На ММСО 2021 представлены результаты исследования частного рынка образовательной робототехники в России
Исследование проводится Высшей школой экономики (Пермь) совместно с порталом «Занимательная робототехника» и сетью секций образовательной робототехники «RoboUniver». В рамках панельной дискуссии «После бума: рынок образовательной робототехники в поисках новых форматов обучения и продвижения» эксперты обсудили результаты анализа и поделились своим видением состояния рынка. Дисбаланс в понимании, что есть робототехника, у участников рынка, выход на рынок государства и дефицит квалифицированных кадров — ключевые векторы, определяющие ситуацию на рынке, по мнению участников обсуждения.
В Москве завершился Московский международный салон образования – крупнейшее мероприятие сферы образования России. Несмотря на некоторую стагнацию рынка образовательной робототехники, это направление и смежные с ним области STEM-образования активно представлены среди экспонентов ММСО — на выставке присутствовали как крупнейшие игроки отрасли, так и начинающие компании. В деловой же программе ММСО 2021 робототехника звучала значительно реже, чем в предыдущие годы.
Модератором дискуссии «После бума: рынок образовательной робототехники в поисках новых форматов обучения и продвижения» выступила Динара Гагарина (НИУ ВШЭ — Пермь, Занимательная робототехника). Она же представила основные выводы исследования, которое проводилось на основе глубинных полуструктурированных интервью с основателями и руководителями кружков робототехники из разных городов России.
Бурный рост рынка в 2014-2018 гг. сменился стагнацией и спадом, которые усугубляются пандемией. Несмотря на долгую историю, рынок не консолидировался, в результате кризисных явлений многие кружки не выжили.
Существует значительный дисбаланс в понимании того, что такое робототехника, у участников рынка — государства, бизнеса, родителей. Это понимание у каждого свое и на уровне содержания, и в ценностном смысле. За годы развития у потребителя так и не сформировались требования к содержанию услуги, рынок этого содержания также не раскрывает в достаточной степени в своих маркетинговых коммуникациях.
Существенные изменения рынка произошли на фоне активного участия государства — как запуска программ поддержки инженерного и ИТ-образования, так и открытия частно-государственных форматов (Кванториумы, Точки роста и др.). При этом частному сектору недостаточно понятна государственная политика в области робототехнического образования и запрос государства к бизнесу. Исследование свидетельствует, что небольшие частные кружки не ощущают прямой конкуренции с государственными, в том числе в силу разных ценностей. Но такая конкуренция становится сильно заметной для крупных и сетевых игроков. На этом фоне франшизы, будучи одной из основных бизнес-моделей робототехнического образования, испытывают проблемы и требуют переформатирования для российского рынка или выхода за рубеж.
Дефицит квалифицированных кадров остается по-прежнему главным фактором, сдерживающим качественное и количественное развитие негосударственных кружков робототехники и сферы робототехнического образования в целом.
Экспертами на панельной дискуссии ММСО стали, с одной стороны, основатели крупных сетевых кружков, — Павел Баскир (ФОДО Образ, сети секций RoboUniver и Эра инженеров) и Надежда Бабенкова (Брейн Девелопмент, сеть Роботрек). С другой — производители оборудования, ориентированные на разные сегменты рынка, — Андрей Тремаскин, директор молодой компании iarduino.ru, и Алексей Чертков, директор по развитию ООО «Академия Высоких Технологий» и руководитель профиля «Автономные транспортные системы» олимпиады НТИ.
Участники дискуссии согласились с предложенной авторами исследования гипотезой о необходимости отраслевых инструментов консолидации рынка, продвижения, аудита, подготовки кадров для коммерческих кружков.
Отчет с результатами исследования будет опубликован в научном журнале и на портале “Занимательная робототехника”.
Контакты для СМИ: Динара Гагарина, 904-84-89-387.
Юлия
12.10.2021
Здравствуйте.
Очень интересная статья. Во многом согласна. Государство активно вкладывает деньги в гос. учреждения по созданию Кванториумов. И это здорово. Потому, что для отдаленных регионов то, что кружок бесплатный, является определяющим фактором. Но. Благодаря тому, что у этих кружков есть внеконкурентные преимущества, сотрудники на местах расслабляются и не дают нужный уровень знаний, не дают нужный охват потребителей при таком мощном материальном обеспечении. Если бы это оборудование да в частные руки. Отработали бы гораздо эффективнее. Потом, что конкуренция. И частники вынуждены постоянно идти вперёд семимильными шагами.