Не только LEGO. «Есть проекты, ориентированные на будущее». Как изменились проекты творческой категории ВРО в 2019 году

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

В минувшие выходные в Иннополисе завершилась Всероссийская робототехническая олимпиада. В творческой категории WRO отменили ограничение на использование конкретного контроллера. Проекты могли быть сделаны из любых материалов.

Темой World Robot Olympiad сезона 2019 года стали умные города. В этом году творческие проекты были представлены в 4-ех категориях:

  • младшая категория олимпиады WRO (6-12 лет),
  • средняя категория олимпиады WRO (13-15 лет),
  • старшая категория олимпиады WRO (16-19 лет),
  • проекты ИРС олимпиады Innopolis Open.

Проекты оценивали 4 группы судей во главе со старшим судьей.  Участников, которые вышли в финал, дополнительно оценивали еще 4 судьи.

Умная антикварная лавка

Главный судья творческой категории Лидия Кобцева обратила внимание на то, что в этом году организаторы Всемирного этапа WRO отменили ограничение на использование конкретного контроллера. В прошлом году обязательным условием было использование контроллера LEGO. Она отметила, что российские команды использовали различные контроллеры: Arduino, Raspberry Pi, ESP32, платы на основе других микроконтроллеров, LEGO Mindsroms EV3. Встречались даже раритетные контроллеры LEGO RCX. Были представлены проекты, в которых детали LEGO полностью отсутствуют.

— Еще до олимпиады у меня и экспертов были ожидания, что же предложат ребята по теме «Умные города». Сама тема настолько широкая, что организаторы всемирной олимпиады ее сузили и выделили некоторые аспекты, которые непривычны нам в сочетании с темой «Умные города». Это «Умное образование» в первую очередь. Все тренеры, которые подступились к этой проблеме имели затруднения с тем, чтобы представить умные технологии в образовании с логичным оправданным применением роботов. «Умное управление» с одной стороны понятная тема – умные дома, поселки, парки, дороги, с другой — такая тематика выделила проекты, где ребята демонстрировали технологии. Эти команды демонстрировали интересные алгоритмы, электронные устройства, которые перспективны с точки зрения Big Data. Третий аспект, который выделили организаторы WRO – «Умное рабочее место». У нас на олимпиаде есть проекты всех трех аспектов.

Лидия Кобцева пояснила, что сложные цифровые технологии, которые ребята показывают в своих проектах, оправданы. Она отметила и то, что возрастает и уровень дизайна проектов. По ее мнению, в творческом конкурсе важно видеть лучшие стороны команд-соперниц. В этом году оформление было очень продуманным, поэтому некоторые судьи даже хотели ввести отдельный приз за дизайн.

По словам судьи, на соревнованиях были и сильные команды, ориентированные на будущее, и крепкие середнячки, которые демонстрировали уже существующие технологии и то, что они хорошо понимают, как эти технологии работают. Отдельно Лидия выделила несколько проектов, которые ей больше всего понравились.

— Есть идеи, воплощенные в проектах, которые дают взгляд в будущее. В моделях это может быть фантастический вариант, но он перспективен за счет того, что ребята продумывают решение с точки зрения экономичности, перемещения. Среди таких мне понравились проекты на тему экомониторинга. Одно из таких решений — мобильная экометеостанция. Есть варианты проектов, когда ребята предлагают реализовать сеть с помощью маячков на общественном транспорте. Эта сеть может быть разбросана по городу. Этот проект отличается высокой культурой изготовления — очень компактный формат спутника. Это больше инженерный проект, но он интересен тем, что его было бы здорово протестировать на практике.

Творческие проекты ВРО 2019

copters-monitoring

Нестандартные проекты в младшей категории «Умное рабочее место микробиолога». Они очень хорошо понимают риски профессии, выделили этапы, где человеку лучше не участвовать. Они продемонстрировали свою погруженность в тему. Они задумываются, где можно применять робототехнику и насколько это логично. Команда очень воодушевлена своей темой.

Интересный проект умной школы. Эта тема часто встречается. В школе, несмотря на то, что есть расписание, трудно понять, кто где находится. Проект подразумевает, что RFID-метки есть у каждого кабинета, учитель входит в кабинет и сразу идентифицируется в расписании. Он назначает предмет, который он ведет. Если есть замены, то это сразу отмечается в расписании на первом этаже. Мне кажется, что эти подходы выросли из конкретных проблем ребят.

smart-shkola

Есть категория проектов «атмосферных». Ребята не стали брать конкретный набор перечисленных тем, которые есть в регламенте. Они подумали, что есть в городской среде, что можно еще преобразовать. «Умная антикварная лавка» сделан на отечественном контроллере, проект с юмором.

По мнению Лидии и ее коллег, важно, чтобы в проекте была ведущая роль детей. При этом важно правильно выявить роль и включенность детей в работу во время беседы на презентации.

— У команд есть стресс-минуты, когда судьи пришли к ним на интервью, а датчики отказывают. Уровень самостоятельности ребят можно оценивать по тому, как они справляются с ситуацией. Если они делали сами, то проблему могут ликвидировать сами. Или сказать судьям, как они могут решить проблему и сколько времени на это потребуется. Задача эксперта разговорить ребят и во время беседы увести ребят от заготовленных фраз, когда они могут в живом общении поделиться тем, какая у них была роль в проекте. В технический день мы наблюдаем, кто занимается установкой стенда — дети или тренер.

Судья Александр Ворон убежден, что уровень проектов, представленных на соревнованиях, с каждым годом растет.

— Команды делают работу над ошибками, понимают саму концепцию, не только механизм, проводят серьезную работу. Тренера стали читать правила, критерии оценки проектов, узнали, что там есть большой модуль по оценке. Все критерии поделены на категории. Есть категории «Проект», «Программирование», «Конструирование», «Командная работа». Обычно на категорию «Проект» уделялось мало времени, все концентрировались на «Программирование», «Конструирование». Сейчас стало больше сбалансированных проектов, где видна работа детей над разработкой идеи. Прежде, чем ее реализовывать они стали задумываться, зачем ее реализовывать, почему это не было реализовано ранее.

Он отметил, что проектов с использованием компьютерного зрения на ВРО очень много, но их количество не сильно изменилось по сравнению с прошлым годом. Он выделил несколько проектов, которые его заинтересовали:

— Проект для детей с особенностями. Ребята сделали тележку, на которую натянули кожух. Они связались с центром по реабилитации этих детей, общались там с врачами, как эти дети реагируют на разные звуки, запахи. Сделали несколько игр с этим роботом.

Реабилитация робототехника

В средней категории мне понравились несколько проектов. Понравился проект из Санкт-Петербурга «Рабочее место антиквара» ( робот, который проигрывает музыку на граммофоне). Интересный проект «Умный рюкзак для школьников». Довольно тяжелый зонт раскрывается как крыша у автомобилей Porsche. Интересные идеи встречаются, не просто стандартные реализации движения роботов по линии в разных интерпретациях.

Умный рюкзак

Виктория Кефир, судья другого известного соревнования по робототехнике RoboCup, рассказала, что ее удивляет уровень сложности проектов младшей творческой категории ВРО:

— Младшая категория на сегодняшний день в творческих проектах не уступает старшей, а иногда и превосходит. У меня в этом смысле вопрос: это дети делают или нет? Если дети, то это гонка. Они лишаются детства, когда изучают серьезные технологии, которые показывают здесь. Меня поразил проект большого умного дома, где Raspberry Pi на каждом этаже.

satelit

perm-project

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2020 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх