести задуманное до конца.  Поэтому в команде, которая трудится над новыми проектами, должен быть здоровый баланс между мальчиками и девочками, тогда успех обеспечен.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Чтобы формировать такую линию, мы разработали уникальную педагогическую методику, по ней в нашем клубе ребята объединяются в группы и занимаются и техническим творчеством, и развитием физической культуры.

И много уже в клубе участников? Где вы занимаетесь?

Сейчас мы расположены на территории энерготехникума ШЭТ. Не сказать, что очень много родителей в Шатуре отправляют детей к нам на занятия детей. У нас две группы разных возрастов. Хотя мы начали в прошлом году, уже есть некоторые результаты. Ребята выезжали на соревнования по робототехнике в Иннополис (Татарстан), Москву и Воронеж.

Робототехника — это элита технического творчества, а элиты не может быть много по определению. Но мы никому не отказываем, занимаемся с каждым, кто приходит к нам на занятия.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Занятия платные или бесплатные?

Нельзя изучать робототехнику без роботов, а детали к роботам, контроллеры, моторы приходится покупать. Наши Водоходы собраны из подручного материала — пластиковых бутылок, банок из-под селедки и так далее. Мы учим ребят решать сложные задачи, используя подручный материал. Мы акцентируем внимание на экологических проблемах, чтобы не разбрасывать мусор, а пускать его во вторичную переработку. Конечно, если бы к нам пришел какой-нибудь политик или олигарх и сказал: «Я избираюсь в губернаторы. Что вам нужно для увеличения охвата детей дополнительным образованием?», мы могли бы сделать занятия бесплатными. Но такие мечты вряд ли реализуется, и финансировать закупку комплектующих и проведение занятий приходится самым главным более всех заинтересованными инвесторам — родителям.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

В школах распространяете свои наработки?

Все сильно зависит от руководства администрации в школе. Некоторые школы с удовольствием пользуются нашими решениями по образовательной робототехнике, как, например, Пятая, или в Осаново-Дубовое. Другие спрашивают, но дальше разговоров дело, к сожалению, не идет. Интерес к этому есть, он огромный. Посмотрите, подошла группа девочек, позанимались с роботами и говорят: «Ой, как у вас тут интересно, а у нас во второй школе делали кружок, но там было не интересно, и мы перестали ходить».  Так что, если родители смогут договорится со школьной администрацией о включении в расписание занятий по робототехнике, причем не для галочки, а по-настоящему, то дело сдвинется с мертвой точки.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Я вижу детей из коррекционной школы, с ослабленным зрением.

Да, в том и преимущество образовательной робототехники, что у нее низкий порог входа. Начать заниматься может любой, поскольку это интересно и увлекает. И у нас для этого есть инклюзивные программы. А дальше все зависит от самого ребенка. Попробует себя, начнет конструировать и программировать новые полезные изделия, а дальше сам решит, стоит ли ему совершенствоваться в этом направлении или развиваться в другую сторону.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

Ну, хорошо. Робот из пластиковых бутылок гоняет по глади пруда, а какая в этом может быть конкретная польза?

Если мы отбросим то,  что ребята сами изготовили и запрограммировали, что уже немаловажно, то дальше такой робот-Водоход модернизируется в исследователя. Ребята придумали к нему прикрепить эхолот и кормушку. Здесь проходят тестовые испытания, мы видим на какой глубине и какое количество рыб проплывает. Я думаю, это очень востребованный девайс для рыбаков. И сделан он  своими руками из того, что есть.

Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале

В дальнейшем, если главный эколог Шатурского района или руководство Шатурской электростанции закажет мониторинг и исследование озер, то, я думаю, ребята с этой задачей справятся на раз-два, и тогда появится дополнительная возможность приобрести оборудование для развития робототехники экологического направления.

Жить нам всем вместе в одной среде, она должна быть комфортной, чтобы жить долго и счастливо.

Share Button

2 комментария к статье “Из пластиковых бутылок и банок из-под селедки. Роботы Водоходы на экологическом фестивале”

  1. Игорь Воронин

    24.08.2018

    И вот еще видеоролик, как проходило само мероприятие https://youtu.be/k6e2nLkXtRE

    Ответить на этот комментарий
    • Андрей

      30.08.2018

      Забавное видео.. А диалоги какие! Хоть на цитаты разбирай: «Дураки учатся!», «3-4 команды, а дальше робот начинает сам творить» и т.п. Что за чушь?

      Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2018 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх