Робот Пинотино — человеческая история

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Проект занял первое место на «Шоу роботов» (в категории Advance) на национальном этапе международных соревнований RoboCup Russia Open-2019. «Занимательная робототехника» поговорила с капитаном и тренером команды.

Робот Пинотино — человеческая история

Робот Пинотино

Участники команды NonStop, которая представила на RoboCup в Томске робота Пинотино, учатся в физико-математическом лицее № 239 г. Санкт-Петербурга. Эти школьники — не новички. В прошлом году они заняли второе место на международном этапе Robocup в Монреале, а также съездили в Дубай на Robocup Asia Pacific. Это выступление в категории OnStage RoboCup для них третье. На этот раз они участвовали в более сильной категории Advance (опытные). В категории Novice (новички) по правилам RobpCup на международном этапе можно участвовать только два раза, а после этого переходить в лигу Advance.

Капитан команды Григорий Выдревич рассказал, что заинтересовался категорией OnStage потому, что это интересная для него категория, до этого никто ее не представлял из лицея №239, где он учится.

— Я заинтересовался, потому что это выступление на сцене, что-то похожее на творческий проект одновременно с актерской игрой, но при этом важна вся техническая часть. Я решил поучаствовать, мне понравилось, участвую уже второй год. В прошлом году было первое место с проектом Колобок, прошли в Монреаль, а в этом году участвуем уже в высшей лиге OnStage и прошли в Австралию. Проект Колобок в Монреале занял второе место (в лиге Novice). Новый проект мы готовили 3 месяца. Самый усиленный период был последние три недели (перед самими соревнованиями мы собрались и решили выложиться по полной). Мы участвовали в конференции для тренировки, чтобы посмотреть наши возможности. Это всегда напряженная работа, т.к. категория абстрактная и нужно работать над технологиями и не углубляться в формальности, т.е. стараться показать четко, аккуратно и технологично. В этом году мы решили подойти с технической части. После опыта в Канаде. Они сказали нам, что хотят увидеть больше сильных технологий. Мы задумались, как мы можем сделать что-то интересное. Сначала мы думали о возможности использования летательных аппаратов, но в дальнейшем оказалось, что дроны запретили. Мы перешли на операционную систему ROS. Роман показал ее возможности в создании нейронных сетей и распознавании цифр с помощью камеры, а я работаю над изучением возможностей ROS, ее различных инструментов для развития.

Команда NonStop и робот Пинотино

Григорий рассказывает, что Роман Княжицкий в основном работал на ноутбуке, использовал Python, а потом перегружал обученную программу на планшет, который подключали к камере и телу робота.

Участники команды постарались разобраться во всем максимально сами. Роман ходил на курсы по машинному обучению и полностью написал нейронную сеть сам. Он разбирался, искал различные решения, это занимало много времени. От своих тренеров участники старались просить только некоторые комментарии и делать проект самостоятельно. Весь проект сделан, по словам Гриши, руками лицеистов.

— Возможно, что-то плохо. Возможно, что-то даже очень плохо. Но мы старались сделать все самостоятельно, поэтому проект получился максимально живым. Поскольку учителя явно опытнее, чем мы, мы не можем догадаться полностью какие технологии использовать, мы советовались в тяжелых ситуациях, когда точно не могли сделать выбор и не могли разобраться с этой проблемой. Основная роль учителей – это нахождение различных инструментов и помощь в нахождении технологий, но, безусловно, обучение в нашем проекте – очень важная часть (как в самом представлении, так и в создании проекта).

Тренер команды Наталья Тен поясняет, что Пинотино задумывался изначально как робот-трансформер.

— В ходе представления Пинотино (поскольку в сказке папа Карло сделал его из бревна) изначально не видно. В процессе представления он раскладывается, появляется как робот. Эту задумку о роботах-трансформерах, которые появляются из ниоткуда, резко делают нашу жизнь лучше и начинают обучаться, мы хотели привнести в наш проект — это и есть основная идея. Мало того, что Пинтино – трансформер, так он еще и учится, еще и врет. Такая человеческая история.

Капитан команды объяснил, как происходило появление робота на сцене:

— Робот Пинотино увеличивается в размерах в три раза. Руслан Абдуллин создал чертеж (а мысленно в голове даже модель). Потом построил модель Пинотино, которую мы закрыли нашей декорацией. Казалось, что это какой-то странный объект, находящийся на сцене. А затем во время представления он раскладывается несколько раз и визуально непонятно, откуда он появился. Т.е. сначала была странная коробка, а потом это уже настоящий робот с руками, головой, носом и т.д.

Второе место заняла команда, представившая робота-флейтистку ELSA.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2019 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх