Lego vs. настоящие роботы. Нужны ли робототехники в Беларуси?

Share Button

Что происходит в белорусской образовательной робототехнике, и чем она отличается от российской, рассказывает Глеб Карней, педагог и тренер из Минска.

Робофест 2016 в Минске

Робофест 2016 в Минске

Это вторая статья Глеба, ранее мы публиковали материал «WRO — это хорошо? Или плохо?», где рассказывается о ничтожности роли кошельков и правильных инвесторов в победах на международных соревнованиях и ставится под сомнение необходимость смены регламентов.

Белорусские реалии образовательной робототехники – абсолютно не такие, как в России:

  • для нашей страны характерен жесткий кризис в системе образования, особенно в средней и старшей школе (университеты, которые готовят программистов, и младшая школа пока держат марку);
  • в стране практически отсутствует государственная и спонсорская поддержка детской образовательной робототехники, а подавляющее большинство известных тренеров работает в частном бизнесе (поездки на мировые финалы WRO финансируются английским благотворительным фондом);
  • все белорусские преподаватели, которых я знаю, имеют преподавательское или IT-образование или вообще не имеют (я среди них);
  • IT — самая привлекательная индустрия для молодых людей из-за самых высоких зарплат в стране (белорусское IT — это разработка программного обеспечения);
  • у нас практически отсутствует собственное производство, на котором могли бы пригодиться навыки настоящей робототехники.

Мое виденье образовательной LEGO-робототехники ниже.

Мы с детьми не занимаемся робототехникой

Мы учимся сначала программировать и алгоритмизировать машинку с колесиками, потом работать с сенсорами и моторами при помощи математических алгоритмов, а потом строить более умные машинки (иногда даже без колесиков) для решения каких-нибудь задач. Задачи решаем в основном те, что увлекают учеников. Изредка знание их решений даже полезно для реальной жизни.

По определениям в Википедии умные машинки называются роботами, а их создание – робототехникой. А дети тогда – юные робототехники.

Но на занятиях я все чаще стараюсь говорить LEGO-робототехника вместо робототехника, программист — вместо робототехник.

Потому что большое количество умных людей, знакомых с настоящей робототехникой, говорят, что LEGO-робототехника – не настоящая робототехника. А ребята не робототехники, а просто контроллеры программируют. И чаще всего на графическом недоязыке.

Несмотря на то, что такая формулировка мне не очень нравится, она абсолютно верная.

Я лично настоящей робототехники ни разу не видел (готов ловить летящие в меня помидоры). Видел ребят, которые делают на Arduino-подобных платах образовательные наборы и открытки и называют это настоящей робототехникой.

Видел ребят при известной белорусской IT-компании, которые при помощи различного харда, подручных материалов и прямых рук пытаются превратить свои идеи во что-то более-менее полезное, чтобы кому-нибудь продать. Они себя робототехниками, кстати, не считают.

И я знаю всего одну единственную относительно крупную белорусскую компанию, которая делает робототехнические проекты. Вот только экскурсия из 15-ти человек в их офис пока не помещается.

Поэтому я считаю, что, кроме вышеописанных ребят, в Беларуси не существует настоящей робототехники.

Никого не хочу обижать. Возможно есть еще 1-2 компания, про которые я не слышал.

Глеб Карней о робототехнике LEGO

Глеб Карней

Я и не пытаюсь вырастить робототехников

Потому что в наших реалиях им будет негде работать. Готовить в Беларуси робототехников с детства – так же эффективно, как готовить моряков.

Я считаю, что в Беларуси даже через 10-15 лет не появится крупное индустриальное производство, как-то связанное с робототехникой.

Я учу детей решать задачи до конца и доводить проекты до идеального состояния путем поиска и применения математических алгоритмов.

Вместо настоящей робототехники я учу детей на примере LEGO-робототехники усердно и тщательно как выполнять поставленные перед ними задачи, так и реализовывать собственные идеи, сколько бы времени и труда это ни потребовало. Короче говоря, работать месяцами, косячить, не сдаваться, улучшать проект, получать результаты и делать выводы. Какие-нибудь.

Потому что наши дети этого абсолютно не умеют.

Несмотря на кризис, белорусская система образования дает детям хорошие знания в точных науках. Существует некоторое количество толковых школ и гимназий с сильным преподавательским составом. Остальным помогают репетиторы. При поступлении в ВУЗ всем приходится сдавать ЦТ (белорусский аналог ЕГЭ — прим.ред.), требования на котором достаточно высоки. Так что основная масса, выбравшая физико-математический профиль, подкована достаточно хорошо.

Большая часть моих учеников – олимпиадники по математике, физике или просто ученики с высоким средним баллом в школе.

Практически все они со старта не могут довести более-менее долгие проекты до конца. Ребята пытаются найти решение в течение 5 минут. При появлении малейших трудностей, когда не находят, – тут же сдаются и ждут ответ.

За толстым слоем сложно/непонятно/неинтересно скрывается простой факт – белорусских школьников пахать над сложными проектами неделями в школе не учат. 45-минутные уроки построены так, что к концу ученики знают, как решается какая-то часть примеров темы. За 3 урока мы проходим всю тему. Написали контрольную – и тут же забыли, выбросили в мусорку основной пласт информации. Новая тема. Это проблема не отдельной школы или отдельных учителей, это проблема системы образования в целом.

Я считаю, что учить детей работать над проектами, — это та уникальная ниша, которую занимает LEGO-робототехника не только в нашей стране, но и в мире в целом. Создавать полноценные проекты могут не только будущие гении IT, но и потенциальные пекари, менеджеры и архитекторы. А это невероятно востребованный навык в современном мире.

Конечно, можно и настоящих робототехников вырастить из LEGO-робототехники. Но это возможно только при наличии поддержки со стороны индустрии и государства, преподавателей со специальным образованием и большой материальной базы не LEGO-роботов. В Беларуси пока ничего из вышеперечисленного нет.

Участие в соревнованиях – точка приложения всех полученных на занятиях знаний.

Соревнования по LEGO-робототехнике — это не для всех

В первую очередь, по психологическим причинам.

Перед тем, как начать готовить детей к соревнованиям, я очень долго и подробно рассказываю, что их ждет при подготовке и на самих соревнованиях. Расписываю технологии, которые им придется изучить. Говорю о том, что очень часто они будут хотеть забросить проект, и это нормально, о том, что большая часть команд займет места в середине или в конце списка.

И что это относится лично к ним. Не к соседу Васе или дурачку Пете из соседней группы, а к ним. Им надоест проект. Их робот может пролететь мимо пьедестала, как фанера над Парижем. Их ждет очень много негативных эмоций в процессе подготовки к соревнованиям.

И тогда часть детей серьезно задумывается над тем, а зачем им это. И на подготовку к соревнованиям не приходят.

Конечно, отсеиваются не все, кому это не подходит. Но конфликты с моими детьми на соревнованиях в последние годы я могу пересчитать по пальцам.

Для многих детей без соревнований смысла заниматься просто не будет

Я как преподаватель должен сделать все, чтобы те, для кого соревнования во вред, на них не попали. Но у меня занимаются не только такие ребята. И их мало, честно говоря.

Основная масса народа занимается у меня ради соревнований. За ними тоже нужно следить: они, как губка, поглощают всю полезную информацию и постоянно выдают новые идеи. Их энергию просто нужно направить в нужное русло.

Большая часть учеников хочет демонстрировать свои знания миру. Это абсолютно нормальное поведение для детей – они не понимают, зачем они тогда еще учатся.
Соревнования дают выход накопившимся знаниям. Они позволяют сравнить себя с другими, получить эмоциональный отклик на свой проект. Понять свое место среди LEGO-робототехников.

Многие дети просто не будут заниматься робототехникой без соревнований. Они уйдут в футбол, например, где каждая победа – праздник. Или в плавание, где ты четко знаешь, за сколько секунд нужно проплывать 50 м. В робототехнике таких критериев нет, и сравнить себя с другими очень сложно.

Роботурнир 2017, Минск

Роботурнир 2017, Минск

WRO. Регулярная категория

На мой взгляд, WRO — это самые грамотно организованные соревнования в контексте моих занятий. Система проведения и организации WRO со всеми косяками и неровностями полностью соответствуют тому, что я рассказываю детям на занятиях о робототехнике и мире.

При подготовке к WRO я пытаюсь донести до сознания ребят следующие вещи:

  • Вам придется работать над программой и роботом полностью самостоятельно.
  • Я буду показывать вам различные технологии. Они применяются для точного считывания данных с сенсоров, плавного движения, оптимизации кода, ускорения робота и т.д. Какие из них вы будете использовать – решать вам. Куда вы их запихнете в своем роботе – решать тоже вам.
  • То, что не работает 20 раз подряд, не работает вообще.
  • Одну и ту же вещь можно делать десятью разными способами. Самые простые обычно не работают. Если ваше решение не работает – то оно слишком простое. Можете ли вы сделать сложнее и точнее – решать вам.
  • Если ты все уже сделал, то помни, что девочка Минг из Тайваня сделала то же самое месяц назад, а мальчик Петя из Екатеринбурга – два месяца назад.
  • Вокруг тебя в группе более 15-ти человек, которые разбираются в LEGO-робототехнике, включая тренера. Делать за тебя никто ничего не будет. Но мы все очень любим отвечать на вопросы и делиться знаниями.

И дальше в том же духе.

Я веду себя так, потому что мне кажется, что у WRO такие core values. Эти core values применимы не только к WRO, но и к современному техническому образованию в области IT.

Я готовлю команды к WRO ради этих самых core values, а не ради победы или получения робототехнических знаний. Победа и знания в LEGO-робототехнике – приятное дополнение. Через пять лет победы и LEGO-знания будут бессмысленны. Моральные ценности – не будут.

Есть тренеры, которые собирают детям роботов, пишут им программы, продают и покупают решения в интернете.

Есть те, кто считают, что в WRO бессмысленно участвовать, потому что с его помощью нельзя получить льготу при поступлении в ВУЗ.

Есть те, кто считает, что WRO — это не настоящая робототехника.

Они видят в WRO не совсем такие моральные ценности, как я. Или вообще их не видят. Может быть, они по-своему правы.

Но я никогда не соглашусь, что WRO извращает смысл занятий робототехникой или что соревнования по робототехнике – это плохо.

WRO – отличные соревнования, которые выявляют по-настоящему талантливых, усердных и трудолюбивых молодых людей. Они привлекают внимание ребят к робототехнике, и учат усердно работать над задачами.

Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок/ученик в 16 лет построил первого коммерческого робота, в 20 стал ведущим инженером корейской робототехнической компании, а в 30 совершил революцию в мире робототехники, то вы просто смотрите не на те соревнования.

Топовая команда в Беларуси, взявшая за 3 последних года 17-ое, 6-е и 4-е места на мировом финале состоит из потенциальных инженера-строителя и физика.

Я думаю, что это все, что нужно знать о LEGO-робототехнике в Беларуси.

Об авторе:

glebkarneiГлеб Карней — тренер репетиторского центра «100 баллов» в Минске, Беларусь; автор правил и соорганизатор пяти Минских роботурниров. Команды Глеба уже 3 года подряд выступают на мировом финале WRO в средней, старшей и студенческой категории.

Фото: Занимательная робототехника, группа Центр «100 баллов — ИнженериУм» ВКонтакте, budzma.by.

Мне автора может не совпадать с мнением редакции.

Share Button

2 комментария к статье “Lego vs. настоящие роботы. Нужны ли робототехники в Беларуси?”

  1. Арслан

    19.12.2017

    Честно и толково!

    Ответить на этот комментарий
  2. Александр Евгеньевич

    24.12.2017

    Мне повезло в жизни работать в начале карьеры инженера-физика с вышедшими на пенсию практиками, организаторами отечественной электронной промышленности 40-х годов. Даже в нынешних хозяйственных условиях и нынешних уровнях образования нет никакой проблемы за неделю заложить устойчивое развитие разработки и производства роботических устройств. Но не по регламентам WRO или Робофест… Тут Кальней справедлив. Нужна предельно ясная мера — исключить случайных людей из числа, формирующих критерии.

    Ответить на этот комментарий

Оставить комментарий

© 2014-2024 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика конфиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх