Пятая международная конференция Skolkovo Robotics 2017: как это было
21 апреля 2017 года в Сколково состоялась Пятая международная конференция Skolkovo Robotics 2017, в рамках которой прошла выставка роботов и мастер-классы российских производителей образовательной робототехники. Игорь Воронин, разработчик конструкторов УМКИ, рассказывает о мероприятии.
На конференцию зарегистрировались более 5500 человек, на мастер-классы — более 1000.
Мастер-классы
Проект УМКИ
Проект УМКИ выступил с демонстрационными мастер-классами, на которых участники учились программировать на примере образовательных платформ УМКИ Smartcar3 Изыскатель и Smartcar4 Следопыт.
Мастер-классы проходили в течение дня и разбивались на группы по возрастам. Те, кто не успел записаться заранее, были разочарованы тем, что не удавалось попасть в аудиторию с занятиями. И после завершения каждого мастер-класса еще оставались желающие поупражняться в программировании робота сверх заданной программы. Некоторые любопытные ребята просили научить разрабатывать и создавать собственного робота. Им хотелось не просто купить готовый контроллер и собрать из конструктора корпус, а разобраться, как спроектировать плату центрального процессора, подобрать двигатели для перемещения робота и научиться управлять дистанционно по радио каналу. Их также интересовало, на каком языке лучше всего учиться программировать роботов.
Для таких ребят предложили курс занятий на летней школе ФИЗТЕХ-Потенциала. Записаться на него предлагалось на конференции.
National Instruments
Компания National Instruments проводила мастер-класс по платформам myRIO и среде программирования LabVIEW. Они показывали, как использовать LabVIEW для быстрой реализации инженерных проектов в области робототехники. Этот мастер-класс позволил участникам в течение одного занятия получить знания и навыки, позволяющие решать настоящие инженерные задачи.
«Маленький Самолетик»
Автор проекта «Маленький Самолетик» Юрий Рождествин проводил необычный мастер-класс. На нем собирали модель и учились правильно запускать ее в полет, а это без подготовки трудно. Это «трудно» участники преодолевали вместе с инструктором.
Лаборатория Аэрокосмической Инженерии МГУ
Лаборатория Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова — разрабатчик космических аппаратов — организовала мастер-классы, на которых изучали, как делать кораблики-глиссеры. Тут же на соревнованиях победитель получал кораблик бесплатно.
Fanuc
Компания «FANUC» на мастер-классах демонстрировала такие элементы индустрии 4.0, как устройство промышленного робота, разбирала принципологию программирования, демонстрировала решения и интеграцию на предприятиях, где основные приложения — это роботизированная сварка, операции типа handling, работа со станками.
ТУСУР
Томский Университет Систем Управления и Радиоэлектроники, Российский Национальный комитет RoboCup провел мастер-класс, который помогал потенциальным участникам известных и авторитетных соревнований по робототехнике в мире. В России футбол роботов RoboCup проводятся с 2016 года.
Мастер-класс по нейротехнологиям
Можно ли управлять силой мысли? Что такое «язык мышц»? Как работают современные фитнес-трекеры? На эти и многие другие вопросы участники узнали ответы на мастер-классе по нейротехнологиям от BiTronics Lab. Они познакомились с физиологией и поработали с биосигналами человека — ЭЭГ, ЭМГ, Пульс, КГР. Команда BiTronics Lab на протяжении 5 лет занимается биосигналами человеками. Компания выпускников МФТИ производит набор-конструктор «Юный Нейромоделист» для изучения нейротехнологий школьниками и студентами.
ТРИК
Компания «Кибертех Лабс» провела мастер-класс, на котором изучалось прототипирование робототехнических комплексов. В таких инструментах сейчас нуждаются не только профессиональные робототехники, но и вузовские лаборатории и даже школы. В качестве практических заданий мастер-класса рассмотрены задачи обработки аудио/видео сигналов и группового взаимодействия.
Создание квадрокоптеров
Компания-разработчик передовых технологий в области летательной робототехники «Цуру Роботикс (ЦАПК)» провела мастер-класс по сборке и управлению микро-квадрокоптером.
Он предназначался для тех, кому больше 10 лет, и кто хочет научиться собирать микро-коптеры.
Как работает протез кисти руки?
ООО «Бионик Натали» — компания, создавшая уникальный протез кисти руки на базе нейронной сети, позволила на своем мастер-классе увидеть продукт и удивиться. Участники получили возможность потрогать и протестировать разработки .
«Мастерская Самоделкина» и «КрашПро»
«Мастерская Самоделкина» вместе с «КрашПро» — это образовательный проект для школьников от 6 до 18 лет. Вместе с КрашПро образование становится интересным и полезным. На мастер-классе от Школы профессий будущего «КрашПро» любой желающий сделал электрического робота из подручных материалов, которые есть у каждого дома, и понял, что сделать первого домашнего робота очень просто!
Как создавать роботов, которых не нужно программировать?
Гараж «Кулибин ПРО» провел мастер-класс, на котором научил собирать вибродвигатель с помощью эксцентрика и дал понять, как создавать роботов, которых не нужно программировать.
Мастер-класс по программированию человекоподобных роботов NAO
Компания «SoftBank Robotics» (Франция/Япония) провела мастер-класс «Программирование современных гуманоидных роботов» на базе платформы NAO V5 H25 . Участники изучали алгоритмы движений робота, координацию в пространстве, синтез и распознавание речи. А также пробовали применение сенсорных чувств для выражения эмоций и реакции на прикосновение. Доступны различные возможности — от основ робототехники до программирования сложного поведения робота на языках «Python» и «C++».
Выставка роботов
На выставке роботов представлено много моделей: манипуляторов, двигающихся, летающих и плавающих. Перед входом стояли два робота для сельского хозяйства — трактора будущего без людей. По залу перемещались шагающие роботы из металла (аналог Асимо) и люди в экзосклетах.
Интерес у молодых участников выставки вызвал робот Стив. Он изготовлен из пластмассы и картона, на основе двух платформ УМКИ, необходимых для его перемещения.
Корпус робота стилизован под известного героя игры Майнкрафт. Все ребята, которые подходили к нему, с удовольствием фотографировались с реальным героем из виртуального мира. Его изготовили на занятиях технологии и в кружке робототехники школьники обычной школы №5 из города Шатуры. Демонстрировал робота Асадбек Тожимухаммедов, приехавший в Сколково по приглашению организаторов вместе со своей учительницей информатики Марией Боба.
Ребята, управляя этим роботом, обсуждали между собой и находили компромисс, как оптимально осуществлять перемещения. Поскольку один человек с мобильного устройства может двигать только одну ногу, то чтобы робот СТИВ не падал, ребятам приходилось договариваться между собой. Таким образом формируются навыки командной работы. Без таких навыков создать продукты в современном мире невозможно, поскольку команда разработчиков должна включать специалистов, обладающих разными компетенциями: механики, электронщики, программисты, дизайнеры, маркетологи.
Панельные дискуссии
На панельных дискуссиях вызывали жаркие споры и поднимали общественный резонанс темы будущего использования роботов. Наибольшее оживление вызвал доклад приглашенного политолога Екатерины Шульман.
Вспомнилась старая добрая игра в физиков-лириков. Правила ее очень просты. Собираются в одном месте люди разной технической подготовленности, разбиваются условно на два лагеря и каждая группа пытается уколоть противоположную сторону в области ее компетенций. Иначе говоря, физики нападают на лириков в области лирических аргументов, а те защищаются или переходят в наступление на физиков физическими аргументами. Спор прекращается, когда мама зовет всех к столу пить чай.
На этой панельной дискуссии сначала шло обсуждение темы беспилотников, которые уже могут ездить по дорогам общего пользования. В процессе обсуждения «физики» пришли к выводу, что для массового распространения таких беспилотников нужно «лирикам»-политикам срочно разработать новые законы, которые отрегулируют разрешение конфликтных ситуаций на дороге, например, в случае столкновений движущихся средств.
Но Екатерина, как политолог, выступила с тезисом, что главный тормоз в развитии общества — не отсутствие нужных законов. «Самих роботов вам благодаря глобализации завезут и так», — говорила она. Самым опасным является отсутствие демократических институтов в повседневной жизни и даже, как это не удивительно, при использовании робототехники. Опасно для общества, когда важные решения отдаются на откуп неким внешним силам (пускай в лице чиновников или судей) без контроля над ними со стороны гражданского общества, утверждала Екатерина.
Она выдвинула довольно смелый тезис о грядущей замене чиновников среднего звена (второго-третьего эшелона) на полностью автоматизированные системы роботов, действующие по стандартным — заранее согласованным бизнес процессам, которые будут выполнять рутинные очевидные функции. А поскольку такие же процессы можно формализовать и в институте суда, тогда все решения будут приниматься не судьей-человеком, а формальным исполнителем, действующим строго по инструкции согласно однозначно прописанным алгоритмам в своде законов.
Вот так мы становимся свидетелями и участниками промышленной революции.
Выступление Екатерины Шульман:
Фото Игоря Воронина. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Andry_8
29.04.2017
Всё вроде бы замечательно. Но не кажется ли, что то заигрались все. Даже из этой статьи видно, что в основном были мастер-классы для детей и представлены были образовательные конструкторы. Из полезных, ближе к производству, роботов были даже на видео два манипулятора Kuka, манипулятор, разливающий кофе, автоматизированный вилочный погрузчик, ещё был манипулятор, перекладывающий элементы в ячейки, автоматизированный минитрактор (прототип) и всё. Остальные роботы развлечения — «роботы» головы (извините, сколько их уже делают проводят эксперименты и пока только голова, но до уровня зарубежных коллег в изготовление голов не доросли), Робот осминог и Стив (вроде это конференция научная, а не детская в большей степени — масштабность, статус, сразу же падает. Им место на Робофесте или на ВРО, но не наконференциях) и т.д. Так для размышлений https://vk.com/im?sel=9452558&z=video9452558_456239104%2Fe4b1807d03f82145a3
олег голдырев
29.04.2017
Те же мысли. Причем этот набор ездит из мероприятия на мероприятие. И вакуум вокруг. И половина мастер-классов к робототехнике отношения не имеет вообще
Андрей
02.05.2017
Всё как то грустно.. Иностранные роботы, несколько недоделанных нормально отечественных разработок и околообразовательный «трэш».