Игорь Воронин: «На хакатонах школьники должны решать реальные задачи»
Продолжаем серию статей про роботы и соревнования. Игорь Воронин, автор проекта УМКИ и научный сотрудник академического института ИПЛИТ РАН, рассуждает о том, кому и зачем нужна робототехника.
На состоявшемся в конце 2017 года кубке губернатора Московской области прошла панельная дискуссия по теме: «Что такое робототехника». Основной темой был вопрос, зачем нужна робототехника и кто такие робототехники. Мне выступить не удалось, попробую развернуть свою точку зрения в этой статье.
Понятно, что робототехником можно называть любого мальчика или девочку, которые занимаются программированием роботов. Собирают они свои изделия, скорее всего, из какого-то набора конструкторов. Робот, не важно — игрушечный он или профессиональный, обязательно имеет моторы, блок питания, основной мозг — процессор и какие-то датчики, поскольку по определению должен уметь взаимодействовать с внешней средой через свои сенсоры.
Кому и зачем нужна робототехника?
Профессиональные роботы должны уметь решать профессиональные задачи, направленные в первую очередь на проблемы их владельцев. Грубо говоря, приносить прибыль своим хозяевам либо выполнять какие-то социальные задачи.
Образовательные роботы приносят прибыль тем, что ребята и девчонки могут получить знания и навыки, которые им пригодятся, когда они поступят после школы в вуз. Поэтому затраты родителей на закупку необходимых комплектов или на обучение своих детей окупятся в том случае, если их ребенок поступит на бюджет технического вуза, а для иногородних — еще желательно и с общежитием.
Но само по себе участие в таких кружках или занятие с комплектом моторчиков и контролеров дома, скорее всего, может мало пригодиться для поступления в вуз. Чтобы получить добавочный бал к ЕГЭ и встать на более выгодную позицию при зачислении в потоке, необходимо принимать участие в различных мероприятиях. Результаты такого участия должны быть подкреплены дипломами и грамотами.
В каких мероприятиях участвовать школьнику, чтобы результат засчитывался при поступлении в ВУЗ?
Этот выбор можно ограничить следующим списком:
- олимпиады от вузов;
- научно-практические конференции или выставки роботов с защитой своих проектов, проводимые муниципалитетами;
- соревнования по спортивной робототехнике;
- недавно появившиеся и набирающие популярность хакатоны.
По текущей версии закона об образовании, преимущество при поступлении в вуз дается победителям только тех олимпиад, которые утверждены приказом федерального министерства образования, а их в федеральном перечне — 83. Но реально связанных с робототехникой там не более 5 олимпиад. Если ученик победил в такой олимпиаде, то может либо получить 100 баллов по предмету (информатике, физике, математике), либо поступить вообще без экзаменов в тот вуз, который проводит эту олимпиаду.
Выставки роботов организуют и проводят, как правило, муниципалитеты для того, чтобы отчитаться перед своим руководством о показателях по охвату детей научно-техническим творчеством. На них часто приглашаются дети из начальной школы, либо вообще детсадовского возраста, которые о высшем образовании еще пока не думают.
В конференциях же участвуют средняя и старшая школа, но чтобы грамоту за участие в ней зачел вуз, надо смотреть положение о мероприятии. Его должен организовывать муниципалитет, и в нем должно быть указано, что проводится с целью поиска одаренных детей.
Конечно, самым зрелищным, ярким шоу, вызывающим бурю эмоций, являются соревнования по робототехнике. Но победы в соревнованиях не идут в зачет при поступлении в вуз, даже в международных — таких как WRO. Поскольку подготовка к ним ведется не в рамках системы образования, а скорее как досуг. Причем, пожалуй, ни у одной сети кружков робототехники нет образовательной лицензии.
Почему кружки робототехники часто работают без лицензии?
Почему сложилось так — не совсем понятно. Ведь наличие образовательной лицензии может позволить родителям предъявлять оплату кружка к налоговому вычету. Для тех родителей, кто получает зарплату по белому — это существенная прибавка!
Хотелось бы на страницах edurobots.org развернуть обсуждение, почему владельцы сетей кружков не стремятся к получению образовательной лицензии?
Как вариант могу предположить тезис, что если ты хоть немного становишься заметным, то жди визита контролирующих органов, которые вместо помощи от нашего доброго государства, скорее приведут к разорению твоего бизнеса.
Если предложенный тезис окажется верным, то закупать необходимые комплектующие для сборки роботов предстоит не школам из бюджетных средств, а родителям, которые заботятся о будущем своих детей, из личных сбережений.
Так же тогда становится понятным механизм засилия конструкторами роботов международного бренда, который готов предоставлять существенные скидки и товарные кредиты на свой продукт сетевым кружкам. Это доминирование приводит к унификации регламентов различных соревнований, которые оказываются не отличимы один от другого. Все та же езда по линии, толкание баночек разного цвета, толкание роботами друг друга, гонки и футбол с пультов.
Такое понятие робототехники, по признанию Романа Лучина, ведет к тому, что абитуриентов, которые в школьные годы осваивали ее, надо переучивать буквально с нуля.
При этом остается совершенно не понятно, куда же уходят все те огромные средства бюджетного финансирования, которые выделяются государственными чиновниками на развитие научно-технического творчества у школьников. Если информация о выделяемых грантах размером в миллиарды рублей еще как-то попадает на страницы прессы, то кроме общих рассуждений об организации Кванториумов и коротеньких заметок в фейсбуке, из которых совершено не понятно, чем же там занимаются, и на что тратятся эти бюджетные средства, какой от них положительный эффект нам, налогоплательщикам, к сожалению, нигде прочитать не удается. Организуются ли где-то для педагогов курсы для обмена передовыми методиками по робототехнике и 3d прототипированию? Или закупаются ли тысячами наборы российских производителей образовательной робототехники? Увы, ответов на эти вопросы от тех коллег, которые работает в этом направлении, я не встречаю.
К очень большому сожалению, сегодняшнее руководство министерства образования тоже оказывается мало доступным для общения и ответов на такие вопросы. При прошлом министре, Дмитрии Ливанове, удавалось задавать острые вопросы, как это было, например, в ноябре 2013 года, когда в Сочи на мой конкретный вопрос о шагах по поддержке образовательной робототехники в школах, он ответил вполне четко и по существу. Нынешний министр Ольга Васильева вообще ни разу не обозначила свою позицию по образовательной робототехнике. А увольнение замминистра Вениамина Коганова, пожалуй, поставило крест на дальнейших собраниях клуба независимых робототехников, где можно было публично обсуждать эти и другие вопросы, связанные с расширением использования роботов в образовательном процессе.
Хакатоны и другие новые формы
Время неумолимо предлагает новые формы организации занятий с ребятами в увлекательной форме так, чтобы у них не пропадал интерес к техническому творчеству. Наравне с олимпиадами и соревнованиями по робототехнике, сейчас становится популярным организация и проведение так называемых хакатонов. Они отличаются от олимпиад, где результат уже заранее придуман организаторами, тем, что участникам предстоит решать задачи, предлагая наиболее эффективный способ достижения поставленной цели.
Как правило, в хакатонах ставятся задачи из реального бизнеса организатора, например, Сбербанка или ГАЗа. В хакатонах школьники должны не просто показать, как они научились программировать роботов для езды по линии, а разрабатывают полезный и осязаемый продукт. Причем победителям вполне возможно получить на свою команду денежный приз — около 50 тыс. рублей. Такие призы, как правило, серьезно мотивируют ребят на подготовку к состязаниям. И они уже самостоятельно изучают те дисциплины, без которых невозможно определить координаты робота в пространстве, для того чтобы решать реальную задачу, востребованную реальными заказчиками с реальными деньгами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Александр
14.01.2018
Уважаемый Игорь!
Робототехника — это маленькая часть образования российских школьников. Чего конкретно Вы хотите? Повышения продаж Ваших конструкторов? А давайте вместе посмотрим, какие условия и средства есть в большинстве российских школ и у родителей на сегодняшний день. При этом, самая главная олимпиада — Всероссийская олимпиада школьников. А искусственному интеллекту ещё очень-очень далеко до натурального!
Александр
14.01.2018
Уважаемый Игорь!
Хватит уже рекламировать свои конструкторы. Отметьте себе, что самым главным соревнованием для российских школьников является Всероссийская олимпиада школьников. И соревнования по робототехнике в ней проходят в рамках предмета «Технология». А что Вы и ваши деятели сделали для создания и развития материально-технической базы российских школ?
Александр Евгеньевич
16.01.2018
Робототехника никому не нужна. Ограниченному (перманентно расширяющемуся) числу лиц нужны роботы. Роботы (про которые уже знаем) многообразны и многообразие это- стремительно расширяется. Требовать от детей, чтобы они «креативно» изобретали нового робота может только нечестный, психически нездоровый человек.
На настоящий момент задача стоит понять и освоить уже существующие в мире решения. Никакой науки! Академия здесь абсолютно бесполезна! Услышав слово «творчество» следует обращаться в прокуратуру!
Образование не независимо (не оно диктует что и как изучать). Осознанная необходимость (это сложно) — вот что должно нами руководить. Одно слово «центр МОЛОДЕЖНОГО творчества» говорит о том, что организаторы АБСОЛЮТНО не в проблеме. Творчество ОДНО (хоть молодежное, хоть стариковское). В «Фигаро» покойная Пельтцер поет ЗНАКОВЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СЛОВА: «Никому и дела нет — хоть со срамом, хоть без срама появились мы на свет».
Отдельно о хакатонах и блиц-олимпиадах — это тоже антинародное дело. Инженер работает ВНЕ временных ограничений! Обществу БЕЗРАЗЛИЧНО, за день или за полгода он ПРИНЕСЕТ выверенное решение. Критерий один — полезность и надежность! Учителя же готовят преподать наилучшим образом ИЗВЕСТНОЕ! За 15 минут тему и 30 минут закрепление! А инженер — это ОБРАЗ ЖИЗНИ!!! На порядки различающиеся временные шкалы!
Уже писал, что материально-техническая база школ не определяющая. Не нужно 20 микроскопов «Курчатовской Лаборатории» — правильно настроить один и показать всем — и трудно и достаточно. Производственное оборудование типа станков ЧПУ не может эксплуатироваться 15 минут в неделю, а больше заданий вся школа вместе с завучами не УДУМАЕТ! И все это за 22 рубля в час на ученика! Это все равно, что выводить вид коровы с огромными копытами (чтобы из-под снега траву выковыривала), с огромным выменем (чтобы молока давала много) и с огромной шерстью, чтобы коровника нужно не было.
Николай Колегов
18.01.2018
Слушайте, если у вас станок ЧПУ работает по 15 минут в неделю, может тогда вы его отдадите нам в школу. У нас всегда найдется, что вырезать и ремонтировать.
Александр Евгеньевич
18.01.2018
Вы понимаете, что станок мне не принадлежит и распоряжаться им не могу. Для роботов принтера достаточно — подобран ударопрочный пластик. Тогда, как акрил порезанный лазером легко колется. АСИ мне ничего не давал — начинал до АСИ. Принтер передало предприятие, другие более ранние принтеры создавались на пенсию и родителями. Сейчас по домам школьников — нет ограничений по времени работы, как в школе. И по санпину ограничений нет, если дома. По кухням удобнее, чем в ЦМИТе.
Николай Колегов
21.01.2018
Нет я конечно тоже собрал принтер «на кухню», но это не для нужд школы, пусть идут лесом со своими санпинами, завхозами и пр. экзекуциями. Организации надо, пусть находят спонсора или средства для приобретения сего аппарата
Александр Евгеньевич
27.01.2018
Предполагаю, что Вас понимаю. Боюсь обобщать, но, видимо, и Санпины и «Технопарки» с частно-государственным «партнерством» достали не только меня и многих ответственных родителей!
Игорь Воронин
17.01.2018
Уважаемый Александр, почему Вы решили, что эта статья — реклама роботов УМКИ? В тексте про них же нет ни слова.
Или это Ваша общая рекомендация?
А на счет того что мы сделали вместе с коллегами единомышленниками — это разработали методические рекомендации занятий и создали сам контроллер для работы в классе.
Игорь Воронин
17.01.2018
Александр Евгеньевич! Чтобы дети что-то стали изобретать — их же сначала надо этому научить. Вы согласны с такой постановкой задачи?
Александр Евгеньевич
17.01.2018
«Готовься к великой цели, а слава к тебе придет» — слова из песни советского периода! Нет большего вреда для детей (и для взрослых), чем пыжиться «изобретать» без предпосылок для этого. У вас есть мнение — прекрасно — расскажите, как и что Вы изобрели и как и чему научили — по фазам! Считаю, что представляю возникавшие сложности. Паустовский пробовал писать (не соврать) в 15или 16 лет, Почувствовал, что писать-то НЕ О ЧЕМ! И пошел «в люди». Прошло время — нужное полилось на бумагу РЕКОЙ! Если бы Вы были рядом — неужели бы научили! Естественно, нет, как и не научите изобретать! На примере конкретного ЦМИТа могу Вам с патентным поиском (придется затратить время), показать, какой это БРЕД! Честно говоря, никогда не предполагал, что до такого дойдет! Но дошло, ведь! Вам самому в страшном сне не виделось, что все Ваши школьники «ИЗОБРЕЛИ» и требуют от Вас внедрения! По мере возникновения (и осознания и формулировки ) необходимости решения проблем и поиска решений и возникнет, или не возникнет изобретение. Не за 15 минут!
Игорь Воронин
20.01.2018
У меня самого несколько зарегистрированных патентов, полезных моделей и программ для ЭВМ. Но я ж не об этом, а о том, что бы школьники получили интерес к исследовательской деятельности. На это направлены все наши усилия. Помните из Ералаша малчик вылезает из разобранной им стиральной машины и рассуждает, а еще я не знаю как работает паровоз! Вот сейчас таких детей совершено точно не хватает.
Не в смысле их не рождается, а в том смысле что их этому увы не учат
Александр Евгеньевич
21.01.2018
Мля! У нас пара академиков трещат, что продвинули нанотехнологии так, что аж другим неповадно! Одному из них последние тройку десятков лет смысл в работы вставлял теоретик (ушедший из жизни лет пять назад). А еще лет 37 назад с участием этого теоретика ДСП авторское защитил на решения, которое последние два десятка лет применяют (в вариациях) лидеры производства микропроцессоров (несчастные 22 и 13 нм). Кто это все загнобил для россии — наши лучшие университеты и Академия! Как будто из лучших побуждений. Как устроено до войны образование в стране, имеющей сейчас уровень роботизации в два с половиной раза выше среднееврпейского, мне рассказала бабка (гуманитарий, родилась в позапрошлом веке) в 60-х годах, а я пытался все эти десятилетия сопоставить и понять, ПОЧЕМУ. Не сожалейте о Ливанове и Вениамине Каганове — я больше их и учился и работал. Они военной тайны либо не знают, либо не понимают, что курицу сначала режут, а потом ощипывают, а не наоборот. В Сингапуре (у нас на самом верху млеют от одного слова Сингапур) СНАЧАЛА прошли преобразования в промышленности и в социуме, а ПОТОМ в образовании обслуживать этот Социум, В территориальной близости от меня позиционируется спекулянт с ООО, который сочинил «концепцию развития креативности», наврал АСИ и иже с ними, отхватил оборудования миллионов на 15-20 и ни бельмеса сам не делает и не делал. Как такое могло произойти!!! Какой БАЛБЕС дал ему (частному предпринимателю в собственность) фрезерный станок размером с двухспальную кровать для работы с детьми, с которыми он НИКОГДА не работал!!! И не работает!!! «Технопарк» удумал!!!
Преподавательница физической электроники, которой дважды сдавал экзамен (естественно, уже покойная) была одной из 10 посланных Иоффе к Резерфорду. Резерфорд считал, что экспериментатор должен уметь поставить эксперимент с помощью бечевки и собственной слюны! В современной трактовке это звучать должно примерно так: НИКАКИХ технопарков — достаточно грамотных пенсионеров (вы догадались, Каких) и верящих им родителей (немного), а все остальное приложится! На данном историческом отрезке слово «креативность» несет устойчивое спекулятивное содержание.
Евгений
22.01.2018
Как я понимаю деньги даются тем, кто умеет обещать и оказывает в нужном месте в нужное время. + Подписывает условия о том, как будут использоваться деньги, какой минимальный результат гарантирован или деньги придется вернуть.
Для простаивающего фрезерного станка нужно найти компетентного спеца. Это все-таки меньшая проблема чем найти станок и спеца.
Про Сингапур — да, по такому пути и пытались идти 25+ лет. Сначала реформы промышленности и общества, потом и на образование обратим внимание. В итоге — несколько потерянных поколений и полное обрушение преемственности в инженерной школе.
Александр Евгеньевич
27.01.2018
Как я понимаю деньги даются тем, кто умеет обещать и оказывает в нужном месте в нужное время. + Подписывает условия о том, как будут использоваться деньги, какой минимальный результат гарантирован или деньги придется вернуть.
————————————————————————————
Про распределение денег обобщать не следует разные методики — . Передо мной конкретика — бредовая концепция, ТОЛЬКО под которую выделено ненужное оборудование. Кем?? Альфа и омега — оборудование подобного класса должно работать 10 часов в день, чтобы окупить себя. В Москве мощности лазерной резки (и металла) незагружены — плодить застойные оазисы — я что-ли буду частнику-СПЕКУЛЯНТУ искать спеца ??? И заказы? Поддержите Спекулянта!
В Сингапуре — однопартийная система. (У нас — как понимать?) Как готовить балерин — не берусь, А преемственность в инженерной «школе» (нашей, из прежней жизни) глубоко неоднозначно положительна. Меня трудно заподозрить в симпатиях к Чубайсу, но можно утверждать одно — он один ни с того, ни с сего 200 тысяч работников Академии не смог бы объегорить!
Положительное в происходящем есть — топовые школьники (с помощью и родителей) переводят цифровое производство в домашние условия и пытаются помогать друг-другу (и мне, естественно). На таких и опираюсь!
.
Александр Евгеньевич
28.01.2018
Как я понимаю деньги даются тем, кто умеет обещать и оказывает в нужном месте в нужное время.
———————————————————————————-
Что это за «технарь», которому нужны специалисты по каждому оборудованию (уровень наладчика), не собирающийся сам работать с детьми, которому для разового изготовления тряпочной куклы с дюжиной транзисторов «нужен» фрезерный станок для производства дверей. И педагогов ему подавай под бредовню о «развитии креативного мышления» Его, мол, «концепция»!