«Это просто хайп». Николай Пак рассказал о популярном допобразовании и проблемах в этой сфере

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

«Занимательная робототехника» побеседовала с основателем сети «Лига роботов» Николаем Паком о современном дополнительном образовании школьников, проблемах в этой сфере и о том, зачем ради допобразования нужно менять общественно-политическую систему в стране.

«Это просто хайп». Николай Пак рассказал о популярном допобразовании и проблемах в этой сфере

— Матвей Соболев: Какие особенности современного дополнительного образования вы можете отметить?

— Николай Пак: Современное допобразование имеет диалектичную модель (как и всё в нашем мире) — т.е. совмещает в себе одновременно противоречивые явления.

С одной стороны, допобразование становится настолько популярным, что пытается заменить школу в каких-то аспектах, обогатить свою программу более широким и глубоким подходом к познанию, и где-то это даже частично удаётся.

С другой стороны — допобразование всё больше и больше стремится, почуяв некий хайп, в этой мэйнстрим-струе поскорей обогатиться (уже в плохом понимании слова) и начинает заниматься профанацией — излишне лезть во всё более и более молодые года. Мой ученик пошутил как-то, видя современные тенденции: «Николай, похоже скоро будут открываться курсы по внутриутробной робототехнике (ментальной арифметике — подставить нужное). У родителей нет инструментов, как проверить на шарлатанство те или иные допсекции, да их и не может быть. Вследствие чего нередко допобразование начинает немного (а где-то и много) привирать про будущее ребенка, как в их секции хорошо учат и прочее. Вполне понятное движение, где бизнес стоит над сутью.

— Чего не хватает кружкам дополнительного образования?

— Безусловно, системности и широты кругозора. Из того хаоса, где родитель предоставлен сам себе и непонятно что делать, кто-то должен простроить «берега» и «дорожную карту». Кто-то может возразить — мол, «рынок» образования всё сам решит. Свобода родителя выбирать допобразование всё само решит, но нет — не решит. Без системы и внятных ступенек познания, без прочного скелета — невозможно выстроить фундамент человека. А тем кружкам, которые уже выросли и превратились в большие федеральные истории (фактически параллельные школы допобразования), не хватает взаимодействия с общим образованием, поскольку у людей снизу накопилась большая статистическая база изъянов образования общего, которые понятно, как закрывать. Попытки «снизу-вверх» выстроить обратную связь есть, а «сверху-вниз» пока нет.

— Какие дети посещают допобразование? Какие у них общие особенности? Цели?

— Сейчас уже почти любые дети посещают допобразование — в том или ином виде (от кружков по рисованию/пению/пианино до кют/сют/ддт и пр). Цель, как и всегда — развитие ребёнка. Хотя есть особенности — если раньше допобразование больше воспринималось как дополнительное развитие, от которого, в случае чего (кризиса, неудобства, не сильного желания ребёнка и прочее) можно всегда с легкостью отказаться — то сейчас родители порой «заставляют» ребёнка ходить даже тогда, когда ребёнок встречается с необходимостью не только получать удовольствие в кружке, но и, например, знания.

— Допобразование сейчас — это помощь школе подготовить хорошего ученика или помощь ребенку найти цель в жизни? Может, это что-то другое?

— Допобразование сейчас — это не некий единый процесс, систематический (а хорошо, чтобы было именно так). Это рой индивидуалистов, каждый из которых преследует свою собственную цель. Кто-то обманывает (ментальная арифметика, профанация в робототехнике — тут много чего можно добавить). Кто-то занимается больше развлечением. Кто-то пытается дать ребятам знания искренне, но в силу экономических реальностей не всегда удаётся залатать в реальном мире дыры своей модели, ведь не все учителя и методологи — талантливые предприниматели. Кто-то пытается выйти на больший уровень — как раз скоординировать усилия многих «игроков» в допобразовании в угоду более системного и правильного с точки зрения образования ребёнка подхода. Но, безусловно, все стараются и «барахтаются» на своих задачах весьма искренне. Однако, сейчас допобразование — это не панацея и не помощь, это просто реакция на современное падающее в пропасть образование, как промежуточный этап — временное «залатывание» дыр. Но корабль тонет и допобразование пока что не в силах это исправить. Цель в жизни обрести допобразование тоже помочь не в силах. Я могу серьезно покритиковать профориентационные площадки.

— Как допобразование дополняет основное?

— Где-то объясняет на лучших примерах, в более интерактивном и интересном формате те же самые законы природы, «зажигает» вирус познания. Ведь основная проблема школ — не недостаток квалифицированных специалистов, хотя это тоже данность. Основная проблема — что дети абсолютно не замотивированы и не «зажжены» предметом, а их зажечь, порой, помогает допобразование. Но до настоящего дополнения всем допсекциям, на наш взгляд, еще далеко.

— Чего ребенок не получит никогда от общего образования, если не будет ходить в допсекцию? Почему ребенку нужно посещать кружки?

— Критика общего образования — это отдельный большой вопрос. Корнем «зла» на наш взгляд является итоговый спрос с учеников. Если для ответа на итоговый опрос с учеников достаточно, как крокодилу, даже не образоваться, даже не обучиться, даже не натренироваться, а просто отдрессироваться (причём в сжатый временной промежуток), а всё остальное время заниматься чем угодно — это вряд ли можно назвать даже тренировкой. Куда уже до обучения, куда уже до образования. Допобразование нет необходимости посещать. Можно заняться самообразованием (на самом деле самым эффективным ресурсом познания), или домашним обучением, или просто из жизни черпать свои знания, из книжек. Но это очень сложно (ввиду разных причин — занятости родителей, недостатка волевых качеств на самообразование, непонимания что читать и как фильтровать и прочее), и изредка некоторые секции дают на это ответы, те, которые не считают свою секцию единственно правильной и не попадают в ловушку самовосхваления. Те секции, которые пытаются обогатить ребёнка максимально всем, чем могут, чтобы они пошли и жили дальше уже более подготовленными и «сильными».

Внутриутробная робототехника

— Какие направления допобразования сейчас наиболее популярны? Почему сложилась такая ситуация?

— Безусловно, технической и научной направленности — робототехника, ментальная арифметика (которая чувствует, на мой взгляд, спад интереса), программирование. Сложилась по понятным причинам — мир неизбежно усложняется, появляются новые интерфейсы, новое оборудование, новые девайсы — всякие нейрошлемы, коптеры, 3D-принтеры, RFID-метки и прочее. Родители, чувствуя, что уже не поспевают (это абсолютно нормально — на самом деле, без лицемерия — никто не успевает) за технологиями, хотят, чтобы их дети жили в этих условиях как рыба в воде.

Есть другое объяснение, не отрицающее первого. Сильна еще модель образования фундаментального познания, которая применялась в СССР. Техническая и точнонаучная направленность приводила к положительным мыслительным процессам. Сейчас, с появлением, особенно, робототехники, это можно воплотить сразу в одном месте, поскольку робототехника — это интегральная, междисциплинарная наука, объединяющая минимум 7 дисциплин: математика, физика, программирование, электроника, мехатроника, инженерное проектирование, теория управления-кибернетика. В СССР было лучшее образование в мире на планете Земля. Кто хочет поспорить со мной — вперёд в чат в Telegam.

Третий аргумент — просто хайп. Сами того не осознавая, родители и дети идут на трендовые секции. Но робототехника из некого хайпа уже превращается, наконец-то, в нормальную рабочую историю. Потому что те, кто действительно работает в отрасли — понимают, что хайп больше вредит, чем помогает.

— В допобразовании предложение рождает спрос или наоборот? Что может развернуть ситуацию на обратную?

— В некотором роде, да — предложение, которого до этого момента не было, и никто о нём не слышал, родило большой спрос (например, робототехника). Чтобы, как это в канонах экономики рассказывают, всё выровнялась и стало на рельсы «спрос рождает предложение», нужно:

  • чтобы стабилизировался хайп (что уже происходит);
  • допобразование приобрело некую системность (зачатки имеются);
  • родители более серьёзно начали относится к образованию детей (по последним нашим исследованиям, допобразование, например, по робототехнике стоит на 3-4 приоритете у родителей после школы, спорта, другого допобразования).

Но ведь основное образование неизбежно катится в пропасть, не заметить этого не возможно. А где-то ведь надо «дообучать» детей? И это не вопрос разряда пусть ребёнок поразвивается, поразвлекается в секции, которых пруд-пруди. Это вопрос уже, в принципе, образования.

— Как удается выжить бесплатным кружкам? За счет чего? Правильно ли, что за некоторые дополнительные занятия ученики не платят?

— К сожалению, экономическая и политическая система в данный момент в РФ — капитализм, а это значит, что на системном уровне бесплатные кружки обречены на вымирание. Сейчас их либо содержит кто-то (меценат, школа, вуз, дотации от государства). Дотационная модель. Хотя такие дотационные модели могут быть и весьма крупными. Вроде Кванториумов, которые тоже обречены на неработоспособность. Либо это держится, как правило, на «сумасшедших» Личностях с большой буквы, которые в свое свободное время, в ущерб себе  обучают ребятишек авиамоделированию, судомоделированию, решению олимпиадных задач по физике математике и пр. Честь, почет и хвала — но это тоже не системно, не масштабно и, к сожалению, обречено рано или поздно на закрытие.

В текущий момент единственное системное построение башни допобразования — это бизнес-модель, где всё должно быть рано или поздно выверено, проанализировано и интегрировано в эффективную систему.

Но так было не всегда. И если спрашивать лично меня (как владельца, создателя, идеолога и лидера самой большой федеральной сети допобразования в сфере робототехники), я бы, конечно, вернулся в старый формат клубов юных техников, систему конструкторских бюро и прочее — на бесплатной основе. Хотя мне это и не выгодно. Но для этого надо перестраивать всю политическую модель общества, и это уже совсем другая история.

Share Button

Один комментарий к статье “«Это просто хайп». Николай Пак рассказал о популярном допобразовании и проблемах в этой сфере”

  1. Евгения

    16.05.2019

    полностью поддерживаю! Несистемность и хайп — это сейчас. Сильно надеюсь, что это все схлынет в ближайшее время. правда. непонятно, что останется в сухом остатке

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2019 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх