Как сделать технологическое образование школьников и студентов качественнее?

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Алексей Чертков, лидер трека «Автономные транспортные системы» Олимпиады НТИ и бизнес-сообщества Кружкового движения НТИ, рассказал, как улучшить технологическое образование школьников и студентов.

Алексей Чертков: Как сделать технологическое образование школьников и студентов качественнее

Алексей Чертков

В современном быстроменяющемся мире к высшему техническому образованию подчас предъявляются практически невозможные требования. Оно должно:

  • готовить молодых инженеров топового уровня;
  • готовых приступать к работе сразу после выпуска из вуза;
  • делать это быстро;
  • реагировать на динамически меняющиеся запросы индустрии.

Очевидно, что удовлетворить такой запрос невозможно. Настолько невозможно, что до сих пор известно всего несколько успешных примеров. Это возможно только в прорывных российских вузах, и о системном изменении говорить не приходится. Большинство инженерных вузов России до сих пор борется с косностью профессорско-преподавательского состава, застрявшего в технологическом укладе прошлого века.

Мы не знаем, как решить всю проблему современного высшего технического образования, но можем предложить решение в одном из аспектов – в скорости.

Обучение школьников работе с беспилотниками

Последние четыре года внутри Дорожной карты «Кружковое движение» НТИ разрабатываются образовательные методики для подготовки инженеров будущего. На текущий момент компаниями Дорожной карты «Кружковое движение» разработано четыре полноценных образовательных курса, которые одинаково полезны как для школьников, так и для студентов:

  1. Компьютерное зрение в беспилотном автомобиле.
  2. Программирование наноспутников.
  3. Нейротехнологии и бионика.
  4. Программирование коптеров и БПЛА.

Все это – практические курсы по современным профессиям, которые появлялись на свет методом декомпозиции реальных задач индустрии. Они слишком просты для полноценной подготовки специалиста, но уже дают сильно больший объем знаний и умений, чем необходимы просто интересующемуся школьнику.

Мы провели анализ существующих программ бакалавриата по данным направлениям и обнаружили два интереснейших нюанса. Во-первых, программы первого года (именно по профилю, не математический анализ) носят чисто ознакомительный характер, вводят в проблематику. Во-вторых, даже многие программы второго года не содержат никакой информации, которая была бы недоступна для понимания в 9 классе.

Таким образом, вполне логичным видится вариант решения проблемы быстрого обучения, при котором вся вводная в специальность часть будет отдана в 10-11 класс школ и профильных лицеев при вузах. Она может включать планомерное погружение в специальность, знакомство с программно-аппаратным инструментарием, обучение принципиальным подходам к решению задач отрасли на конкретных примерах.

Например, практические задачи беспилотного автомобиля – детектирование светофоров, пешеходов, дорожных знаков, езду по своей полосе дороги и поведение на дороге – вполне можно решать на приближенных к реальности робототехнических полигонах даже в 8 классе. Алгоритмы те же самые, что и у «взрослого» беспилотника, только инструментарий попроще. Такой подход имеет массу преимуществ:

  • Данное образование в школе хорошо организовано с точки зрения вовлечения. Все задачи практические, все результаты ощутимы, есть возможности участвовать в десятке соревнований. Учащийся получает возможность по-настоящему «загореться» делом.
  • Одновременно он получает максимально качественную и честную профориентацию. Если тема окажется «не его», есть уйма времени передумать.
  • В вуз поступает еще не готовый специалист, но уже увлеченный последователь, у которого есть главное – сильная мотивация к учебе и работе.
  • Вузу остается только «доработать напильником» и не мешать студенту получать знания.
Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2019 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх