Андрей Гурьев: любая система, которая натаскивает детей на конкретные соревнования, ущербная

Share Button

В моем посте в фейсбуке спонтанно возникла дискуссия о роли соревнований по робототехнике. Некоторые фрагменты этой дискуссии мы решили вынести сюда.

При выборе кружка робототехники для многих детей и их родителей важно, чтобы кружок был ориентирован на участие в соревнованиях:

Посоветуйте кружок в городе N, с которым мы сможем участвовать в олимпиадах по роботам.

Всероссийская робототехническая олимпиада 2015.

Всероссийская робототехническая олимпиада 2015. Фото: Александр Гагарин

Насколько это важно и является ли участие в соревнованиях показателем или целью работы кружка? 

28648_108666459177281_5638908_n

Сергей Косаченко

По-моему, соревнования = соотнесение достижений между участниками. Кто побеждает — у того достижения выше. Все предельно логично. Уровень соревнований, их содержание позволяют судить об уровне кружка и конкретизировать то, чем в нем с успехом занимаются, —

отвечает на вопрос о том, стоит ли при описании кружка робототехники предоставлять информацию об участии в соревнованиях, Сергей Косаченко из Томского физико-технического лицея.

Алексей Корнилов

Алексей Корнилов

Участие в соревнованиях — это показатель, а не самоцель, —

говорит Алексей Корнилов, эксперт WorldSkills, с которым недавно у нас вышло большое интервью о состоянии и перспективах образоватательной робототехники.

Андрей Гурьев (лаборатория образовательной робототехники Центра педагогического мастерства, Москва) отмечает необходимость разделять кружки и соревнования по робототехнике и приводит 5 важных тезисов, которые будут полезны родителям:

1. Кружки по робототехнике и соревнования по робототехнике совсем не одно и то же, даже совсем разные вещи. Кружки направлены в первую очередь на образовательную составляющую, в первую очередь знания и умения, чаще всего для определенного возраста и на конкретном оборудовании.
2. Соревнования (олимпиады, конкурсы, состязания) направлены на выявление способности ребенка применить полученные знания и умения в конкретных регламентах.

Андрей Гурьев

Андрей Гурьев

3. Я на своих занятиях детей не готовлю к соревнованиям, к конкретным соревнованиям. Мы изучаем конкретные темы по разделам коструирования, программирования, электроники, механики, физики и т.д., которые пересекаются с робототехникой. А участие в соревнованиях дети выбирают самостоятельно, я знакомлю с графиком проведения, обсуждаем регламенты, далее дело за детьми, кто выполнит 10 пунктов «плана подготовки к соревнованию», того я регистрирую и направляю на данные соревнования.
4. На мой взгляд, любая система обучения, которая натаскивает детей на конкретные соревнования, сама по себе ущербная, поскольку слишком узкая. Это как на кружке по деревообработке учить детей делать скворечник и все. Поэтому я принципиально не готовлю детей на состязания WRO, First и другие международные, поскольку приходится долгое время качать детей на конкретную составляющую, а самое главное (уж простите коллеги) 70-90% детей на таких соревнованиях выступают с роботами, сделанными педагогом на те же 70-90%. Моя позиция, что 10-30% должен делать педагог (консультациями, подсказками, наставлениями), остальное сам ребенок.
5. За учебный год каждый мой ученик может принять участие хоть в 10 состязаниях, в особо урожайные года было 13, но не менее, чем 2 за первый год обучения, не ниже 3-х — второго года обучения, у многих уже портфолио участия около 30-40 соревнований.

Подготовка к заездам на Кубке РТК 2015

Подготовка к заездам на Кубке РТК 2015. Фото: Александр Гагарин

Спектр детских и молодежных соревнований по робототехнике сегодня невероятно широк. Вот далеко не полный список без попытки систематизировать.

Из тех, что у всех на слуху — РобоФест и WRO, последнее время мы много говорим о мобильной робототехнике WorldSkills. Еще есть российские соревнования Робофинист, Кубок РТК, РобоКросс, ИКаР, Деталька и другие.

Свои соревнования (открытые или закрытые) проводит множество школ и кружков, самые известные из них — открытые состязания ФМЛ 239.

На региональном уровне проводятся городские и региональные соревнования по робототехнике — иногда в рамках региональных (окружных) отборов на РобоФест (примеры в Перми и в Калининграде) и Всероссийскую робототехническую олимпиаду (подборка примеров). Иногда как самостоятельные олимпиады (опять пример из Перми и из Барнаула). Также соревнования по робототехнике проводятся в рамках олимпиад по технологии.

Есть множество международных чемпионатов по робототехнике, ориентированных на разный возраст и совершенно разные задачи: FIRSTABU Robocon, подводная робототехника MATE ROV и RoboSub, Elrob, RoboCup, WRO, IYRC и еще много-много. На некоторые из перечисленных отбор осуществляется в рамках РобоФеста.

Ряд соревнований строго регламентируют используемые для создания робота платформы, другие допускают свободу при выборе материалов и электроники.

Всероссийская робототехническая олимпиада 2015. Фото: Александр Гагарин

Всероссийская робототехническая олимпиада 2015. Фото: Александр Гагарин

Share Button

Один комментарий к статье “Андрей Гурьев: любая система, которая натаскивает детей на конкретные соревнования, ущербная”

  1. Александр Евгеньевич

    26.12.2017

    На мой взгляд, любая система обучения, которая натаскивает детей на конкретные соревнования, сама по себе ущербная, поскольку слишком узкая. Это как на кружке по деревообработке учить детей делать скворечник и все.
    ————————————————————————————
    Это и есть причина отсутствия производства роботов в России! Бесконечная учеба «общим» вопросам. Происходит это потому, что составить задание, решающее действительно актуальное для отечественного производства необычайно трудоемко. Вот и учимся бесконечно «основам».

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2018 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх