Роботы и колеса: ИКаРенок 2017
По всей России в эти дни проходят отборочные этапы ИКаРенка — робототехнических соревнований для дошкольников, на одном из них в качестве судьи побывала Динара Гагарина.
Что такое ИКаРенок?
ИКаРенок — всероссийский робототехнический форум дошкольных образовательных организаций. Впрочем, робототехническим он назван весьма условно, речь идет скорее о техническом творчестве и приобщении к нему детей дошкольного возраста. ИКаРенок запустили в 2014 году, каждый год задается новая тема и меняется структура испытаний.
Тема этого года: «От детского сада до агропрома», причем в творческом проекте должно быть задействовано колесо.
Соревнования командные, в команде — 5 человек: 2 ребенка 4-7 лет, два родителя и педагог.
Главное испытание — защита творческого проекта. Кроме заданной темы, ограничений практически нет. Можно использовать любые программируемые и механические конструкторы и любые дополнительные материалы. На защиту дается 5 минут, в ней участвуют только дети.
ИКаРенок проводится в ряде регионов России, победители отборов приезжают на финал, который в этом году состоится 15 марта в рамках РобоФеста в Москве. В нем примут участие 30 команд.
Помимо творческого проекта команды выполняют различные задания на конструктивные навыки и воображение — сборку некого устройства за ограниченное время из выданных материалов (конструктора или «подручных»).
Одно из заданий на отборе в Перми — сборка сеялки по картинке и фильму, показывающему механизм ее работы. Задание выполняется без родителей и педагога и достаточно объективно показывает подготовку детей.
Помимо проекта и нескольких командных заданий оценивается инженерная книга, содержащая подробное описание этапов работы над проектом, фотографии, рисунки и другие материалы.
Как проходит защита и оценка проекта
На соревнованиях в Перми я была одной из пяти судей в защите проектов. Команды прошли жеребьевку и в заданном порядке демонстрировали проекты. Кто-то в стихах, кто-то хором, кто-то заучил выступление наизусть, кто-то только отвечал на вопросы, кто-то читал по бумажке. Некоторые дети говорили умные слова типа современный, инновационный, интенсивный, мировой опыт и прочие. Ожидаемо, что значения этих слов они объяснить не могли.
Самый удачный вариант — когда выступление сопровождалось демонстрацией. Некоторые команды на ходу вносили изменения в программу. Надо сказать, что все команды, у которых мы просили объяснить программу или что-то изменить, справились. Меня это порадовало.
Самое сложное — оценить вклад ребенка. Проект выполняется вместе с родителями и педагогом, поэтому вполне допустимо, что в работе будут элементы, которые ребенок заведомо не мог сделать сам. Мы часто просили участников сказать, кто делал тот или иной механизм, кто рисовал, кто программировал, как распределялась работа и т.п.
Это все собирал папа, а мы с мамой учили рассказ, —
сказал один из участников. Другие, не моргнув, говорят, что все делали сами и вместе. Третьи имеют готовый ответ по каждому элементу:
Эту машинку делала Маша, а эту мельницу я.
Большинство теряются и не знают, что ответить. Конкурс на сборку (о нем было выше) помогает определить, насколько хорошо команда владеет конструированием, но только, если они работали ранее именно на этом конструкторе.
Для каждого из трех испытаний (проект, книга, командная сборка) разработаны критерии оценки. На критериях для творческих проектов я бы хотела остановиться подробнее. Собственно, вот лист оценки, вчитайтесь:
Мягко говоря, мне он не нравится. Критерии в оценке творческого проекта нужны, чтобы сделать процесс максимально объективным. Скажите, как объективно оценить, и что вообще имеется ввиду под «соответствием работы и возраста авторов». Я напомню, проект по положению делается вместе с родителями. Или что такое «использование авторских находок»? Практически все критерии в этом списке размытые и неоднозначные.
Но что еще больше удивляет в критериях, что только в одном пункте из 16 упоминаются движущиеся механизмы и программа. Причем сразу и механизмы, и грамотность программы, и сложность, и ее соответствие возрасту. И за это все только 15 баллов.
Практически ни один из критериев не сформулирован удачно и вызывает вопросы. Кроме того, эти критерии не соответствуют критериям, перечисленным в положении о форуме для оценки творческой презентации проекта:
- соответствие тематике соревнования;
- оригинальность идеи;
- целостность художественного образа;
- качество и эстетика выполнения работы;
- применение нестандартных техник выполнения;
- соотношение работы и возраста автора;
- наличие различных механических и электронных устройств;
- творческий подход;
- техническая сложность (сложные конструкции, движущиеся механизмы, различные соединения деталей и т.д.);
- умение отвечать на вопросы оппонентов;
- характер взаимоотношений в работе, взаимовыручка и поддержка (между участниками и руководителем).
Последние два пункта никак не отражены в листе оценки.
Про материалы и конструкторы
Большинство проектов выполняются с использованием робототехнических конструкторов. Как правило, это Lego WeDo первой версии. На втором месте Huna-MRT-Роботрек, на третьем — Lego WeDo 2.0. Часто конструкторы смешиваются. Для конструкций используются детали и фигурки Lego Duplo, Lego System и других конструкторов, бумага, дерево и прочее.
Поскольку тема — сельское хозяйство, популярными материалами являются крупы, мука, земля и вода.
Только один из 27 проектов, представленных в Перми, сделан без использования конструкторов — это кормушка для страусов. Проект привлек внимание детей:
В этом проекте используется вода, она перемещается по трубочкам от медицинских капельниц:
Про организацию дошкольных соревнований
Я часто бываю на детских соревнованиях, к сожалению, многие из них похожи скорее на издевательство. Даже для школьника стоять несколько часов около своего проекта сложно, что уж говорить о 6-летнем ребенке. Понятно, что педагоги выбирают стрессоустойчивых, а то, что будет легко, никто не обещал, но тем не менее. Дети ревут, от усталости забывают слова, не хотят одевать костюмы (да, обычно команды в костюмах под тему проекта).
То, что я увидела в Перми на ИКаРенке, доказало, что может быть иначе. 27 команд заранее разделили на две части. Одна пришла утром, вторая — после обеда. Внутри каждой части детей разделили еще на две потока. Пока один поток защищал проекты, другой — выполнял задания на сборку. В итоге было 4 потока по 6-7 команд.
После того, как мы слушали 3-4 защиты (половину в потоке) шла музыкально-физкультурная пауза. Суммарно дети не находились около своего проекта более 30 минут подряд. Защита проходила в большом спортивном зале, родители при этом находились в другом помещении и могли наблюдать за защитой в видеорежиме на огромном экране.
Перед каждой сменой потока помещение проветривалось, а судьи (да, мы ведь тоже люди!) могли отдохнуть и проставить оценки по этой сложной системе критериев.
Если вдруг вы собираетесь организовать технические соревнованиях для дошкольников, приезжайте в детский сад Легополис перенимать опыт.
Ролик об ИКаРенке в Перми:
Фото: Занимательная робототехника.