«Мы не играем, а создаем проекты». Как запустить успешный кружок робототехники, имея один набор LEGO

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Учитель информатики средней школы из села Быково Алтайского края рассказал «Занимательной робототехнике», как он организовал кружок робототехники всего с одним набором LEGO и написал книгу, которая стала лучшим методическим пособием 2018 года для средней школы.

Андрей Шеин, учитель по робототехнике

Андрей Шейн в 2012 году закончил Алтайскую государственную педагогическую академию в городе Барнауле, вернулся в свой район и начал работать в сельской школе учителем математики.

— Во время летних каникул ребята 5 класса в школьной библиотеке нашли небольшую коробку, в которой был конструктор LEGO WeDo, — рассказывает Андрей. — Подошли ко мне за помощью, мы сделали несколько моделей по инструкции, «оживили» их, подключив к компьютеру. Начали собирать на переменах, после уроков. Как-то раз учительница начальных классов увидела наши «занятия» и предложила мне вести кружок по робототехнике в 1 классе.

Он заинтересовался, что можно сделать из такого малого количества деталей — всего один набор. Потом узнал, что такие наборы дали каждой сельской школе и поставил своей целью поделиться опытом в работе с конструктором. Он уверен, что многие учителя не знают, что можно сделать из одного набора много интересных моделей.

«Это стало для нас вызовом»

Так началась история сельского робототехнического кружка. В работе Андрею помогают Елена Пузырная, руководитель ассоциации «Образовательная робототехника в Алтайском крае», и жена Валентина. Она редактирует текст, помогает формулировать мысли и излагать материал так, чтобы было понятно всем.

— В связи с внедрением ФГОС каждой сельской школе передали интерактивную доску и конструктор LEGO WeDo (один набор). За ведение кружка оплата в соответствии с часами. Также в те годы было дополнительное стимулирование педагогов (участие в конкурсах позволяло заработать баллы).

Андрей Шеин. Робототехника в школе на основе LEGO WeDo

С тем набором LEGO WeDo кружок, по словам Андрея, прошел «огонь и воду»: от сборки первой модели до написания книги.

— Развивалось, в большей степени, мое понимание обучения посредством конструктора LEGO WeDo, — поясняет он. — Увеличивалось число созданных моделей и их сложность. Со временем все модели обрели свои 3D-модели. Затем уже появились задания к урокам. Новые наборы LEGO WeDo 2.0 появились у нас совсем недавно.

Учитель признается, что основная трудность в его работе заключается в наличии только одного образовательного набора.

— Но в какой-то момент я понял, что это оказалось для нас огромным плюсом, так как все проекты были сделаны из деталей одного набора. С инженерной точки зрения, это стало вызовом для нас. Решение задач, реализация моделей (в колесных конструкциях — передача крутящего момента от двигателя к колесам, в шагающих роботах — преобразование крутящего момента в поступательное движение ног робота) побудило поиску теории в учебных пособиях. Начинал работу с отдельных картинок из книги «Tora no Maki» автора Йошихито Исогава. Затем понял, что в основе конструирования лежит наука – механика, продолжил изучение теории механики. Так появилась основная идея в обучении.

«Лучшая методическая разработка»

Сейчас в его кружке занимаются 5 ребят из 6 класса. Сам Андрей работает в Центре детского творчества при Шипуновской школе. В прошлом году наборов LEGO в кружке стало больше. По результатам конкурса Национальной премии «Лучший учитель 2018» LEGO Education в номинации «Лучшая методическая разработка для основной школы», компания LEGO Education передала Андрею во временное пользование 6 наборов LEGO Wedo 2.0.

В 2018 году учитель узнал о конкурсе от компании LEGO Education и решил принять участие. По результатам конкурса стал Лауреатом Национальной премии «Лучший учитель 2018» в номинации «Лучшая методическая разработка для основной школы».

— Считаю, что главной особенностью книги является ее применимость (все модели в книге из одного набора) и сложность, (в практикуме основной акцент сделал на сборке по фото). Своего рода головоломка, решив которую ученик сделает свой проект (в большинстве книг — пошаговые инструкции).

Автор отмечает, что в книге есть единый план по теме и сборке модели и необычный подход — использование LEGO для понимания основ механики. Особенностью своего труда он называет объединение в книге конструирования, теории механизмов, машиностроения, моделирования, программирования и исследования средствами математического анализа.

—  Участвуя в конкурсах и конференциях, я представлял учителям отдельные проекты, — рассказывает Андрей. — После выступления на одном из семинаров меня попросили сделать сборник, собрав все модели вместе. Так появился сборник инструкций, который я сам напечатал на цветном принтере. Презентуя опыт, появлялось все больше и больше желающих получить мои наработки. Так появилась цель – поиск возможности опубликоваться. Популярные издательства отказывали один за другим…

По совету Елены Пузырной автор сделал из сборника инструкций для учителя — практикум заданий для ученика. Пришлось очень много перебрать и прочитать книг для того чтобы найти нужные. В сельской библиотеке практически не было книг по механике, поэтому искал литературу в сети интернет. Первоначально информацию искал в Википедии, затем оттуда переходил на книги, являющиеся первоисточниками.

Победители конкурса LEGO Education Лучший учитель 2018

— Эта литература оказалась для меня интересной и увлекательной. Некоторая информация появилась совсем недавно и ее можно найти только на персональных сайтах современных изобретателей. К сожалению, не смог найти книгу, которая бы сочетала в себе материал по теории механизмов «с начала времен» до наших дней. Большинство книг, в которых описана механика — это книги по физике с очень сложными, длинными формулами и описанием. Считаю, что актуально даже сейчас рассматривать сложную теорию математики с помощью прикладной механики как в свое время делал Пафнутий Львович Чебышев. Захотелось рассказать простым языком о сложном, чтобы каждый мог окунуться в удивительный мир механики. Инвесторов для публикации искать не стал, вложил свои собственные деньги, так как верил в себя и свой труд.

«Ставьте достижимую цель»

Успехов в робототехнике достиг не только сам Андрей, но и его подопечные. Ученики кружкового объединения активно участвуют в конкурсах проводимых: Ассоциацией «Образовательная робототехника в Алтайском крае», Гимназией «Планета Детства», Рубцовск Алтайского края и других.

— С новыми наборами мы только начали работать, но на сегодняшний день уже поучаствовали в IX региональной олимпиаде по робототехнике и заняли 2 место, — делится успехами учитель. — Надеюсь, достигнем таких же вершин, как и с LEGO WeDo. Ученики смогут реализовать много новых моделей, и можно будет написать новую книгу.

Андрей Шеин. Робототехника в школе на основе LEGO WeDo

Главным в работе Андрей Шейн называет серьезный подход («если занимаемся с набором LEGO WeDo, то не просто играем, а создаем проекты») и правильную постановку достижимой цели («даже при неудачах нужно перед собой ставить следующую достижимую цель»). Очень важно полное погружение в создаваемый проект.

— На поиск конструкторского решения при создании моделей уходило от 5 минут и до 2 месяцев, — рассказывает учитель. — Для меня не было первоначальной целью победить в конкурсе или написать книгу, я просто шел от одного этапа к другому, переходил от одной цели к другой, так и достигал новых вершин. Верьте в себя, в своих учеников и в свои оригинальные модели. Удачи в реализации идей, терпения и успехов!

Если вас заинтересовала книга

По вопросам приобретения книги можно написать непосредственно автору.

Некоторые представленные в книге проекты: Управляемая машина из LEGO WeDo, Машина на пружинах из LEGO WeDo, Собака «Тузик» из LEGO WeDo.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2019 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх