Пятая международная конференция Skolkovo Robotics 2017: как это было

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

21 апреля 2017 года в Сколково состоялась Пятая международная конференция Skolkovo Robotics 2017, в рамках которой прошла выставка роботов и мастер-классы российских производителей образовательной робототехники. Игорь Воронин, разработчик конструкторов УМКИ, рассказывает о мероприятии.

sk-robotics2017-1

На конференцию зарегистрировались более 5500 человек, на мастер-классы — более 1000.

Мастер-классы

Проект УМКИ

Проект УМКИ выступил с демонстрационными мастер-классами, на которых участники учились программировать на примере образовательных платформ УМКИ Smartcar3 Изыскатель и Smartcar4 Следопыт.

Мастер-классы проходили в течение дня и разбивались на группы по возрастам. Те, кто не успел записаться заранее, были разочарованы тем, что не удавалось попасть в аудиторию с занятиями. И после завершения каждого мастер-класса еще оставались желающие поупражняться в программировании робота сверх заданной программы. Некоторые любопытные ребята просили научить разрабатывать и создавать собственного робота. Им хотелось не просто купить готовый контроллер и собрать из конструктора корпус, а разобраться, как спроектировать плату центрального процессора, подобрать двигатели для перемещения робота и научиться управлять дистанционно по радио каналу. Их также интересовало, на каком языке лучше всего учиться программировать роботов.

Для таких ребят предложили курс занятий на летней школе ФИЗТЕХ-Потенциала. Записаться на него предлагалось на конференции.

sk-robotics2017-2

National Instruments

Компания National Instruments проводила мастер-класс по платформам myRIO и среде программирования LabVIEW. Они показывали, как использовать LabVIEW для быстрой реализации инженерных проектов в области робототехники. Этот мастер-класс позволил участникам в течение одного занятия получить знания и навыки, позволяющие решать настоящие инженерные задачи.

«Маленький Самолетик»

Автор проекта «Маленький Самолетик» Юрий Рождествин проводил необычный мастер-класс. На нем собирали модель и учились правильно запускать ее в полет, а это без подготовки трудно. Это «трудно» участники преодолевали вместе с инструктором.

Лаборатория Аэрокосмической Инженерии МГУ

Лаборатория Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова — разрабатчик космических аппаратов — организовала мастер-классы, на которых изучали, как делать кораблики-глиссеры. Тут же на соревнованиях победитель получал кораблик бесплатно.

Fanuc

Компания «FANUC» на мастер-классах демонстрировала такие элементы индустрии 4.0, как устройство промышленного робота, разбирала принципологию программирования, демонстрировала решения и интеграцию на предприятиях, где основные приложения — это роботизированная сварка, операции типа handling, работа со станками.

ТУСУР

Томский Университет Систем Управления и Радиоэлектроники, Российский Национальный комитет RoboCup провел мастер-класс, который помогал потенциальным участникам известных и авторитетных соревнований по робототехнике в мире. В России футбол роботов RoboCup проводятся с 2016 года.

Мастер-класс по нейротехнологиям

Можно ли управлять силой мысли? Что такое «язык мышц»? Как работают современные фитнес-трекеры? На эти и многие другие вопросы участники узнали ответы на мастер-классе по нейротехнологиям от BiTronics Lab. Они познакомились с физиологией и поработали с биосигналами человека — ЭЭГ, ЭМГ, Пульс, КГР. Команда BiTronics Lab на протяжении 5 лет занимается биосигналами человеками. Компания выпускников МФТИ производит набор-конструктор «Юный Нейромоделист» для изучения нейротехнологий школьниками и студентами.

ТРИК

Компания «Кибертех Лабс» провела мастер-класс, на котором изучалось прототипирование робототехнических комплексов. В таких инструментах сейчас нуждаются не только профессиональные робототехники, но и вузовские лаборатории и даже школы. В качестве практических заданий мастер-класса рассмотрены задачи обработки аудио/видео сигналов и группового взаимодействия.

Создание квадрокоптеров

Компания-разработчик передовых технологий в области летательной робототехники «Цуру Роботикс (ЦАПК)» провела мастер-класс по сборке и управлению микро-квадрокоптером.

Он предназначался для тех, кому больше 10 лет, и кто хочет научиться собирать микро-коптеры.

Как работает протез кисти руки?

ООО «Бионик Натали» — компания, создавшая уникальный протез кисти руки на базе нейронной сети, позволила на своем мастер-классе увидеть продукт и удивиться. Участники получили возможность потрогать и протестировать разработки .

«Мастерская Самоделкина» и «КрашПро»

«Мастерская Самоделкина» вместе с «КрашПро» — это образовательный проект для школьников от 6 до 18 лет. Вместе с КрашПро образование становится интересным и полезным. На мастер-классе от Школы профессий будущего «КрашПро» любой желающий сделал электрического робота из подручных материалов, которые есть у каждого дома, и понял, что сделать первого домашнего робота очень просто!

Как создавать роботов, которых не нужно программировать?

Гараж «Кулибин ПРО» провел мастер-класс, на котором научил собирать вибродвигатель с помощью эксцентрика и дал понять, как создавать роботов, которых не нужно программировать.

Мастер-класс по программированию человекоподобных роботов NAO

Компания «SoftBank Robotics» (Франция/Япония) провела мастер-класс «Программирование современных гуманоидных роботов» на базе платформы NAO V5 H25 . Участники изучали алгоритмы движений робота, координацию в пространстве, синтез и распознавание речи. А также пробовали применение сенсорных чувств для выражения эмоций и реакции на прикосновение. Доступны различные возможности — от основ робототехники до программирования сложного поведения робота на языках «Python» и «C++».

Выставка роботов

На выставке роботов представлено много моделей: манипуляторов, двигающихся, летающих и плавающих. Перед входом стояли два робота для сельского хозяйства — трактора будущего без людей. По залу перемещались шагающие роботы из металла (аналог Асимо) и люди в экзосклетах.

sk-robotics2017-4

Интерес у молодых участников выставки вызвал робот Стив. Он изготовлен из пластмассы и картона, на основе двух платформ УМКИ, необходимых для его перемещения.

Корпус робота стилизован под известного героя игры Майнкрафт. Все ребята, которые подходили к нему, с удовольствием фотографировались с реальным героем из виртуального мира. Его изготовили на занятиях технологии и в кружке робототехники школьники обычной школы №5 из города Шатуры. Демонстрировал робота Асадбек Тожимухаммедов, приехавший в Сколково по приглашению организаторов вместе со своей учительницей информатики Марией Боба.

sk-robotics2017-8

Ребята, управляя этим роботом, обсуждали между собой и находили компромисс, как оптимально осуществлять перемещения. Поскольку один человек с мобильного устройства может двигать только одну ногу, то чтобы робот СТИВ не падал, ребятам приходилось договариваться между собой. Таким образом формируются навыки командной работы. Без таких навыков создать продукты в современном мире невозможно, поскольку команда разработчиков должна включать специалистов, обладающих разными компетенциями: механики, электронщики, программисты, дизайнеры, маркетологи.

sk-robotics2017-3

Панельные дискуссии

На панельных дискуссиях вызывали жаркие споры и поднимали общественный резонанс темы будущего использования роботов. Наибольшее оживление вызвал доклад приглашенного политолога Екатерины Шульман.

Вспомнилась старая добрая игра в физиков-лириков. Правила ее очень просты. Собираются в одном месте люди разной технической подготовленности, разбиваются условно на два лагеря и каждая группа пытается уколоть противоположную сторону в области ее компетенций. Иначе говоря, физики нападают на лириков в области лирических аргументов, а те защищаются или переходят в наступление на физиков физическими аргументами. Спор прекращается, когда мама зовет всех к столу пить чай.

sk-robotics2017-9

На этой панельной дискуссии сначала шло обсуждение темы беспилотников, которые уже могут ездить по дорогам общего пользования. В процессе обсуждения «физики» пришли к выводу, что для массового распространения таких беспилотников нужно «лирикам»-политикам срочно разработать новые законы, которые отрегулируют разрешение конфликтных ситуаций на дороге, например, в случае столкновений движущихся средств.

Но Екатерина, как политолог, выступила с тезисом, что главный тормоз в развитии общества — не отсутствие нужных законов. «Самих роботов вам благодаря глобализации завезут и так», — говорила она. Самым опасным является отсутствие демократических институтов в повседневной жизни и даже, как это не удивительно, при использовании робототехники. Опасно для общества, когда важные решения отдаются на откуп неким внешним силам (пускай в лице чиновников или судей) без контроля над ними со стороны гражданского общества, утверждала Екатерина.

Она выдвинула довольно смелый тезис о грядущей замене чиновников среднего звена (второго-третьего эшелона) на полностью автоматизированные системы роботов, действующие по стандартным — заранее согласованным бизнес процессам, которые будут выполнять рутинные очевидные функции. А поскольку такие же процессы можно формализовать и в институте суда, тогда все решения будут приниматься не судьей-человеком, а формальным исполнителем, действующим строго по инструкции согласно однозначно прописанным алгоритмам в своде законов.

Вот так мы становимся свидетелями и участниками промышленной революции.

Выступление Екатерины Шульман:

Фото Игоря Воронина. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Share Button

3 комментария к статье “Пятая международная конференция Skolkovo Robotics 2017: как это было”

  1. Andry_8

    29.04.2017

    Всё вроде бы замечательно. Но не кажется ли, что то заигрались все. Даже из этой статьи видно, что в основном были мастер-классы для детей и представлены были образовательные конструкторы. Из полезных, ближе к производству, роботов были даже на видео два манипулятора Kuka, манипулятор, разливающий кофе, автоматизированный вилочный погрузчик, ещё был манипулятор, перекладывающий элементы в ячейки, автоматизированный минитрактор (прототип) и всё. Остальные роботы развлечения — «роботы» головы (извините, сколько их уже делают проводят эксперименты и пока только голова, но до уровня зарубежных коллег в изготовление голов не доросли), Робот осминог и Стив (вроде это конференция научная, а не детская в большей степени — масштабность, статус, сразу же падает. Им место на Робофесте или на ВРО, но не наконференциях) и т.д. Так для размышлений https://vk.com/im?sel=9452558&z=video9452558_456239104%2Fe4b1807d03f82145a3

    Ответить на этот комментарий
    • олег голдырев

      29.04.2017

      Те же мысли. Причем этот набор ездит из мероприятия на мероприятие. И вакуум вокруг. И половина мастер-классов к робототехнике отношения не имеет вообще

      Ответить на этот комментарий
  2. Андрей

    02.05.2017

    Всё как то грустно.. Иностранные роботы, несколько недоделанных нормально отечественных разработок и околообразовательный «трэш».

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2017 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх