Роботы и колеса: ИКаРенок 2017

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

По всей России в эти дни проходят отборочные этапы ИКаРенка — робототехнических соревнований для дошкольников, на одном из них в качестве судьи побывала Динара Гагарина. 

ikarenok-13

Что такое ИКаРенок?

ИКаРенок — всероссийский робототехнический форум дошкольных образовательных организаций. Впрочем, робототехническим он назван весьма условно, речь идет скорее о техническом творчестве и приобщении к нему детей дошкольного возраста. ИКаРенок запустили в 2014 году, каждый год задается новая тема и меняется структура испытаний.

Тема этого года: «От детского сада до агропрома», причем в творческом проекте должно быть задействовано колесо.

ikarenok-9

Соревнования командные, в команде — 5 человек: 2 ребенка 4-7 лет, два родителя и педагог.

Главное испытание — защита творческого проекта. Кроме заданной темы, ограничений практически нет. Можно использовать любые программируемые и механические конструкторы и любые дополнительные материалы. На защиту дается 5 минут, в ней участвуют только дети.

ikarenok-5

ИКаРенок проводится в ряде регионов России, победители отборов приезжают на финал, который в этом году состоится 15 марта в рамках РобоФеста в Москве. В нем примут участие 30 команд.

ikarenok-16

Помимо творческого проекта команды выполняют различные задания на конструктивные навыки и воображение — сборку некого устройства за ограниченное время из выданных материалов (конструктора или «подручных»).

Одно из заданий на отборе в Перми — сборка сеялки по картинке и фильму, показывающему механизм ее работы. Задание выполняется без родителей и педагога и достаточно объективно показывает подготовку детей.

ikarenok-11

Помимо проекта и нескольких командных заданий оценивается инженерная книга, содержащая подробное описание этапов работы над проектом, фотографии, рисунки и другие материалы.

Как проходит защита и оценка проекта

На соревнованиях в Перми я была одной из пяти судей в защите проектов. Команды прошли жеребьевку и в заданном порядке демонстрировали проекты. Кто-то в стихах, кто-то хором, кто-то заучил выступление наизусть, кто-то только отвечал на вопросы, кто-то читал по бумажке. Некоторые дети говорили умные слова типа современный, инновационный, интенсивный, мировой опыт и прочие. Ожидаемо, что значения этих слов они объяснить не могли.

ikarenok-14

Самый удачный вариант — когда выступление сопровождалось демонстрацией. Некоторые команды на ходу вносили изменения в программу. Надо сказать, что все команды, у которых мы просили объяснить программу или что-то изменить, справились. Меня это порадовало.

ikarenok-8

Самое сложное — оценить вклад ребенка. Проект выполняется вместе с родителями и педагогом, поэтому вполне допустимо, что в работе будут элементы, которые ребенок заведомо не мог сделать сам. Мы часто просили участников сказать, кто делал тот или иной механизм, кто рисовал, кто программировал, как распределялась работа и т.п.

Это все собирал папа, а мы с мамой учили рассказ, —

сказал один из участников. Другие, не моргнув, говорят, что все делали сами и вместе. Третьи имеют готовый ответ по каждому элементу:

Эту машинку делала Маша, а эту мельницу я.

Большинство теряются и не знают, что ответить. Конкурс на сборку (о нем было выше) помогает определить, насколько хорошо команда владеет конструированием, но только, если они работали ранее именно на этом конструкторе.

ikarenok-6

Для каждого из трех испытаний (проект, книга, командная сборка) разработаны критерии оценки. На критериях для творческих проектов я бы хотела остановиться подробнее. Собственно, вот лист оценки, вчитайтесь:

ikarenok-3

Мягко говоря, мне он не нравится. Критерии в оценке творческого проекта нужны, чтобы сделать процесс максимально объективным. Скажите, как объективно оценить, и что вообще имеется ввиду под «соответствием работы и возраста авторов». Я напомню, проект по положению делается вместе с родителями. Или что такое «использование авторских находок»? Практически все критерии в этом списке размытые и неоднозначные.

Но что еще больше удивляет в критериях, что только в одном пункте из 16 упоминаются движущиеся механизмы и программа. Причем сразу и механизмы, и грамотность программы, и сложность, и ее соответствие возрасту. И за это все только 15 баллов.

ikarenok-10

Практически ни один из критериев не сформулирован удачно и вызывает вопросы. Кроме того, эти критерии не соответствуют критериям, перечисленным в положении о форуме для оценки творческой презентации проекта:

  • соответствие тематике соревнования;
  • оригинальность идеи;
  • целостность художественного образа;
  • качество и эстетика выполнения работы;
  • применение нестандартных техник выполнения;
  • соотношение работы и возраста автора;
  • наличие различных механических и электронных устройств;
  • творческий подход;
  • техническая сложность (сложные конструкции, движущиеся механизмы, различные соединения деталей и т.д.);
  • умение отвечать на вопросы оппонентов;
  • характер взаимоотношений в работе, взаимовыручка и поддержка (между участниками и руководителем).

Последние два пункта никак не отражены в листе оценки.

ikarenok-12

Про материалы и конструкторы

Большинство проектов выполняются с использованием робототехнических конструкторов. Как правило, это Lego WeDo первой версии. На втором месте Huna-MRT-Роботрек, на третьем — Lego WeDo 2.0. Часто конструкторы смешиваются. Для конструкций используются детали и фигурки Lego Duplo, Lego System и других конструкторов, бумага, дерево и прочее.

ikarenok-4

Поскольку тема — сельское хозяйство, популярными материалами являются крупы, мука, земля и вода.

ikarenok-7

Только один из 27 проектов, представленных в Перми, сделан без использования конструкторов — это кормушка для страусов. Проект привлек внимание детей:

ikarenok-15

В этом проекте используется вода, она перемещается по трубочкам от медицинских капельниц:

ikarenok-17

Про организацию дошкольных соревнований

Я часто бываю на детских соревнованиях, к сожалению, многие из них похожи скорее на издевательство. Даже для школьника стоять несколько часов около своего проекта сложно, что уж говорить о 6-летнем ребенке. Понятно, что педагоги выбирают стрессоустойчивых, а то, что будет легко, никто не обещал, но тем не менее. Дети ревут, от усталости забывают слова, не хотят одевать костюмы (да, обычно команды в костюмах под тему проекта).

То, что я увидела в Перми на ИКаРенке, доказало, что может быть иначе. 27 команд заранее разделили на две части. Одна пришла утром, вторая — после обеда. Внутри каждой части детей разделили еще на две потока. Пока один поток защищал проекты, другой — выполнял задания на сборку. В итоге было 4 потока по 6-7 команд.

После того, как мы слушали 3-4 защиты (половину в потоке) шла музыкально-физкультурная пауза. Суммарно дети не находились около своего проекта более 30 минут подряд. Защита проходила в большом спортивном зале, родители при этом находились в другом помещении и могли наблюдать за защитой в видеорежиме на огромном экране.

Перед каждой сменой потока помещение проветривалось, а судьи (да, мы ведь тоже люди!) могли отдохнуть и проставить оценки по этой сложной системе критериев.

Если вдруг вы собираетесь организовать технические соревнованиях для дошкольников, приезжайте в детский сад Легополис перенимать опыт.

ikarenok-2

Ролик об ИКаРенке в Перми:

Фото: Занимательная робототехника.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено.
Наверх