Если в школьной робототехнике сдвиги хорошие, то в студенческой — все печально. В Иннополисе прошло третье заседание общества образовательной робототехники
В конце июня в Иннополисе прошло очередное заседание Открытого общества образовательной робототехники. В обсуждении приняли участие эксперты, педагоги, представители вузов и производители конструкторов. Предлагаем обзор озвученных мнений и видео встречи (в конце статьи).
Открытое общество образовательной робототехники, ОООР — общественная группа, инициированная в том числе в ответ на создание Координационного совета Минобрнауки по робототехнике.
Первая попытка собрать такой круглый стол была предпринята в апреле 2016 в дни проведения Робофеста 2016 на площадке Московского международного салона образования, потом была встреча на ВРО 2016 (там родилось название общества), далее — круглый стол на EdCrunch. ВРО 2017 стала местом третьей встречи ОООР. Встречи носят открытый характер, хотя обычно не анонсируются широко. Среди вопросов, которые обсуждаются обществом, — обмен опытом и информирование всех заинтересованных сторон, модернизация уроков технологии, организация студенческих соревнований по робототехнике. Все эти вопросы рассматривались и на последней встрече.
Встречу традиционно начал Роман Лучин:
Если мы не сформулируем инициативу — наше широкое сообщество — то скорее всего это не будет сформулировано никак. Чтобы избежать такой ситуации, возникла в прошлом году идея формата общих собраний.
Роман Лучин обозначил текущие болевые точки и предложил собрать рабочие группы по направлениям:
- информационное оповещение преподавателей, распространение материалов, работа с родителями;
- развитие соревнований с упором на соревнования старшеклассников и студентов, взаимодействие с вузами;
- разработка концепции дополнительного технического образования.
Впечатлениями о поездке на чемпионат RoboCup 2016 в Лейпциге поделился Сергей Филиппов:
Все, чем мы до сих пор занимались, включая всемирную олимпиаду роботов, — это ясли… Ставить задачи самим тоже интересно, но иногда полезно достичь того, чего окружающие мастера уже достигли в качестве одной из ступеней… То, что мы воспринимали нашими пиковыми разработками, там каждый второй делает, если это требуется в категории…
Сергей Филиппов также остановился на студенческой робототехнике:
[Там] каждая новая вступившая команда вступает не с нуля, а берет готовые разработки предыдущих победителей и на основе них строит решения. Таким образом, развитие идет бешеными темпами.
Если в школьной робототехнике у нас сдвиги хорошие…, то в студенческой робототехнике все печально, RoboCup это показал. Полторы российские команды пытаются участвовать и занимают последние места. Как сдвинуть эту ситуацию, для меня пока загадка. Потому что вузы и не заинтересованы, и не имеют финансирования. Научный потенциал очень сильно ослаб по сравнению с тем, что на Западе и на Востоке сейчас делается.
Активно обсуждалась ситуация с льготами для победителей робототехнических олимпиад при поступлении в вузы.
Наталья Бадоля:
Должна быть синхронизация рабочих программ, вступительных экзаменов и баллов ЕГЭ, должна быть логика, чтобы университет понимал, как все это засчитывать.
На отсутствие понимания со стороны вузов обратил внимание и Сергей Филиппов.
Другая обсуждавшаяся проблема — массовое распространение робототехники на школьном и студенческом уровне, перекос в сторону «спорта высоких достижений».
Если сравнить с предыдущими встречами, то не были затронуты темы оборудования и конструкторов, хотя на собрании присутствовали представители разработчиков — Роман Лучин, Андрей Едалов, Павел Фролов. Общее настроение встречи было скорее пессимистичным.
Смотрите видео заседания:
Спикерами на заседании стали:
- Роман Лучин, директор ООО «КиберТех» — производителя конструктора ТРИК, Санкт-Петербург;
- Павел Фролов, ScratchDuino;
- Максим Васильев, президент РАОР;
- Наталья Бадоля, руководитель Молодежного технопарка при Уфимском нефтяном университете;
- Андрей Гурьев, федеральный тьютор по робототехнике и высоким технологиям в детских технопарках «Кванториум»;
- Олег Грязнов, основатель детского центра ЯСАМ, Белгород;
- Владислав Халамов, директор учебного центра РАОР;
- Елена Голованова, директор дворца детского творчества г. Шумерли Чувашской Республики;
- Николай Пак, Лига роботов, Новосибирск;
- Андрей Едалов, ЛАРТ, Москва;
- Динара Гагарина, Занимательная робототехника.
Репортажи с предыдущих встреч:
- Первая встреча — За все хорошее и против всего плохого. В Иннополисе состоялось заседание общества образовательной робототехники
- Вторая встреча — Глобальный разрыв. О робототехнике и не только по мотивам EdCrunch 2016
Александр Сергеевич
18.07.2017
Да сидят все умные. Разрабатывают планы как бы заработать. Но причина та в другом. В тех же соревнованиях- что они несут в себе, первое это хороший педагог который выполнивший условия соревнования, второе отдал свои наработки детям, они побеждают. На соревнования дети собрали робота немножко его отладили по установке педагога и все, они ни чего не создавали а использовали готовое, хотя сами ни чего не знают и не умеют. И кому нужны такие победители. И тут правы управления образования не желающие с этим сотрудничать. И тоже с эти согласен.
На соревнованиях побеждают педагоги и родители а не дети.
Ни кто не выкладывает своих идей и наработок для т. е. все педагогам приходиться работать с нуля, а те кто имеет знания, отказываются давать и показывать программы и модели роботов победителей и отлично так выигрывают во всем.
И причина с обеспечение кружков у 80% кроме NXT купленные в 2012 и педагогов вообще ни знающих что с этим делать больше ни чего не имеют. Я понимаю в Москве 30000р это копейки, а в остальных регионах все держится на энтузиазме педагогов которые за свой счет покупают роботов, будь они не ладны.
Так что лет через 5 робототехники не будет вообще и будете сами с собой соревноваться.
Арслан
18.07.2017
Александр Сергеевич, согласен, дорого, хоть и живу в Москве. С другой стороны, а почему бы и нет? Считаю задача не в том, чтобы это дёшево купить и продать бОльшему числу людей. Задача в том, чтобы придать этим знаниям ценность. Чтобы у ребят был путь и после кружков, в ДОСТОЙНУЮ жизнь специалистами высокого класса
Евгений
19.07.2017
Единственное, что я могу сказать в защиту соревнований в робототехнике — то что там происходит — цветочки по сравнению с детским профессиональным спортом.
Сама по себе идея делать соревнования основой образования — очень неправильная. Соревнования = никто не будет делиться своими наработками.
Нужна совсем другая система. Которая будет поощрять обмен опытом. Тогда идеи будут взаимно опыляться и приносить результат. В том числе, как побочный, в соревнованиях.
ЗЫ А что вам мешает начать делиться своим опытом?
Арслан
19.07.2017
Организация оставляет желать лучшего, конечно!
Марат
21.07.2017
Много сидят — мало делают!