Lego для и против инженерного мышления дошкольников

Конструкторы для обучения детей робототехнике

Share Button

Продолжаем обсуждать тему инженерного мышления вместе с психологом и экспертом по одаренности Юлией Шевченко. Во второй части материала читайте, как конструктор Lego помогает и мешает развитию инженерного мышления.  

Как можно изменить упражнения с Lego? Мнение участника дискуссии про инженерное мышление

Идеальность Lego как недостаток

Большое оживление в ходе дискуссии про инженерное мышление вызвало обсуждение пользы и ограничений работы с конструкторами Lego. Lego создает отличные коробочные решения для сборки простых моделей, для образования, для создания программируемых объектов. Продукты Lego настолько идеальны, что возможность что-то изменить в организации работы с ними может показаться невозможной. Поэтому часто люди критикуют Lego за вклад в ограничение потенциала к свободному творчеству. Идеальность соединений Lego может формировать у ребенка представление о единственности «правильного» варианта действия в конкретном случае, безальтернативности «правильных» путей решения творческих технических задач. Ограничивая работу с детьми только Lego-средой, мы не даем им возможности познавать свойства разнообразных материалов. И, вроде бы, все это правильно, но… разве источник этих проблем имеет вещный характер? Разве он не в сознании того, кто организует работу с конкретной вещью? Разве конструирование из того, что под рукой, работа с природными материалами, занятие лепкой или рисованием исключает подобные проблемы?

Самое печальное, что приходится слышать во время сотрудничества с педагогами, — это вариации на тему «не мы должны придумывать, как можно изменить, адаптировать, развить эти упражнения».

Башня из Lego

Анатолий Шперх (руководитель Школы инженерного мышления в Лаборатории непрерывного математического образования — прим.ред.) во время нашей работы на площадке рассказал, что видел в детском саду Татьяны Дубоенко (заведующая детским садом «Легополис» — прим.ред.) фотографии, на которых люди соревнуются в построении самой высокой башни, которую можно создать из ограниченного набора деталей Lego. Это упражнение из базового тренинга для обучения преподавателей в системе Lego Education. Еще оно используется в работе с взрослыми (очень серьезными) людьми на фасилитационных сессиях по технологии LSP. А однажды на похожем упражнении мы с Евгенией Беляковой (педагог Центра развития одаренности — прим.ред.) даже построили сложное игровое взаимодействие для обсуждения важных проблем 80 специалистами по межнациональным и межэтническим отношениям со всей России.

Справка: LSP или Lego Serious Play — это методика фасилитации, разработанная компанией Lego. Ее цель — развитие творческого мышления, стимулирование принятия нестандартных решений и их визуализация кирпичиками Lego. Участники прорабатывают воображаемые сценарии, работу в команде, используя визуальные трехмерные конструкции. Утверждается, что участники уходят с навыками эффективного общения, более творческим подходом к своей работе, более глубоким пониманием мира и своих возможностей.

Упражнение «Башня» даже в базе обладает хорошим развивающим потенциалом. Среди прочего, оно заставляет людей искать нестандартные варианты использования и скрепления деталей. Я много раз видела удивление людей, которые находили удачные решения сами или в моделях коллег: «А что, так можно было?». Но в базовом виде использовать упражнение можно только один раз (с одними и теми же людьми). Мне самой во второй раз было гораздо менее интересно. Что же мешает внести в упражнение разные изменения? Решила записать и опубликовать мысли, которые пришли в голову по этому поводу – потоком, без описания пригодности для возрастов и целей.

Совершенствуем Башню Lego

После базового построения:

  • Убрать максимально возможное количество деталей, чтобы башня сохранила высоту и устойчивость.
  • Убрать все красные (или, например, квадратные в основании) детали, чтобы башня сохранила свою устойчивость.
  • Исключать из конструкции детали по одной так, чтобы башня максимально долго сохраняла свою устойчивость (по принципу игры Дженга).
  • После того, как башня создана человеком (командой), закрыть объект и предложить заново воссоздать его по памяти.
  • Поменять местами ограниченное (заданное) число деталей башни коллег так, чтобы она стала выше.
  • Две команды создали свои варианты башни в базовом упражнении. После этого команды пытаются воссоздать башню коллег, например, через такой вариант работы: лишь один человек видит образец, и этот человек должен объяснить остальным, как ее строить (только словами).
  • Предложить всем строителям дополнительный набор элементов. Задача: с помощью этого набора максимально увеличить свою башню за ограниченное время (добиться максимального «прироста»).
  • Перенести башню на листе бумаги формата А4 на другой стол.

Новые условия для базового построения:

  • Никакие детали не могут скрепляться стандартным способом.
  • Башня должна опираться на одну (заданную) деталь.
  • Если работают команды, то произвольно разделить набор деталей на всех и разграничить время: сначала каждый строит свой кусочек, затем фрагменты (не преобразовывая их) скрепляются в общую конструкцию.
  • Еще вариант командной работы: поочередно участники устанавливают по одной детали, не договариваясь. Менять в сложившемся до твоего хода построении ничего нельзя.
  • Создать не только самую высокую, но и максимально стабильную при наклоне конструкцию (в идеале ее можно расположить горизонтально и снова вернуть в базовое положение).

Конечно, это не все возможные варианты изменения упражнений, просто мысли, возникшие по ходу разговора. А еще можно взять коробку скрепок или рулон туалетной бумаги и придумать несколько упражнений, которые будут иметь самостоятельную ценность или, если очень хочется, дополнят работу с Legо. Мне бывает невероятно жаль, когда мы проходим мимо возможностей, которые имеем, сетуя о тех, которые не можем получить.

Источник: личная страница Юлии Шевченко в Фейсбуке.

Share Button

Нет комментариев.

Оставить комментарий

© 2014-2018 Занимательная робототехника, Гагарина Д.А., Гагарин А.С., Гагарин А.А. All rights reserved / Все права защищены. Копирование и воспроизведение в любой форме запрещено. Политика кофиденциальности. Соглашение об обработке персональных данных.
Наверх