Изучить программирование и особенности настройки подводных роботов. Отзыв о курсах в Иннополисе

Share Button

В Иннополисе завершился обучающий курс «Зимняя школа по подводной робототехнике для наставников». Тренер Лидия Рулевская делится впечатлениями.

Рулевская Лидия Павловна , к.п.н., педагог высшей категории дополнительного образования МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска», магистрант «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ г. Пермь

Рулевская Лидия Павловна , к.п.н., педагог высшей категории дополнительного образования МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска», магистрант «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ г. Пермь

Хочу рассказать про увлекательное путешествие в славный город Иннополис на обучающий курс «Зимняя школа по подводной робототехнике для наставников», организованый Центром развития робототехники г. Владивосток.

Если бы я прилетела из-за границы, меня бы спросили: «Цель вашего визита?».

Краткий ответ: «Изучить программирование и особенности настройки подводных роботов на примере наборов MiddleROV и MiddleAUV».

особенности настройки подводных роботов на примере наборов MiddleROV и MiddleAUV

А расширенная версия ответа будет звучать так: «Погрузиться в мир подводной робототехники; встретиться офлайн со старинными друзьями из мира робототехники (Иннополис и не только), которых не видела с 2019 года; прокачать себя как наставника учащихся среднего и старшего звена; познакомиться с новыми классными ребятами, которые фанатеют от роботов и новых технологий, зарядиться IT-драйвом и так далее…».

Отправляла меня семья в это увлекательное путешествие со словами: «Отлично поучиться и отдохнуть». Наивные. Какой отдых?! Перерывы на кофе считать не будем, но начнем по порядку.

Зимняя школа по подводной робототехнике для наставников. Отзыв

Корифеи подводной робототехники из Владивостока (Центр развития робототехники г. Владивосток) проводят ежегодно летнюю и зимнюю школы по подводной робототехнике для наставников.

И в этом году они совместно с Университетом Иннополис в рамках проекта Кружкового движения НТИ «Инженерные конкурсы и соревнования по морской робототехнике» отбирали 20 человек, которых офлайн прокачают в данной области, научат педагогов корректировать курс и глубину, планировать подводные миссии, определять характеристики контуров, работать с алгоритмами компьютерного зрения по изображению с камер и многое другое.

Более 50 наставников со всей страны подавали заявки на участие,  и конкурс был более 2,5 человека на место. Мне очень приятно, что я оказалась среди лучших и попала в зимнюю школу на обучение.

С понедельника по пятницу с утра до позднего вечера мы сидели и учились, сидели и учились , и еще учились, и еще много-много учились. Конечно один раз вышли на улицу, чтобы прокатиться на беспилотном такси, а второй — чтобы отметить зачет в знаменитом месте «108» (кто в теме, сразу поймет).

108, гастробар, Иннополис

108, гастробар, Иннополис

Друзья, совсем забыла, был еще один выход на улицу: в лицей — запускать роботов, но это тоже относится к учебе.

Учились много и самозабвенно, даже ночью выполняли домашнее задание. Да-да, у нас было домашнее задание. Также было много кофе, разговоров и шуток. Но начну по порядку.

Было нас студентов-наставников около 20 человек из Самары, Благовещенска, Омска, Красноярска, Новосибирска, Талицы, Севастополя, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казани, Чебоксаров и Тюмени. Все очень разные и каждый со своей робототехнической историей.

Я никого не знала, кроме Павла Валерьевича Томшина из Екатеринбурга (в свое время я обучалась у Павла Валерьевича, а потом мы вместе ездили в составе сборной РФ на чемпионат мира World Adolescent Robotics Competition в город Гуйян). Подружились мы с ребятами быстро и за неделю стали единым целым.

Зимняя школа по подводной робототехнике для наставников. Отзыв

Организационные вопросы решала наша замечательна Оксана (Оксана Игоревна Кабанцова). Она к каждому относилась с заботой и пониманием, помогала решать возникающие проблемы. Оксана — методист и педагог «Центра робототехники» г. Владивосток, в робототехнике с 2016 года, начинала в качестве преподавателя:

На этой зимней школе удалось пообщаться с коллегами из своей области. В этот раз подобрался очень интересный коллектив заинтересованных людей. Мы не только учили, но и сами узнавали что-то новое. Участники добросовестно относились к выполнению заданий и не боялись задавать вопросы, что очень хорошо. Надеюсь, что несмотря на сложности работы с OpenCV, каждый унес из зимней школы частичку новых знаний и сможет передать ее своим ученикам.

Погружал в мир новых знаний нас Алексей (Алексей Алексеевич Заузолков, инженер-программист, разработчик Центра робототехники г. Владивосток). Наш наставник занимается подводной робототехникой с 2019 года, а с 2020 трудится над разработкой подводных аппаратов, программным обеспечением, отладкой, тестированием и т.д. У Алексея уже есть опыт участия в международных соревнованиях (в 2019 году помогал готовить команду — работал над системой гидроакустики; в 2021 году — капитан студенческой команды, занявшей 3 место в престижных соревнованиях среди автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) Robosub), а также он является судьей / экспертом в различных соревнованиях категории АНПА и разработчиком заданий для олимпиады НТИ.

Для Алексея в качестве наставника это была первая школа. Я надеюсь, что мы были прилежными учениками и не разочаруем нашего учителя (и что не отбили у Алексея желания обучать).

Зимняя школа по подводной робототехнике для наставников. Отзыв

Также с нами дистанционно из Владивостока работал знаменитый Сергей Алексеевич Мун (Руководитель Центра развития робототехники Владивостока). Сергея Алексеевича я давно знаю, и меня всегда поражает и восхищает его открытость и желание делиться с миром своими знаниями (к сожалению, это желание есть не у всех топовых тренеров и наставников).

Я попросила подробнее рассказать Сергея Алексеевича Муна про школу:

Зимняя школа является частью нашей образовательной программы для наставников по подводной робототехнике. Вместе с летней школой, которая проходит во Владивостоке, они охватывают большую часть технологических навыков, необходимых преподавателям для обучения школьников и студентов, а также подготовки их к соревнованиям по подводной робототехнике.

Школа в основном направлена на программирование автономных подовдных аппаратов, разбираются алгоритмы автоматического управления, навигации и компьютерного зрения.

Мы реализуем наши сезонные школы в рамках проекта Кружкового движения НТИ «Инженерные конкурсы и соревнования по морской робототехнике». Это большой федеральный проект, который включает в себя проведение окружных и всероссийских соревнований по морской робототехнике, подготовку школьных и студенческих команд к международным соревнованиям и, конечно, обучение наставников.

От Иннополиса с нами вели работу Рустам Рауфович Кагапов (менеджер проекта по олимпиадной робототехнике Университета Иннополис) и Алексей Юрьевич Овсянников (методист по олимпиадной робототехнике Университета Иннополис). Очень была рада видеть ребят, как раз Инстаграмм напомнил, как мы вместе в 2014 году в это время находились на World Robot Olympiad в Сочи.

Чтобы быть максимально объективной, поделюсь отзывами своих коллег по школе.

Артем Владимирович Котенко, специалист научно-исследовательской лаборатории робототехники и информационных технологий в образовании, старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математики Омского государственного педагогического университета:

Заняться подводной робототехникой я хотел уже 3 года — с тех пор, как впервые увидел соревнования АНПА в Иннополисе. Благодаря созданию Технопарка нашим университетом закуплены подводные роботы, и мы начинаем развивать данное направление. Центр развития робототехники — это флагман подводной робототехники и пройти обучение с их специалистами очень познавательно и полезно, полученные навыки и знания очень пригодятся в работе со студентами и старшими школьниками. Также хочется сказать спасибо университету Иннополис за проведение курсов. Как всегда все на высшем уровне».

Александр Анатольевич Иванченко, директор нового педагогического технопарка «Кванториум» им. В.Ф. Волкодавова Самарского государственного социально-педагогического университета и преподаватель подводной робототехники Самарского государственного технического университета:

Главное впечатление — круто. Тяжело и круто. Ожидания оправдались полностью. Хотя еще дополнительная неделя бы не помешала. Появилось понимание процессов обработки изображений и управления объектами. Конечно, беспилотный автомобиль типа таких, на котором мы катались по Иннополису, нам не создать. Но запрограммировать робота распознавать простейшие образы и работать по программе уже можем. И главное — научить этому студентов и школьников. Причем, несмотря на то что мы обучались на основе подводного робота, все эти же знания легко прикладываются и к наземным роботам. OpenCV одна для плавающих, ползающих и летающих роботов. Чуть отличается управление моторами. В технопарке получены конструкторы для сборки наземных роботов, в Политехе — подводных. Так что скучать не придется.

И, наверное, самое главное — люди. Новые знакомства с очень-очень компетентными людьми в области образовательной и соревновательной робототехники, а полученные от них знания, надеюсь, помогут и организации соревнований на нашей базе, и участию во Всероссийских соревнованиях. Еще раз спасибо нашим учителям, всем ученикам, приехавшим в Казань отовсюду — от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга и, конечно, университету Иннополис, на чьей базе мы с пользой провели эту неделю.

Роботы-доставщики Яндекс работают в Иннополисе

Роботы-доставщики Яндекс работают в Иннополисе

Александр Соболев, Красноярск, МАОУ Лицей 7 и МАОК СШ 143:

Про подводную робототехнику я впервые услышал от своего коллеги Дмитрия Витальевича Пуряева в 2018 году. Тогда он только начал её развивать у нас в регионе, и я не придал особого значения.

Сейчас уже понимаю, что это очень интересное, а главное, абсолютно открытое для проб и экспериментов направление. Тут и программирование аппаратов, и мастерство телеуправления необитаемых подводных роботов. И каждый может найти своё.

От школы прежде всего я ждал знакомства с единомышленниками со всего региона и своеобразное «боевое крещение» подводного робототехника. И считаю, что оно прошло успешно.

Благодаря педагогам школы я смог прочувствовать, каково ребенку готовиться к соревнованиям и олимпиадам НТИ по направлению «подводная роботехника». Как на самом деле сложно и интересно работать в симуляторе с программой робота, а потом идти в бассейн, где всё не работает.

Для себя я выбрал направление для роста и понял, где нужно себя прокачать, чтобы через год приехать и выполнить все задания на отлично. И доказать, что ты крутой педагог, который может и сам учиться, и научить детей.

В завершение хочется выразить огромную благодарность всем наставникам за работу с нами. Это было очень круто и интересно!

Домой я вернулась с мыслями, что подводной робототехнике быть в нашем Лицее 142 г. Челябинска.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2022 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх