LEGO, Arduino и робототехника: когда идея ребенка не умрет под собственной тяжестью?

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Дмитрий Польский, папа юного инженера, рассуждает о проблемах образовательной робототехники, ограничениях конструкторов и том, как их преодолеть.

Что такое образовательная робототехника?

Что такое сейчас образовательная робототехника? Примерно Lego, Arduino. Как сейчас выглядит практически любой курс или книга по Arduino? Сначала идет очень общее описание, потом Blink – моргаем светодиодом на pin13, потом ШИМ, цифровые датчики, аналоговые, моторчики, сервоприводы, LCD, какая-то периферия…

В результате ученики получают знания, как подключить мотор, но не получают знания, что с этим мотором делать.

Набор кубиков, из которых ребенок пытается создать свой гениальный, уникальный (без малейшей иронии) проект.

Рамки конструкторов и собственных умений

Теперь немного в сторону – к вопросу о конструкторах. Понятное дело, что у любого робота есть механическая составляющая. Даже если этот робот – абсолютно беспозвоночный датчик температуры! А уж если это машинка или андроид, то тем более. Без механики – никуда. Очевидное и банальное утверждение. И тут возникает вопрос как?

Самый простой вариант взять конструктор, который дает некое ощущение, что из маленьких деталей можно собрать все, что придумалось и о чем мечтается.

И это очень хорошее начало. Но тут есть один хитрый момент. У каждого конструктора есть свои рамки и ограничения. Но эти ограничения проявляются как-то тихо и незаметно, вгоняя ребенка в жесткие рамки своих возможностей, но при этом не трогая веру в то, что он свободен в своем творчестве.

Можно пойти другим путем. Делать все самостоятельно. Тоже, совсем не фонтан! Кто-то сможет, кто-то нет. А, кто-то сможет, но, мама дорогая, уж лучше бы не смог! Ведь, не у каждого есть возможность этим заниматься на пятом этаже панельной многоэтажки. Плюс, опять же, жесткие рамки, но уже не конструктора, а собственных умений.

И как же быть?

Возвращаюсь к изначальной мысли про обучение. Нужно учить / учиться (нужное подчеркнуть) робототехнике. Только немножко в другом ключе. Нужно учить грамотно создавать проект, так чтобы изначально прививались навыки «правильной инженерной культуры». Уж простите за доморощенный термин, я все-таки родитель, а не педагог.

Смысл в чем: провода не должны торчать во все стороны, а быть аккуратно уложены, питание — красный, земля – черный, на ось мотора не должен ложиться вес всей конструкции, электронные элементы должны быть прикручены так, чтобы их было легко открутить и поменять, а не разбирать половину робота, чтобы добраться до неудобного винтика. Конструкция должна легко разбираться, чтобы что-то можно было легко заменить или переделать. Чтобы настраивать и модифицировать можно было каждый узел отдельно. Так легче и приятней будет работать с проектом. И проект с таким подходом будет расти и совершенствоваться.

Платформа машинки-робота, Arduino и торчащие провода

Платформа машинки-робота и торчащие провода

И идея не умрет под собственной тяжестью. И ребенок будет хотеть заниматься этим дальше, у него будут глаза гореть, если он сможет сразу и легко свинтить контроллер и поставить вместо него другой. Если замена глючного датчика не будет подвигом. И таких вроде бы понятных и очевидных мелочей – миллион. Но это на самом деле не мелочи, а общий грамотный подход к делу. Только пацан в 12-15 лет этого просто еще не понимает.


Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что ребенок должен сам вникать в подключение датчика DHT11, просто эта информация должна быть сразу «расшифрована» и дополнена вопросами грамотного практического использования это датчика. И неплохо было бы сразу подсказать, что есть смысл датчики дублировать и взаимно проверять. Тогда уровень и качество детских проектов будут совсем другими. Ну, так примерно…

Век информации как-то незаметно прошел. Наступил век методологии. Сейчас уже не проблема найти в интернете, любую информацию и в любой форме: книг, статей видео. Теперь стало гораздо важнее эту информацию обработать и применить. И учить нужно именно этому. Не тот правит миром, кто владеет информацией, а тот, кто умеет с ней работать. Творчески переваривать ее и использовать.

Share Button

6 комментариев к статье “LEGO, Arduino и робототехника: когда идея ребенка не умрет под собственной тяжестью?”

  1. Занимательная робототехника

    24.02.2017

    Ответить на этот комментарий
  2. Занимательная робототехника

    24.02.2017

    Ответить на этот комментарий
  3. Занимательная робототехника

    24.02.2017

    Ответить на этот комментарий
  4. Илья

    26.02.2017

    Считаю, для снятия многих барьеров должен быть тандем робототехники с 3д печатью!

    Ответить на этот комментарий
  5. Валерий

    28.02.2017

    » Век информации прошел, наступил век методологии»! Переводя на нормальный бытовой язык: Век науки прошел, наступил век потребительства! Сомнительный, знаете ли тезис!

    Ответить на этот комментарий
  6. Валерий

    28.02.2017

    Именно из-за постоянных костылей-учителей в школьном образовании треть первокурсников технических ВУЗов и вылетают. Не обучены они работать без постороннего разжевывания. Попробуйте ребенка до 17 лет кормить только детскими смесями! Такие родители — враги своих детей.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх