Анатолий Шперх: «Нельзя замыкаться в собственном красивом замке»

Share Button

Анатолий Шперх, руководитель Школы инженерного мышления в Лаборатории непрерывного математического образования (Санкт-Петербург), принял участие в оценивании заявок конкурса лидеров команд разработчиков Олимпиады Кружкового движения НТИ.Junior и делится впечатлениями.

Анатолий Шперх, руководитель Школы инженерного мышления в Лаборатории непрерывного математического образования (Санкт-Петербург)

Олимпиада Кружкового движения НТИ.Junior — это командная инженерная олимпиада по 5 сферам (Технологии для человека, Технологии для среды обитания, Технологии для космоса, Технологии для виртуального мира, Технологии для мира роботов) для школьников 5 — 7 классов, где они будут решать инженерно-технологические задачи и создавать образ будущего.

#1 Заявок откровенно мало

Заявок откровенно мало. На мой взгляд, Олимпиада НТИ — одно из самых интересных (и лучших) событий в области технологического образования у нас за последние годы. Я, признаться, готов был к тому, что на меня, как на эксперта, свалится сейчас водопад заявок, одна другой сильнее.

Так вот — нет. Я справился с ними за один вечер. Для сравнения, разбор только части заявок на iTeacher занял у меня почти неделю.

Возможно, и тут мне прислали только часть заявок, возможно, другие эксперты имели иной опыт и могут рассказать другие истории. Но ситуация, когда в номинации оказывается лишь одна заявка не лезет ни в какие ворота. Я понимаю, что дело это новое, непростое и, зачастую подпорченное репутационно пустословием, которое мы так часто слышим с трибун, но что мешает сообществу наполнить эти, вполне себе годные мехи хорошим, правильным вином? Не понимаю. Прежде всего это камень в сторону НТИ. Нельзя замыкаться в собственном красивом замке. Нужно привлекать людей. Стимулировать. Искать. У нас, на самом деле очень мощные люди в технологическом сообществе. Почему их здесь нет? Не пришли? А почему не пришли?

#2 Расслоение в рядах подающих заявки

Очень чувствуется расслоение в рядах подающих заявки. Есть четкие лидеры, понимающие правила игры, умеющие писать заявки так, что ни у кого сомнений не остается, что именно они и должны победить. Да, я имею в виду одну компанию, которой, вообще говоря, восхищаюсь и радуюсь успехам (кто читает мою ленту, может угадать ее название, рекламы не будет). Но это — неправильно. Если мы хотим найти новые идеи, новых людей, новые формы — надо учить людей, особенно из глубинки. Спойлер — похоже, школы наставников и прочие активности НТИ работают слабо — заявки людей, украсивших свои резюме логотипами этих школ не отличались принципиально от заявок людей «с улицы». намного более значимым оказывается опыт работы в организации, в которой создана правильная организационная культура и есть понимание предлагаемого формата. Как сказано в п. 1, таких организаций крайне мало. Обиднее всего, когда из трех перечисленных мной условий в организации есть только два, и в результате заявка не попадает «в десятку.

#3 Партия борща и напильника проигрывает вчистую

Партия борща и напильника проигрывает вчистую. Так как сам я скорее принадлежу к этой партии, нежели к партии визионеров, мне горько и больно это признавать. Друзья, то, что вы делаете свои проекты по ЕСКД — прекрасно. Но это не является достаточным условием для того, чтобы проект ваш был столь же прекрасен. ЕСКД (как и напильник, и навыки работы на токарном станке) — лишь инструмент. давайте будем смотреть вперед и думать, для чего мы этот инструмент применяем. Ребенку нужен полет, ему нужна цель и мечта. Если основной целью проекта становится «понимание понятий «контрогайка, редуктор, передаточное число, прочность»», мне грустно от такого проекта. При всем моем уважении.

#4 Безумно не хватает новых идей

Безумно не хватает новых идей. Честно говоря, тошно уже от учителей, хватающихся за классическую схему «сначала порешайте задачки на дистанте, а потом лучших пригласим на финал что-нибудь сделать». При этом совершенно непонятно, какие задачки решать, как они связаны (и связаны ли) с тем, что дети будут делать руками. Такое ощущение, что авторы привыкли собирать всё из готовых деталей типа лего. Вот задачки, вот ардуино, перемешай и размести в нужном порядке — и новое содержание олимпиады у тебя в кармане. Нет. Это так не работает. Поэтому безумно приятно было видеть задания, которые делаются в Minecraft, в Kerbal Space Program (мое открытие этого конкурса), в Varwin (еще одно открытие). Здорово было видеть миксы, в которых активности перемешивались, появлялась непредсказуемость и интрига. То, что нужно.

#5 Главная боль и нож в сердце — школы

Главная боль и нож в сердце — школы. Заявки, которые написаны школьными учителями — ниже плинтуса, уж извините. Вы можете долго говорить о том, что технологическое образование — это удел дополнительного образования, что кружки — это не школа и вообще школа должна умереть.

Но без школьных учителей у нас не получится ничего. В школе ребенок проводит большую часть времени, школы сегодня (по крайней мере в столицах) имеют такое оборудование, что многим центрам ОДОД и не снилось. Но, похоже, что мы просто махнули рукой на марьванн и на ГБОУ СОШ, оставив их барахтаться в собственном соку.

Если мы не будем учить школьных учителей, если мы не расскажем им, какие активности возможны в формате Олимпиады НТИ (и не только), кто пришлет детей на Олимпиаду? Кто будет готовить к Олимпиаде? Не забываем, что именно эти люди имеют самый богатый опыт работы с детьми и понимание возрастных особенностей. Пока же их не слышно.
В общем, за державу обидно.

***

В завершение — я просто в восторге от двух заявок. Обе написаны сотрудниками организаций, у которых богатый опыт создания различных активностей. Не могу раскрывать детали, но от них веет профессионализмом и уверенностью. Не знаю, выиграют ли они, но мне бы очень хотелось.
Потому что выигрывать должны профессионалы.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх